УИД 11RS0001-01-2020-013307-72 Дело № 2а- 587\21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.
при секретаре Крутикове П.П.,
с участием административного истца Терехова Е.А., представителя административного ответчика УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Новиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Терехова Евгения Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, ФСИН России об отмене решения № 12\ТО/-2058 от 15.09.2020, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем направления для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми,
установил:
Терехов Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее УФСИН России по Республике Коми), ФСИН России, об отмене решения № №... от 15.09.2020, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем направления для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми. Указав в обоснование, что обратился в УФСИН России по Республике Коми с заявлением о переводе для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, в удовлетворении которого ему отказано. Полагает данное решение незаконным нарушающим его право на связь с родственниками, которые в силу отсутствия денежных средств необходимых для затрат на поездки к административному истцу на длительные свидания, утрачивают возможность поддерживать с последним семейные связи. Также административный истец и его знакомые утрачивают по указанным причинам право на социальные связи. Полагает, что административным ответчиком не были учтены положения ст. 8 Конвенции о защите прав и основных свобод, гарантирующих каждому право на уважение его личной и семейной жизни. Просит отменить указанное решение и устранить нарушение его прав путем возложения на административного ответчика обязанности направить его для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
Определением суда к участию в деле привлечены ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.
Административный истец в судебном на удовлетворении требований настаивал в полном объеме.
Представитель УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России а против удовлетворения административного иска, заявив о необоснованности требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административный иск.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 1 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч. 4 настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (ч. 1 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в ч. 4 ст. 73 настоящего Кодекса, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Минюста России от 26.01.2018 № 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка направление осужденных осуществляется в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали (были зарегистрированы по месту жительства) или были осуждены.
Согласно п. 9 Порядка вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является заявление осужденных и (или) их родственников, обращение начальника исправительного учреждения, ликвидация или реорганизация исправительного учреждения, а также иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, а также поступившее из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, решение о реадмиссии или депортации в отношении осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства (п. 11 Порядка).
В силу п. 13 Порядка перевод осуществляется в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, по решению территориального органа УИС. В случае если это связано с наличием у осужденных заболеваний, включенных в Перечень медицинских противопоказаний, решение выносится при наличии медицинского заключения, выданного врачебной комиссией медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) территориального органа УИС, справки оперативного управления (отдела, группы) территориального органа УИС и письменного согласия осужденного.
Судом установлено, вступившим в законную силу решением Сегежского городского суда РК от 27.12.2019 на ФСИН России возложена обязанность в течение месяца со дня вступления постановления в законную силу рассмотреть вопрос по существу о переводе заявителя для отбывания наказания в ИУ по месту проживания в пределах Республики Коми.
До осуждения проживал ... №... от 15.09.2020
24.08.2020 Терехов Е.А. прибыл в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, расположенное в г. Сыктывкаре, для отбывания наказания на основании персонального указания ФСИН России от 30.06.2020.
26.08.2020 в адрес административного ответчика поступило заявление Терехова Е.А. о его переводе для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, расположенный в г. Ухте, в обоснование которого административный истец указал, что он до осуждения проживал на территории <данные изъяты>, а его родственники проживают в <данные изъяты>, в связи с чем утрачена возможность встреч с родственниками.
Решением УФСИН России по Республике Коми от 15.09.2020 №... заявление Терехова Е.А. оставлено без удовлетворения, поскольку обстоятельств, препятствующих для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколом к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 № 1611-О и от 26.04.2016 № 757-О разъяснено, что касается перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, то он допускается в исключительных случаях - в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (ч. 2 ст. 81 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации), перечень которых не является исчерпывающим. Приведенная норма соотносится с принципами законности, гуманизма, демократизма, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (ст. 8 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации), направлена на защиту законных интересов осужденных.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.03.2008 № 162-О-О следует, что Конституция Российской Федерации, относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "о"), наделила федерального законодателя полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступления, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части первой статьи 43 УК Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод.
Устанавливая в рамках этих полномочий в законе меры уголовного наказания, федеральный законодатель определяет применительно к осужденным изъятия из прав и свобод в сравнении с остальными гражданами, обусловленные, в том числе особыми условиями исполнения или отбывания соответствующего вида наказания.
Применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Оценив представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу о том, что административный истец содержится в исправительном учреждении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал и был осужден, что соответствует требованиям ст. ст. 73, 81 Уголовно - исполнительного кодекса РФ. Исключительных обстоятельств для направления Терехова Е.А. в другое исправительное учреждение не установлено и доказательств о наличии таких обстоятельств не представлено.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Выбор исправительного учреждения сам по себе не изменяет правового статуса осужденного и не влечет умаления гарантированных законом прав на свидание, в том числе телефонные переговоры и переписку, в связи с чем осужденный Терехов Е.А. не лишен возможности реализации права на свидания, поддержания иных социальных связей путем переписки и телефонных переговоров. Порядок предоставления свиданий регламентирован уголовно-процессуальным законодательством и не зависит от места нахождения исправительного учреждения.
Доводы административного истца о наличии препятствий для кратковременных и длительных свиданий с родственниками в связи с тем, что последние проживают в г. Печора, а он находится в исправительном учреждении в г.Сыктывкаре, являются не состоятельными, поскольку доказательств о наличии непреодолимых препятствий иметь свидания с близкими родственниками и знакомыми с учетом географического расположения исправительных учреждений Терехова Е.А. не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела и требования действующего законодательства, регулирующее и определяющие порядок и основания для направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения УФСИН России по Республике Коми, поскольку оно соответствует требованиям и порядку указанного законодательства, принято уполномоченным должностным лицом, в установленные сроки, прав и законных интересов административного истца, в том числе гарантированных ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не нарушает.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании действий (бездействия), решения должностного лица, если установит, что оспариваемое действие (бездействие), решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действий (бездействия), решения незаконным.
Такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено, в связи с чем в удовлетворении заявленных административным истцом требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ № 12\░░/-2058 ░░ 15.09.2020, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-19 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░