Дело № 3а-461/2022
22OS0000-01-2021-002914-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2022 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.,
при секретаре Сазыкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколовой Ю. А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Соколова Ю.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Управлению имущественных отношений Алтайского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** площадью 6 691 кв.м., и нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью 673 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> размере равной их рыночной стоимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, Административные исковые требования мотивированы тем, в период с 17 декабря 2019 года по октябрь 2020 года административный истец являлась собственником земельного участка с кадастровым номером *** и расположенного на данном земельном участке здания с кадастровым номером ***. Кадастровая стоимость земельного участка и здания значительно превышает их рыночную стоимость и это подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца как плательщика налога на доходы физических лиц, так как налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости проданных объектов недвижимости. Ссылаясь на положения налогового законодательства Соколова Ю.А. просила установить кадастровую стоимость земельного участка и нежилого здания равной их рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения административного дела в качестве заинтересованного лица привлечен Соколов А.Ю.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Алтайского края Гончикова Н.В. в письменном отзыве, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в равном рыночной стоимости размере, указала на недостатки представленных отчетов об оценке.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Объектами налогообложения для физических лиц, согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, расположенные в пределах муниципального образования здания, строения, сооружения и помещения.
В соответствии с абзацами 2 и 3 статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Абзацем 1 пункта 5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Положениями пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что Соколова Ю.А. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером ***, и нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: <адрес>
14 октября 2020 года заключен договор купли-продажи здания коровника и земельного участка в соответствии с которым здание и земельный участок перешли в собственность Ганбарова Э.Г.о. 23 октября 2020 года произведена государственная регистрация права собственности Ганбарова Э.Г.о. на данные объекты недвижимости.
Из приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года № 97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость находящегося в собственности административного истца нежилого здания установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов недвижимости, в размере 3 717 988,5 руб. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 19 ноября 2021 года датой определения кадастровой стоимости принадлежащего ранее Соколовой Ю.А. нежилого здания является 01 января 2019 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 17 января 2020 года (л.д. 9).
Поскольку данный объект недвижимости продан Соколовой Ю.А. в октябре 2020 года, установление в отношении данного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
В подтверждение размера рыночной стоимости нежилого здания административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости № 641-12-2021 от 06 декабря 2021 года подготовленный оценочной фирмой ООО «Век А оценка», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2019 года составляет 230 839 руб.
Из отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки. При определении рыночной стоимости нежилого здания оценщик использовал сравнительный подход (метод сравнения продаж), мотивировав выбор подхода для проведения исследования в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)» и пунктом 25 Федерального стандарта оценки №7 «Оценка недвижимости», обосновав отказ от применения затратного и доходного подходов для оценки помещений согласно пункту 24 Федерального стандарта оценки №7.
В качестве аналогов для оценки нежилого здания оценщиком выбраны аналоги сегмента рынка «производственно-складской недвижимости». Дополнительное обоснование применение корректировок к объектам аналогам при проведении оценки здания приведено оценщиком в письменных пояснениях.
В соответствии с пунктом 6 ФСО №3 отчет прошит, подписан оценщиком, скреплены печатью.
Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
На замечания Управления имущественных отношений Алтайского края в материалы дела представлены письменные пояснения оценщика Абрамовой А.И. из которых следует, что использование сведений из «Справочника оценщика недвижимости -2018. Корректирующие коэффициенты. Скидки для сравнительного подхода» под редакцией Лейфера Л.А., для оценки объектов недвижимости находящихся в сельской местности является корректным, иных методик и справочников именно для сельской местности не существует.
Применение корректировки на вычитание стоимости земельного участка из общей стоимости ЕОН объектов аналогов при использовании сравнительного подхода является допустимым, размещение корректировки в Справочнике оценщика недвижимости за 2018 под редакцией Лейфера Л.А. в разделе для доходного подхода не свидетельствует о невозможности применения корректировки при использовании сравнительного подхода.
На основании изложенного суд находит представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости № 641-12-2021 от 06 декабря 2021 года подготовленный оценочной фирмой ООО «Век А оценка» достоверными и достаточными доказательствами рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***, в связи с чем требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 673 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, р-н Волчихинский, с Волчиха, ул. П.Белоконя, д 2ф в размере равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения с настоящим иском, - 22 декабря 2021 года.
При этом суд полагает, что производство по административному делу в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 6 691 кв.м. в размере равном его рыночной стоимости, подлежит прекращению в виду следующего.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка от 19 ноября 2021 года датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** является 01 января 2020 года, датой, с которой подлежит применению данная кадастровая стоимость – 01 января 2021 года.
При этом в соответствии с положениями пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации правовое значение для исчисления налога на доходы налогоплательщика имеет размер кадастровой стоимости реализованного объекта недвижимости, внесенный в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащий применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества.
В данном случае государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером *** от Соколовой Ю.А. к Ганбарову Э.Г.о. была осуществлена 23 октября 2020 года, оспариваемая же административным истцом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с 01 января 2021 года, следовательно, ее размере не затрагивает прав и законных интересов административного истца, как в целях расчета налога на доходы, так и в целях уплаты земельного налога, поскольку земельный налог за 2021 год подлежит уплате уже новым собственником Ганбаровым Э.Г.о.
В тоже время административный истец в целях исчисления налога на доходы, подлежащего уплате с продажи данного земельного участка вправе оспорить размер кадастровой стоимости земельного участка, подлежащий применению до 01 января 2021 года (архивная кадастровая стоимость).
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 названного Кодекса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь статьями 128, 194, 175 - 180, 245 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Соколовой Ю. А. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2019 года, в равном его рыночной стоимости размере 230 839 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 декабря 2021 года.
Производство по делу в части требований Соколовой Ю. А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, прекратить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Кайгородова
Полный текст изготовлен 03 февраля 2022 года.