Дело №
УИД№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 года город Ноябрьск
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Шабловской Е.А.
при секретаре Небесной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Вистэл» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда в связи с нарушением трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вистэл» о взыскании задолженности по заработной плате в размере 22069 рублей 80 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 15835 рублей 95 копеек, компенсации морального вреда в связи с нарушением трудовых прав в размере 30000 рублей. В обосновании своего иска указал истец, что он с ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ООО «Вистэл» в должности ... до ДД.ММ.ГГГГ. Размер заработной платы, который должен был выплачиваться ФИО1 составляет 37 356 рублей 60 копеек с учетом районного коэффициента установленного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог», в соответствии с которым его размер составляет 1,5. Долг ответчика по начисленной, но не выплаченной заработной плате составляет за период с июля по сентябрь 2023 года. За период с июля по сентябрь 2023 года начислена заработная плата в размере 30000 рублей за каждый месяц работы, то задолженность за каждый месяц работы составляет 6 400 рублей 24 копейки, в общем, сумма задолженности по заработной плате составляет 22 069 рублей 80 копеек. Таким образом, компенсация за неиспользованный отпуск, подлежащая выплате ФИО1 составляет 15 835 рублей 95 копеек. Истец был уволен по собственному желанию фактически с ДД.ММ.ГГГГ, однако, в нарушение вышеуказанных положений, расчет с ним произведен не был, в связи, с чем он обратился в суд.
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 на исковых требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в иске.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, в дополнении указал, что ДД.ММ.ГГГГ уволился, но не мог длительное время забрать трудовую книжку. Заработную плату выплачивали на банковскую карту.
Ответчик ООО «Вистэл» в судебное заседание не явился, судом был извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил письменные возражения, в которых в удовлетворении иска просил отказать, поскольку при поступлении на работу истцом не была предоставлена справка об имеющихся у него северных надбавках, расчет был произведен за фактически отработанное время.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека, существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя выплачивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 Кодекса); зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Кодекса); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130 Кодекса); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146 Кодекса).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Частью 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 148 ТК РФ).
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На основании статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Региональным трехсторонним соглашением «О минимальной заработной плате в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (Заключено в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) установлена на территории <адрес> (далее - автономный округ) минимальная заработная плата в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.
Выплата минимальной заработной платы осуществляется с применением к ней районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в <адрес> за II квартал предыдущего года (п.1.1).
Месячная заработная плата работника, работающего на территории автономного округа и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера, установленного пунктом 1.1 настоящего Соглашения, при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (п.1.2).
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог» установлен коэффициент установлен в размере – 1,5.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 16 242 рублей в месяц.
Из приведенных норм материального права в их взаимосвязи следует, что в состав заработной платы помимо оклада - вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы - включаются также компенсационные выплаты, в том числе за работу в особых климатических условиях, и стимулирующие выплаты.
Компенсационные выплаты входят в систему оплаты труда работника и являются элементами его заработной платы. При этом компенсационные выплаты не подлежат включению в оклад работника, составляющий фиксированный размер оплаты его труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоял в трудовых отношениях с ООО «Вистэл» в должности водителя, что подтверждается приказом о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был уволен ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника.
Согласно п.4.1 трудового договора за выполнение трудовой функции работнику устанавливается оклад в размере 20 000 рублей в месяц.
Согласно п. 4.2 трудового договора заработная плата выплачивается работнику в срок не позднее 15 числа следующим за отработанным.
Как следует из справки 2-НДФЛ за 2023 год, доход истца за период с июля по сентябрь 2023 года составил 30000 рублей за каждый месяц.
Установлено, что работодателем своевременно не исполнялась обязанность по выплате заработной платы, в результате чего образовалась задолженность.
Размер северной надбавки зависит от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.317 ТКРФ;п.16 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ №).
За работу в районах Крайнего Севера, куда относится Ямало-Ненецкий автономный округ, присваивается надбавка 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки– 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка.
Согласно записи в трудовой книжке ФИО1 стаж его работы в районах Крайнего Севера свыше 5 лет, соответственно северная надбавка истца составляла 80%, в связи, с чем доводы работодателя об отсутствии у него таких сведений не состоятельны. Трудовая книжка находилась в распоряжении работодателя.
