Дело № 2-128/2023
УИД: 91RS0023-01-2022-001355-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть решения оглашена 30.01.2023;
мотивированное решение изготовлено 06.02.2023)
30 января 2023 года Черноморский районный суд
Республики Крым
в составе: председательствующего судьи – Стебивко Е.И.
при секретаре – Гаркавенко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым в защиту прав и законных интересов Григорьева Александра Николаевича, Околеловой Татьяны Николаевны, к Администрации Далековского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, ООО «Крымская водная компания», о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО4, ФИО2, к ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ООО «Крымская водная компания», о понуждении совершить определенные действия.
Заявленные требования мотивируют тем, что <адрес>, на основании обращения гр. ФИО2, гр. ФИО4, проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, градостроительстве, закупках товаров и работ для государственных и муниципальных нужд, ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым.
В ходе поверки установлено, что между ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым и ООО «СК «Единство» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № Ф.2019.384239 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Капитальный ремонт водопроводной сети <адрес> Республики Крым», в соответствии с которым осуществлен капитальный ремонт магистрального водопровода в <адрес>, включая <адрес>.
Согласно рабочей документации по капитальному ремонту водопроводной сети в селе <адрес> Республики Крым, исполненной ООО «Крымская водная компания», заказчиками которой является ФИО3 сельского поселения, точками подключения проектируемого водопровода являются скважины; подключение домовладений будет осуществляться собственниками. При изучении документации указанного муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ установлено, что по результатам замены оборудования на ранее установленном магистральном водопроводе по <адрес>, точки подключения к сетям водоснабжения абонентов заранее не предусмотрены, тем самым, лишив их возможности получать коммунальную услугу. То есть, заказчиком в Проекте не были предусмотрены работы по переподключению действующих абонентов и в сметную стоимость ремонта не включены.
При этом, решением ФИО3 сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведен вывод из эксплуатации старого трубопровода, расположенного в селе Далекое по <адрес> лет СССР, Молодежная, Советская, Школьная, Спортивная, Строителей, Мичурина, пер. Строителей, Спортивный, ввиду введения в эксплуатацию новой водопроводной сети в рамках адресной инвестиционной программы Республики Крым с февраля 2020 года. Одновременно установлено, что между ФИО4 и ООО «Крымская водная компания» заключен договор о предоставлении коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № по месту его жительства: <адрес>.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства ФИО3 сельского поселения не исполнена обязанность по организации водоснабжения населения.
Истцом в адрес ФИО3 сельского поселения внесено представление об устранении нарушений прав ФИО2 и ФИО4, а также требование от ДД.ММ.ГГГГ о возврате к повторному рассмотрению данного представления, однако органом местного самоуправления, изложенные в акте прокурорского реагирования требования, исполнены не были.
С учетом уточненных требований, просят в судебном порядке признать бездействие ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым незаконным, возложив обязанность в течении 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить работы по восстановлению технологического присоединения к сетям водоснабжения домовладения (помещения), в котором проживают ФИО8, ФИО4 Кроме того, просят суд ФИО3 ООО «Крымская водная компания» до исполнения органом местного самоуправления работ по восстановлению технологического присоединения к сетям водоснабжения домовладения (помещения), в котором проживают ФИО8, ФИО4, установить и поддерживать в надлежащем техническом состоянии водоразборную колонку, обеспечив непрерывное поступление воды в указанное домовладение.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО7, а также ФИО8 поддержали уточненные исковые требования, просят иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебном заседании не участвовал, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие; в рамках судебного разбирательства требования искового заявления не признал, пояснил, что капитальный ремонт водопроводной сети села <адрес> Республики Крым выполнялся в рамках реализации Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым. Проектно-сметная документация по капитальному ремонту водопроводной сети разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, прошла государственную строительную экспертизу. Указал, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ относительно вывода из эксплуатации централизованного водопровода по некоторым улицам <адрес>, утратило силу согласно принятого решения 17 заседания ФИО3 сельского совета <адрес> 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №. ФИО3, при этом, полномочия по организации водоснабжения населения выполнены в полном объеме путем заключения муниципального контракта № Ф.2019.384239 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Капитальный ремонт водопроводной сети <адрес> Республики Крым». По поводу обращения гр. ФИО2 ими было направлено письмо в ООО «Крымская водная компания» о внесении изменений в инвестиционную программу водоснабжения и водоотведения в виде включения мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объектов капитального строительства. Также указывает, что подводящий водопровод к частному дому истцов в схему водоснабжения ФИО3 сельского поселения не входит и, соответственно, не является муниципальной собственностью, а потому бремя расходов по его содержанию несет собственник. Включение ФИО3 в смету расходов на капитальный ремонт водопровода в <адрес> расходов на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению частных жилых домов будет являться незаконным и приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Вместе с тем, порядок подключения к центральной водопроводной сети носит заявительный характер, и именно потребители, должны обратиться в соответствующую организацию с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения. С учетом изложенных обстоятельств, просят отказать в части иска относительно признания бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности осуществить работы по восстановлению технологического присоединения к сетям спорного домовладения. Дополнительно в материалы дела приобщены письменные возражения, содержащие аналогичные доводы.
Представитель ответчика ООО «Крымская Водная Компания» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В ходе судебного разбирательства возражал относительно заявленных исковых требований, в связи с тем, что проектная документация составлялась по техническому заданию ФИО3 сельского поселения, которое не предусматривало необходимость переподключения домовладений; самостоятельно вносить какие-либо изменения они в данном случае не уполномочены. В связи с изложенным, просят в иске отказать. Дополнительно в материалы дела направлена информация, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу проживания гр. ФИО2 и гр. ФИО4 по <адрес> в <адрес>, сотрудниками компании оборудована водоразборная колонка.
Иные участники судебного разбирательства в судебном заседании не присутствовали, о дате слушания дела извещены в установленном законом порядке, причины неявки суду не сообщили.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку они самостоятельно распорядились своими правами на личное участие в рассмотрении настоящего дела.
Исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
В соответствии с п.3 ст. 8 ГК Российской Федерации, к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей, в числе других, относится судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности.
Статьей 11 ГК Российской Федерации предусмотрена судебная защита гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 59 ГПК Российской Федерации, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, а согласно ст. 60 ГПК Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч.3 ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Выслушав позиции сторон, суд установил следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым (Заказчик) и ООО «СК «Единство» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № Ф.2019.384239 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Капитальный ремонт водопроводной сети <адрес> Республики Крым», в соответствии с которым осуществлен капитальный ремонт магистрального водопровода в <адрес> Республики Крым (л.д.5-27).
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, водопроводная сеть ФИО3 сельского поселения (кадастровый №) находится в собственности ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым (л.д.75-77).
Работы, предусмотренные контрактом выполнялись в рамках реализации Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2018-2020 годы (п.1.2.).
Источник финансирования бюджет муниципального образования ФИО3 сельское поселение <адрес> Республики Крым (Субсидия из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования ФИО3 сельское поселение <адрес> Республики Крым) (п.1.2.1).
Согласно рабочей документации по капитальному ремонту водопроводной сети в селе <адрес> Республики Крым, исполненной ООО «Крымская водная компания», заказчиками которой является ФИО3 сельского поселения, определены виды и объем работ, на основании технического задания (Приложение №) (л.д.29,35-39).
При этом, заказчиком в Проекте не предусмотрены работы по переподключению действующих абонентов и в сметную стоимость ремонта такие работы не включены.
Во исполнение запроса <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Крымская водная компания» ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) направлено письмо, согласно которому сотрудниками компании приостановление предоставления услуги водоснабжения по <адрес> в <адрес>, не осуществлялось. В то же время, объект капитального строительства – централизованная система водоснабжения села Далекое сдан в эксплуатацию в феврале 2020 года, в связи с чем, решением ФИО3 сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведен вывод из эксплуатации старого трубопровода, расположенного в селе Далекое по <адрес> лет СССР, Молодежная, Советская, Школьная, Спортивная, Строителей, Мичурина, пер. Строителей, Спортивный. В настоящее время водоснабжение села осуществляется только по новой линии водопровода; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на новую магистраль переподключено 99% всех абонентов села Далекое. В связи с тем, что в смету на проведение капитального ремонта системы водоснабжения не заложена стоимость работ по переподключению и оборудованию колодцев средствами и силами компании, подключение к новому трубопроводу осуществляется за счет абонентов (л.д.40-42).
Как следует из ответа ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), направленного в адрес истца, точкой балансового разграничения, в которой происходит передача услуг от ресурсоснабжающей организации абоненту, является место подключения систем водопровода, через которые абоненту осуществляется водоснабжения и/или водоотведение. При этом, подключение домовладения к коммунальному ресурсу обеспечивается абонентом (л.д.51-52).
В ответ на требование <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым предоставлена информация о направлении письма ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Крымская водная компания» относительно включения мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства в инвестиционную программу водоснабжения и водоотведения (л.д.55-56).
