Решение по делу № 21-165/2014 от 26.03.2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

31 марта 2014 года г. Уфа, ул. Матросова,1

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,

при секретаре Хафизовой Ю.Ф.,

с участием:

... – защитника Карманова С.В. на основании доверенности от 28 марта
2014 г.,

ФИО3 – представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан на основании доверенности №... от дата,

в отсутствие Карманова С.В. – лица, привлеченного к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы судебным извещением согласно данных сайта www.russianpost.ru по отправлению с внутрироссийским почтовым идентификатором (л.д. 50),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО6 в интересах Карманова С.В. на решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 февраля 2014 г., которым:

постановление ... от 16 октября 2013 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан, которым Карманов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба Карманова С.В. – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ

Постановлением от 16 октября 2013 г. государственный инспектор РФ по РБ Управления Росприроднадзора по РБ ФИО5 признал ...» Карманова С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, с наложением на него штрафа в размере 10000 руб. (л.д.105-109 т.1).

По жалобе Карманова С.В. судья Советского районного суда г.Уфы РБ, вынес обжалуемое решение от 13 февраля 2014 г.

Защитник ФИО6 в интересах Карманова С.В. принесла в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит отменить постановление от 16октября 2013 г. Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан и решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 февраля 2014 г. в связи с малозначительностью.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав ФИО2 – защитника Карманова С.В. и представителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан, прихожу к выводу об оставлении решения судьи от 13 февраля 2014 г. без изменения, жалобы – без удовлетворения.

В соответствии со ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ... установлен факт того, что обществом осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование отходов производства и потребления.

В соответствии с представленными за 2012 год обществом сведениями, ...» является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Обращение с отходами в обществе подтверждается актами приема-передачи отходов договорами на передачу отходов, сведениями 2-ТП отходы за 2011 год, расчетами платы за негативное воздействие за 2-4 квартал 2011 г.,1-4 квартал 2012 г., 1 квартал 2013г.

Общество не сдало отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год.

В соответствии с п.5 приказа Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. № 30 «Об утверждение порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов ...» в установленный срок не предоставлена, что является нарушением приказа Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ст.11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

На основании установления достаточных данных для квалификации правонарушения и установления виновного лица 16 октября 2013 г. должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан вынесено постановление ... которым ... Карманов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Исследовав материалы дела, суд второй инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.

Вмененное ... нарушение требований ст.8.2 КоАП РФ обусловлено несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В силу ст.3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействия на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно положениям ст.64 Закона об охране окружающей среды контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из положений ст.1 Закона об отходах обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В свою очередь, положениями Закона об отходах установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

На основании ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Частью 3 ст.39 Федерального закона установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

На основании п.3 ст.18 Закона об отходах субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии со ст.19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400, установлено, что Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных).

Годовая статистическая отчетность по формам 2-ТП (отходы), утверждена Приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

В соответствии с п.5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. № 30 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 2010 г. за № 16938), отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

...», осуществляя деятельность по обращению с отходами, сдало отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 г. 30 октября 2013 г., т.е. после проведения проверки (л.д.93 т.1), чем нарушило требования природоохранного законодательства, а именно ст.11,п.3 ст.18, и п.2 ст.19 Закона об отходах и п.5 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды РФ от
16 февраля 2010 г. № 30.

Согласно приказов №32 от 01 апреля 2011 г. и №10 от 11 января 2012 г. КармановС.В., как ..., с период с 01 апреля
2011 г. по 26 февраля 2013г. осуществлял общее руководство деятельностью по охране окружающей среды (л.д.126,128,129).

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ...
Карманова С.В. состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и о правильной квалификации должностным лицом Управления Росприроднадзора по РБ административного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.

Оснований для освобождения Карманова С.В. от административной ответственности не установлено.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Карманова С.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАПРФ, следует признать правомерным.

Вина Карманова С.В. в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, поскольку, осуществляя хозяйственную деятельность, ... обязано было знать и соблюдать нормы регулирующие указанные действия, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения, при этом, объективных обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, возложенных на него законодательством, судьей не установлено.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности Управлением Росприроднадзора по РБ не нарушены.

Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных защитником Карманова С.В. требований, является правомерным.

Иные доводы жалобы не опровергают правильные выводы судьи и не свидетельствуют о судебной ошибке.

Административное наказание назначено Карманову С.В. в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1,3,5,4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, минимальное.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного постановления, по делу не имеется.

Доводы жалобы о том, что имеет место малозначительность правонарушения, так как постановление Управления Росприроднадзора по РБ в отношении ... привлеченного к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, решением Арбитражного суда РБ от 05 февраля 2014 г. отменено, не влекут удовлетворение жалобы.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи.

По настоящему делу отсутствуют основания для применения ст.2.9 КоАП РФ, так как Кармановым С.В. правонарушение совершено в области охраны окружающей среды и природопользования, при этом существенная угроза охраняемым общественным интересам выражается в неисполнении правонарушителем своих обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. № 30 «Об утверждение порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от
10 февраля 2002 г.

При таких обстоятельствах, решение судьи Советского районного суда г.Уфы РБ от 13 февраля 2014 г. является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л

Решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от
13 февраля 2014 г. оставить без изменения, жалобу защитника ФИО6 в интересах Карманова С.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.

справка:

судья Шамсетдинова А.П.

дело № 21-165/2014

21-165/2014

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Другие
ЗАО "Девон-Групп"
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Шарафутдинова Салия Исламовна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
27.03.2014Материалы переданы в производство судье
31.03.2014Судебное заседание
31.03.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее