Решение по делу № 2а-942/2022 (2а-9420/2021;) от 01.11.2021

УИД 11RS0001-01-2021-018270-40 Дело 2а-942/2022 (2а-9420/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием административного истца Кашина А.А., представителя административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми УФСИН России по Республике Коми Рижко О.В.,

рассмотрев 20 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Кашина Александра Анатольевича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-35 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания в исправительных учреждениях, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, в исправительных учреждениях,

установил:

Кашин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания в исправительных учреждениях, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 10 000 000 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец осужден приговором суда от 03.09.2012 к лишению свободы сроком на .... .... В связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительных учреждениях административный истец просит взыскать в его пользу компенсацию в размере 10 000 000 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков ФКУ ИК-35 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц начальник ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России.

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении требований.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми УФСИН России по Республике Коми Рижко О.В. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющееся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, оценив представлены в дело доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья, а также право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец, являясь осужденным, содержался в период с декабря 2012 года в ФКУ ИК-35, с 16.05.2013 по 22.05.2018 в ИК-22, с 04.07.2018 по 19.01.2019 в ФКЛПУ Б -18, затем по настоящее время содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

Исправительные учреждения ФКУ ИК-35 и ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике коми ликвидированы.

На основании ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровы, осужденных.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден и введен в действие Свод правил «308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)»

Пунктом 19.2.1 главы 19 приведенного Свода правил предусмотрено, что здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, (4), а также других действующих нормативных документов.

В соответствии с пунктом 19.2.5 Свода Правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации (далее - Инструкция СП 17-02), утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-ДСП, утратившей силу на основании приказа Минюста России от 22.10.2018 № 217-ДСП.

Согласно пункту 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, в жилых зданиях предусмотрено хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.

В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

С учетом выше приведенных положений законодательства, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.

Судом установлено, что в общежитиях ФКУ ИК-35, ФКУ ИК-22, в ФКЛПУ Б-18, ФКУ ИК-1 (до 2020 года), где проживал в указанные периоды и содержался административный истец, горячее водоснабжение отсутствовало.

Следовательно, нарушение прав административного истца отсутствием горячего водоснабжения в исправительных учреждениях имело место в течение 8 лет.

Проверяя доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания административного истца в ФКУ ИК-22 и ФКУ ИК-35 УФСИН России в период с декабря 2012 года по 23.05.2018, суд приходит к следующим выводам.

Факт несоответствия условий содержания по доводам административного истца в части санитарного состояния столовой в ИК-35 подтверждается представлением Косланской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от 09.10.2012, так установлено, что в столовой санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое (устройство и содержание) помещений и цехов столовой ИК-35 не соответствует требованиям главы 5 СанПиН 2.3.6.1079-01, из-за протекания кровли в обеденном зале, варочном, рыбном, овощном, моечном, раздевалке для персонала штукатурка на потолке местами отвалилась, часть поверхности стен в этих помещениях заплесневела, а облицовочная плитка местами в цехах отвалилась, часть полового покрытия помещений столовой неровная, имеются бугры и уступы; недостаточно количество электроприборов для приготовления одновременно пищи на весь лимит осужденных.

В нарушение требований ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, не представлено надлежащих доказательств соблюдения условий содержания административного истца в ФКУ ИК-35 и ФКУ ИК-22 в указанные административным истцом периоды содержания в данных исправительных учреждениях, как в части соблюдения нормы площади, установленной ст. 99 УИК РФ, не менее 2 кв.м. на человека, обеспечение вещевым довольствием, а также соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, за весь период отбывания наказания в указанных исправительных учреждениях.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что условия содержания административного истца в ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми в заявленный период с декабря 2012 года по 23.05.2018, являлись ненадлежащими.

Также судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 04.07.2018 по 19.01.2019 административный истец содержался в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми в качестве ..., приказам от 16.07.2018 привлечен к оплачиваемом труду, приказом от 18.01.2019 освобожден от занимаемо должности.

По прибытии административный истец содержался в пропускном помещении общей площадью 80,7 кв.м., которое имеет коридоры площадью 5,2 кв.м., 5,7 кв.м.; помещения площадью 12,8 кв.м., 8,6 кв.м.; помещение санпропускника площадью 17,2 кв.м., подсобное помещение площадью 2 кв.м., помещения площадью 8,4 кв.м. и 14,1 кв.м., душевую площадью 6,7 кв.м. также данное помещение оснащено прожарочным шкафом, 3 раковинами, 3 санузлами, душевой на 2 крана и 2 лейками, 3 большими столами и 2 скамейками, 1 кулером, имеется вентиляция как естественная так и принудительная.

Затем административный истец содержался в корпусе №8, предназначенном для проживания осужденных, работающих в данном учреждении, где имеется два окна с открывающимися форточками для естественного проветривания помещений, имеется 4 лампы искусственного освещения, пришедшие в негодность лампы своевременно заменяются, санузел имеет перегородки.

Питание осуществляется путем доставки осужденным в термосах готовую еду, которая раздается осужденным. Питание организовано и норма питания соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 11.04.2005 №205 и приказа Минюста РФ от 17.09.2018 № 189, в соответствии с распорядком дня. Закладка продуктов питания проводится в присутствии дежурного помощника начальника колонии, готовится пища отдельно три раза в сутки по утвержденным закладкам, качество пищи удовлетворительное.

Для гигиенических целей в ФКЛПУ Б-18 имеется банно-прачечный комплекс площадью 262,8 кв.м., после каждой помывки осужденных проводится санобработка. Раздевалка площадью 23,1 кв.м. оснащена двумя скамейками и вешалками на 18 крючков, бачком с водой снабженным краном. Помывочное отделение имеет площадь 34,7 кв.м., оснащено 4 лейками, отделано плиткой, на полу имеются коврики, которые проходят дезинфекцию после каждой помывки.

Согласно лицевого счета административный истец был обеспечен постельными принадлежностями.

Вместе с тем стороной административного ответчика не представлено каких-либо доказательств соблюдения нормы площади на одного человека в период содержания административного истца, также не представлено сведений о количестве унитазов и умывальников, обеспечение административного истца вещевым довольствием по прибытии в ФКЛПУ Б-18.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о нарушении условий содержания административного истца в ФКУЛПУ Б-18, что выразилось в несоблюдении нормы площади, обеспечении вещевым довольствием, недостаточности унитазов и умывальников, поскольку доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

Проверяя доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН Росси по Республике Коми судом установлено следующее.

19.01.2019 административный истец прибыл в ФКУ ИК-1, помещен в карантинное отделение, с 23.01.2019 содержался в отряде №3, общежития №4, с 19.06.2019 – отряд №2 общежития №5, с 07.10.2019 в отряде №3 общежития №4, с 15.12.2019 в отряд №7 общежития № 2, с 01.05.2020 в отряде №3 общежития № 4, с 01.05.2021 в отряде №4 общежития №4 по настоящее время.

Согласно лицевого счета административный истец обеспечен вещевым довольствием в виде: 1 нательного теплого белья (выдано 12.09.2014), брюки утепленные -1 шт. (12.09.2014), головным убором зимним 1 шт. (12.09.2014); костюмом х/б 1 шт. (23.04.2018); курткой утепленной 1шт. (23.04.2018); майкой 1 шт. (12.09.2014), носки х/б 4 шт. (23.04.2018); сапоги комбинированные мужские зимние 1 пара (23.04.2018), свитер 1 шт. (23.04.2018); сорочкой верхней 1 шт. (12.09.2014), тапочки 1 шт. (12.09.2014).

С учетом того, что каких-либо доказательств того, что по прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми административный истец был обеспечен иным недостающим требованиями действующего законодательства вещевым довольствием, суду стороной административного ответчика ИК-1 не представлено, суд находит нарушение условий содержания административного истца, что выразилось в необеспечении последнего нормой вещевого довольствия.

Также установлено, что при содержании административного истца в карантинном отделении в период с 19.01.2019 по 23.01.2019 в пользовании осужденных находились следующие помещении: спальные помещения площадью 10,4 кв.м., 16,3 в.м., 12,8 кв.м.; комната приема пищи площадью 11 кв.м., комната дневного пребывания и просмотра телевизора площадью 32,7 кв.м.; тамбур перед санузлом площадью 3,3 кв.м., душевая площадью 5,4 кв.м., локальный участок 42 кв.м.

В указанный период в карантинном помещении содержалось от 5 до человек, в связи с чем с учетом площади спальных помещений и комнаты дневного пребывания, норма площади на одного осужденного соответствовала требованиям ст.99 УИК РФ.

