Дело № 2а-10440/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2017 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца Жикина И.В.,
представителя административного ответчика – Политовой Е.М., действующей на основании доверенности от ** ** **
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жикина И.В. к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату Республики Коми по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов о признании незаконным решения о призыве на военную службу и его отмене
УСТАНОВИЛ
Жикин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату Республики Коми по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов о признании решения о призыве на военную службу от 30.10.2017 года № 11-01 незаконным и его отмене.
Основанием для обращения явилось несогласие призывника с решением Призывной комиссии, поскольку принятое решение нарушает его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В ходе рассмотрения дела административный истец поддержал заявленные требования.
Представитель Военного комиссариата – Политова Е.М. заявленные требования не признала, просил отказать в их удовлетворении, указав, что решения призывной комиссией от 30.10.2017 года в отношении призывника Жикина И.В. не принималось, имеется решение от 31.10.2017 года № 22 о призыве на военную службу.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу положений статьи 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.
Следовательно, вопросы призыва на военную службу находятся в полномочиях призывных комиссий.
В соответствии военный комиссариат организует призыв на военную службу призывников посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований (п. 2). Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании (п. 3).
Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (далее Положение о призыве) предусмотрено, что призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, которой предусмотрено, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе (далее Положение).
Согласно пп. 3, 4 Положения, на военно-врачебную комиссии возлагается проведение медицинского обследования, освидетельствования при которых проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведение лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований для определения годности к военной службе. Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Приложением является Требования к состоянию здоровья граждан при призыве на военную службу (далее Требования к состоянию здоровья граждан), который включает в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан.
Пунктом 2 Требования определено, что в расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
С учетом положений Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу.., утвержденной приказом Министерства обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ от 23.05.2001 года № 240/168 (далее Инструкция) названные категории годности к военной службе определяются каждым врачом-специалистом, привлекаемым к медицинскому освидетельствованию призывника по результатам клинико-инструментального исследования, с учетом оценки состояния здоровья (пункт 9).
С учетом названных нормативно-правовых актов, по результатам медицинского освидетельствования призывника Жикина И.В. призывная комиссия 31.10.2017 приняла решение № 22 о годности данного призывника к военной службе с незначительными ограничениями по ст. 66-д с категорией годности к военной службе Б-3 с предназначением к военной службе в ВВС.
Иных решений призывной комиссии материалы дела не содержат, поэтому суд по предмету обжалования исходит из решения от 31.10.2017 года.
С учетом названного, решение призывной комиссии в полной мере соответствует действующему законодательству, регламентирующему порядок призыва граждан на военную службу и не умаляет права, свободы административного истца.
17.11.2017 года в адрес призывной комиссии поступило заявление от Жикина И.В. о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Письмом военного комиссариата от 30.11.2017 года заявитель Жикин И.В. уведомлен о нарушении срока подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в соответствии со ст. 11 Закона «Об альтернативной гражданской службе»
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии со ст. 28 Закона решение о направлении призывника на альтернативную гражданскую службу принимает призывная комиссия.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 года № 113-ФЗ (далее Закон об альтернативной службе)
Из положения ст. 3 названного Федерального закона следует, что на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией принято соответствующее решение.
В соответствии со ст. 12 Закона об альтернативной гражданской службе призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: - выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; - анализа документов, представленных гражданином; - анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
Названным законом определен срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (ст. 11), в частности граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года, такое заявление подают в военный комиссариат до 1 апреля.
Вместе с тем, призывником Жикиным И.В. заявление подано в военный комиссариат в ноябре 2017 года, те. за пределами установленного срока.
В связи с названным, позиция военного комиссариата, изложенная в письме от 30.11.2017 года, по которому заявление по существу не рассматривалось в связи с пропуском срока его подачи, является верным.
Исходя из совокупности исследованных судом доказательств, правовых оснований для отмены обжалуемого решения призывной комиссией суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Жикина И.В. к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату Республики Коми по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов о признании незаконным решения о призыве на военную службу и его отмены, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме.
Судья А.П. Леконцев