Таким образом, задолженность по заработной плате перед истцом за период с июля по сентябрь 2023 года составляет в размере 22069 рублей 80 копеек (16 242 (МРОТ) + 16 242 х 0,5 (районный коэффициент) + 16 242 х 0,8 (северная надбавка) = 37 356,60 (заработная плата в месяц) х 3 = 112 069,80 – 90 000 (выплаченная заработная плата) =22 069,80).
Данные обстоятельства стороной ответчика не оспорены, контрсчет не предоставлен, а также не представлено доказательств отсутствия задолженности либо ее выплаты.
Осуществление истцом своих должностных обязанностей и трудовой деятельности подтверждено, расчетными листами за июль, август, сентябрь 2023 года, где отражено количество рабочих дней соответствующих производственному календарю за полный рабочий месяц, табелем учета рабочего времени, штатным расписанием, справкой 2-НДФЛ за 2023 год, согласно которой истцу выплачивалась за каждый месяц равная заработная плата, что свидетельствует об отработанных полных месяцах.
Соответственно, сумма задолженности по выплате заработной платы за период с июля по сентябрь 2023 года в размере 22069 рублей 80 копеек подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 121 Трудового кодекса Российской Федерации стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются: время фактической работы; время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха; время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.
Согласно ст.115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, (статья 321 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для истца продолжительность оплачиваемого отпуска с учетом работы в районе Крайнего Севера составляет 52 дня за проработанный год.
52 дня (количество дней отпуска в год) : 12 мес. х 3 мес. (отработанных месяца) = 13 дней неиспользованного отпуска составит для истца на момент его увольнения.
Судом установлено, что истцом право на отпуск за отработанный промежуток времени с июля 2023 года по сентябрь 2023 года не использовано, доказательств обратного не представлено, компенсация за неиспользованный отпуск не выплачивалась, в связи, с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за неиспользованный отпуск.
Истец просит взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 15835 рублей 95 копеек, согласно расчету: количество неиспользованных дней отпуска х среднедневной заработок работника.
Общий доход истца за 3 месяца должен был составить 37356,60 + 37356,60 + 37356,60 = 112069, 80 рублей.
Среднедневной заработок равен 112069,80 рублей /92 дн. (за 3 месяца) = 1218 рублей 15 копеек.
Следовательно, компенсация за неиспользованный отпуск составит 15835 рублей 95 копеек (13 дней х 1218,15 руб.).
Расчет суммы компенсации за неиспользованный отпуск, представленный истцом, судом проверен, является арифметически верным, произведенным в соответствии с нормами действующего законодательства, ответчиком не оспорен.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за неиспользованный отпуск в размере 15835 рублей 95 копеек.
Согласно положению статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации немедленному исполнению подлежит решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.
Таким образом, решение суда, в силу положений ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в части взыскания заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.
Как следует из искового заявления нарушением трудового законодательства, выразившимся в невыплате заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, причинен моральный вред, который он определил в размере 30 000 рублей.
Разрешая требования истца в указанной части, суд учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба вреда.
Как разъяснено в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) суд вправе удовлетворить требование работника, уволенного без законного основания, о компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлено, что ответчиком в отношении истца допущено нарушение трудовых прав, связанное с выплатой не в полном размере заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, то суд полагает требование о компенсации морального вреда обоснованными. Учитывая личность истца, а также фактические обстоятельства дела, установленные судом, объем и характер нравственных страданий истца, требования законодателя о соблюдении принципов разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании п.п.1, 3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованию истца о взыскании задолженности по заработной плате государственная пошлина составляет 1337 рублей 17 копеек, по требованию о взыскании компенсации морального вреда - 300 рублей, данные денежные средства подлежат взысканию с ответчика в доход в бюджет муниципального образования <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вистэл» (ИНН №, ОГРН №) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт №) задолженность по выплате заработной платы за период с июля по сентябрь 2023 года в размере 22069 рублей 80 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 15835 рублей 95 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вистэл» (ИНН №, ОГРН №) государственную пошлину в бюджет муниципального образования <адрес> в размере 1637 рублей 17 копеек.
Решение суда в части взыскания заработной платы в размере 37905 рублей 75 копеек подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий ...
...
...