Комната приема пищи оборудована раковиной, обеденным столом для приема пищи, 10 табуретами и навесными шкафами для хранении посуды. Прием пищи осуществляется в соответствии с распорядком дня, три раза в сутки, для чего в отделение доставляется пища в специальных баках, выдаются столовые приборы, которые после приема пищи забираются и моются в специально оборудованном для этих целей помещении.

Учитывая количество унитазов и умывальников в количестве по одному, одной ножной раковины, то норма количества унитазов и умывальников с учетом количества человек содержащихся в карантинном отделении в период с 19.01.2019 по 23.01.2019 соблюдалась.

Также установлено, что соблюдалась площадь на одного осужденного в прогулочном дворике, поскольку с учетом количества человек составляла более 2 кв.м.

Согласно акта филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 27-30 августа 2019 года санитарное состояние помещений карантинного отделения находится в удовлетворительном состоянии.

В периоды с 23.01.2019 по 19.06.2019, с 07.10.2019 по 15.12.2019, с 01.12.2020 по 01.05.2021, административный истец содержался в отряде №3, расположенном в двухэтажном здании общежития № 4 на 1 этаже.

В период с 23.01.2019 по 19.06.2019 в отряде содержалось от 51 до 102 человек; с 07.10.2019 по 15.12.2019 содержалось от 87 до 99 человек; с 01.12.2020 по 01.05.2021 содержалось от 88 до 104 человек.

С учетом площади спальных помещений 237,3 кв.м. и комнаты воспитательной работы площадью 38,1 кв.м., относительно количества лиц, содержащихся в отряде №3 в указанные периоды, норма площади на одного осужденного соответствовала требованиям ст. 99 УИК РФ, поскольку составляла более 2кв.м. на одного человека.

Санитарный узел площадью 26,5 кв.м. оборудован 8 унитазами, 10 раковинами для мытья рук. Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводится уборка с применением дезинфицирующих средств, посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют, между унитазами оборудованы перегородки с дверями, все задвижные механизмы в исправном состоянии по мере выхода и строя неполадки устраняются.

Таким образом, норма унитазов и умывальников в период содержания административного истца в отряде № 3 в периоды с 23.01.2019 по 19.06.2019, с 07.10.2019 по 15.12.2019, с 01.12.2020 по 01.05.2021, соблюдалась.

С учетом площади локального участка составляющей 360 кв.м., в котором осуществляется прогулка двух отрядов № 3 на площади 160 кв.м., и отряда №4 на площади 200 кв.м., где имеются турники и брусья, судом установлено незначительное нарушение нормы площади на одного осужденного в прогулочном дворике, в указанные периоды.

В период с 19.06.2019 по 07.10.2019 административный истец содержался в отряде № 2 общежития №5, которое располагается в двухэтажном здании 1972 года постройки площадью 854,3 кв.м.

В указанный период в отряде № 2 содержалось вместе с истцом от 55 до 99 человек.

С учетом площади спальных помещений- 251,1 кв.м., а также площади помещения воспитательной работы – 52,1 кв.м., относительно количества осужденных, суд приходит к выводу о соблюдении требований ст. 99 УИК РФ, поскольку норма площади на одного осужденного составляла более 2 кв.м.

Также установлено, что санитарный узел имеет площадь 49,95 кв.м., оборудован 4 унитазами, 4 чашами генуя, 10 раковинами, 1 раковиной для мытья ног, что с учетом количества человек содержащихся в отряд в указанны период, соответствует требованиям действующего законодательства.

Нарушение нормы площади прогулочного дворика также не установлено.

В период с 15.12.2019 по 01.01.2020 административный истец содержался в отряде № 7 общежития № 2, расположенном в двухэтажном здании общей площадью 729,3 кв.м. В указанный период в отряде содержалось от 123 до 131 человек.

Принимая во внимание площадь спальных помещений отряда – 297,9 кв.м. и площадь комнаты воспитательной работы – 82,2 кв.м., суд приходит к выводу о соблюдении норм площади на одного осужденного.

Санитарный узел отряда № 7 оборудован10 унитазами, 10 раковинами, 1 раковиной для мойки ног, что с учетом количества человек содержащихся в отряде, свидетельствует о соблюдении нормы унитазов и умывальников.