Как следует из ответа ООО «Крымская водная компания» от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2022 году заявок на технологическое присоединение в сетям водоснабжения по ФИО3 сельскому поселению, где отсутствует техническая возможность технологического присоединения не поступало, в связи с чем, у компании отсутствует необходимость в корректировке инвестиционной программы в этой части (л.д.123).
Судом установлено, что между ФИО4 и ООО «Крымская водная компания» заключен договор о предоставлении коммунальных услуг по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.43-44). Право собственности на указанное домовладение зарегистрировано за ФИО4
В материалы дела ФИО3 сельского поселения представлено решение ФИО3 сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, которым отменено решение ФИО3 сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выводе из эксплуатации централизованного водопровода по <адрес> лет СССР, Молодежная, Советская, Школьная, Спортивная, Строителей, Мичурина, пер. Строителей, Спортивный в селе Далекое» (л.д.78).
Как подтверждает информация ООО «Крымская водная компания» от ДД.ММ.ГГГГ №, по адресу проживания гр. ФИО2 и гр. ФИО4 по <адрес> в <адрес>, сотрудниками компании оборудована водоразборная колонка (л.д.).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Указанные вопросы местного значения закреплены за сельскими поселениями Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения».
В силу ч.ч. 1, 2, 3, 4 ст. 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», подключение объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что между ФИО4 и ООО «Крымская водная компания» в 2016 году заключен договор о предоставлении коммунальных услуг по водоснабжению по <адрес> в <адрес> Республики Крым.
Договор о подключении к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Не допускается отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Судом установлено, что при составлении сметы расходов в рамках муниципального контракта должностные лица не включили в смету расходы на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов в селе <адрес>, которые ранее были подключены к старой системе.
Таким образом, в рамках муниципального контракта не был разрешен вопрос об организации надлежащего водоснабжения по магистрали после проведения ее капитального ремонта, в связи с чем, жители села <адрес> Республики Крым, в том числе гр. ФИО8 и гр. ФИО4, остались без водоснабжения, тогда как до проведения капитального ремонта они пользовались услугой по водоснабжению, были подключены к магистральной системе водоснабжения, производили оплату до момента прекращения подачи воды.
В данном случае, доводы стороны ответчика о наличии у действующих абонентов обязанности проведения работ по переподключению за счет личных средств, противоречат нормам действующего законодательства. Проведение капитального ремонта по замене центрального водопровода и последующее переподключение абонентов к сети не может быть поставлено в зависимость от действий последних, которые в целях возможности получения коммунальной услуги вынуждены нести определенные затраты.
Между тем, в данном случае согласно заключенному муниципальному контракту № Ф.2019.384239 от ДД.ММ.ГГГГ, был предусмотрен капитальный ремонт водопроводной сети <адрес> Республики Крым, в соответствии с локальным сметным расчетом к настоящему муниципальному контракту. То есть в рамках данного муниципального контракта предусмотрены работы в определенном объеме в пределах выделенных средств, объем которых предусмотрен локальной сметой в контракте. В связи с этим, обязанность в части включения мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства в инвестиционную программу водоснабжения и водоотведения, не входит в компетенцию обслуживающей организации, поскольку распределение денежных средств производится из бюджета ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования в части возложения обязанности на ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым осуществить работы по восстановлению технологического присоединения к сетям водоснабжения домовладения (помещения), в котором проживают ФИО8, ФИО4, признав их бездействие в данном случае незаконным, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 71 и 74 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК Российской Федерации, либо иными способами, установленными законом.
Разрешая заявленные исковые требования о возложении обязанности на ООО «Крымская водная компания» до исполнения органом местного самоуправления работ по восстановлению технологического присоединения к сетям водоснабжения домовладения (помещения), в котором проживают ФИО8, ФИО4, установить и поддерживать в надлежащем техническом состоянии водоразборную колонку, суд исходит из того, что истцом избран способ защиты гражданского права - понуждение к исполнению обязанности в натуре.
При этом, судом установлено, что к моменту рассмотрения спора по существу стороной ответчика добровольно удовлетворены данные требования, тем самым, устранены основания требовать исполнения указанных обязанностей, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, в связи с чем, считает необходимым отказать в этой части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов ФИО4, ФИО2, к ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ООО «Крымская водная компания», о понуждении совершить определенные действия, - удовлетворить частично.
ФИО3 сельского поселения Республики Крым, возложив обязанность в течении 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить работы по восстановлению технологического присоединения к сетям водоснабжения домовладения по <адрес>, по месту проживания ФИО2, ФИО4, признав бездействие органа местного самоуправление в этой части незаконным.
В остальной части заявленных исковых требований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Черноморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Стебивко