Вместе с тем, судом установлено нарушение нормы площади прогулочного дворика на одного осужденного, поскольку его площадь составляет 200 кв.м., что с учетом количества человек отряда № 7 свидетельствует, что на одного человека приходилось менее 2 кв.м.

В период с 01.05.2021 по настоящее время административный истец содержится в отряде № 4, который располагается в общежитии № 4. В указанный период в отряде содержится от 80 до 103 человек.

Принимая площадь спальных помещений - 218.8 кв.м. и площадь комнаты воспитательной работы – 51,6 кв.м., требования ч.1 ст. 99 УИК РФ относительно нормы площади на одного человека соблюдаются.

С учетом того, что санитарный узел оборудован 8 униазами.5 раковинами, 1 ноной раковиной, суд не усматривает нарушений соблюдения нормы обеспечения административного истца при содержании в отряде № 4 необходимым количеством унитазов и умывальников.

Также установлено, что соблюдается норма площади на одного осужденного локального участка.

Также установлено, что вентиляция, освещение во всех отрядах, где содержался и содержится административный истец, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам.

Помывка осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-1 осуществляется согласно распорядку дня два раза в неделю в банно-прачечном комбинате, который состоит из следующих помещений: раздевалка площадью 54,7 кв.м., оборудованной 23 деревянными лавками, над которыми имеются крючки для одежды; моечное отделение площадью 128.1 кв.м., оснащенного 9 лейками смесителями, 4 кранами и 10 тазами, вдоль стен расположены бетонные скамьи для помывки; парикмахерская; прачечная площадью 47,7 кв.м., оборудованная 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции; сушилкой площадью 24,7 кв.м., санитарным узлом и помещением для ремонта вещевого имущества. Перебои с подачей горячей воды отсутствуют, в бане, в том числе в раздевалке, помывочной поддерживается соответствующие требованиям температурный режим.

Каких-либо нарушений санитарно-эпидемиологических требований в банно-прачечном комплексе судом не установлено.

Не принимаются во внимание и доводы административного истца о некачественном питании в ИК-1, поскольку установлено, что приготовление пищи в учреждении организовано в соответствии с нормами питания, установлено постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Приём пищи довольствующимися производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения. На все продукты, завозимые в столовую, имеются сертификаты соответствия и удостоверения качества. Пища готовится по утвержденным меню-раскладкам отдельно по каждой норме. Обработка продуктов и приготовление пищи производится с соблюдением обязательных правил и санитарных требований. Каких-либо доказательств низкого качества пищи, в материалах дела не имеется.

Вместе с тем, учитывая, что нарушения условий содержания административного истца в исправительных учреждениях с декабря 2012 года в ФКУ ИК-35, с 16.05.2013 по 22.05.2018 в ИК-22, с 04.07.2018 по 19.01.2019 в ФКЛПУ Б -18, с 19.01.2019 по настоящее время в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, частично нашли свое подтверждение, принимая во внимание продолжительность данных нарушений, обстоятельства, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевал нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администраций исправительных учреждений, физические страдания, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований о признании незаконными условий содержания административного истца в указанных исправительных учреждениях в заявленные периоды.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Принимая во внимание требования Кашина А.А., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительных учреждениях, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 95 000 руб., подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Кашина Александра Анатольевича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-35 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания в исправительных учреждениях, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, в исправительных учреждениях, удовлетворить частично.

Признать незаконным действия ФКУ ИК-35 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Кашина Александра Анатольевича в исправительных учреждениях.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кашина Александра Анатольевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях в размере 95 000 рублей (девяносто пять тысяч) рублей.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Кашина Александра Анатольевича по следующим реквизитам:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

В удовлетворении требований Кашина Александра Анатольевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-35 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2022 года.

2а-942/2022 (2а-9420/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кашин Александр Анатольевич
Ответчики
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми
ФКУ ИК-35 ФКУ ОИУ ОУХД ГУФСИН России по Республике Коми
ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми
ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России
ФСИН России
УФСИН России по РК
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми
Другие
Начальник ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми
начальник ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
01.11.2021Регистрация административного искового заявления
02.11.2021Передача материалов судье
02.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.12.2021Предварительное судебное заседание
01.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
17.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Рассмотрение дела начато с начала
21.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Рассмотрение дела начато с начала
04.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Судебное заседание
20.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее