Судья: Левицкая Ю.В. Дело № 33-921/2018
070г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 января 2018г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Емельянова В.А., Сударьковой Е.В.,
с участием прокурора: Андреева А.И.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах Воробьевой Р.А., к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске о признании незаконными решений о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске,
на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 01 ноября 2017г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах Воробьевой Р.А., удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района г.Красноярска по приостановлению и прекращению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг <данные изъяты> Воробьевой Р.А..
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения Администрации Ленинского района г.Красноярска предоставить инвалиду 2 группы Воробьевой Р.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 апреля 2017г.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского района г.Красноярска в защиту прав и интересов Воробьевой Р.А. обратился в суд с иском к УСЗН Администрации Ленинского района в г.Красноярске о признании незаконными действий по приостановлению и прекращению мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки. Требования прокурор мотивировал тем, что Воробьевой Р.А., <данные изъяты>, с января 2015г. предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилищно-коммунальных услуг. С 01 апреля 2017г. предоставление Воробьевой Р.А. мер социальной поддержки было приостановлено в связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт. С 01 мая 2017г. предоставление мер социальной поддержки прекращено. Принятые Управлением решения о приостановлении и прекращении предоставления Воробьевой Р.А. мер социальной поддержки являются незаконными. В этой связи прокурор просил суд признать незаконными решения о приостановлении с 01 апреля 2017г. и прекращении с 01 мая 2017г. предоставления Воробьевой Р.А. мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов, возложить на ответчика обязанность предоставить <данные изъяты> Воробьевой Р.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01 апреля 2017г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности руководителя УСЗН Администрации Ленинского района в г.Красноярске Малинин А.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание Воробьева Р.А., представитель УСЗН Администрации Ленинского района в г.Красноярске, представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда в части признания незаконным решения УСЗН Администрации Ленинского района в г.Красноярске о приостановлении Воробьевой Р.А. мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг подлежащим отмене, в части возобновления предоставления Воробьевой Р.А. мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 апреля 2017г. - изменению, в остальной части - оставлению без изменения.
Из материалов дела видно, что Воробьевой Р.А. с 09 марта 2005г. <данные изъяты>, она является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Управлением социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске Воробьевой Р.А., <данные изъяты>, на основании ее заявления, с 01 января 2015г. предоставлялись субсидии в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.7 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов.
С 01 апреля 2017г. выплата мер социальной поддержки Воробьевой Р.А. была приостановлена в связи с наличием задолженности по жилищно-коммунальным услугам за два и более месяца.
Письмом от 19 апреля 2017г. №3/1475 Воробьева Р.А. была уведомлена о приостановлении предоставления субсидий и (или) дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 апреля 2017г. на основании п.2 ст.20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Ей было разъяснено о необходимости погашения задолженности в течение месяца либо заключения соглашения о реструктуризации долга с региональным фондом или предоставления документа, подтверждающего уважительную причину образования задолженности. Также ей было разъяснено, что при непогашении задолженности или несогласовании срока погашения задолженности предоставление мер социальной поддержки будет прекращено.
В связи с непогашением указанной задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, непредставлении документов, подтверждающих наличие уважительных причин образования задолженности, выплата субсидий Воробьевой Р.А. была прекращена с 01 мая 2017г. на основании п.п.«в» п.9 ст.23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804, о чем в адрес истицы было направлено уведомление от 22 мая 2017г. №3/1475.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, исходил из того, что действие п.4 ст.20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» об основаниях прекращения предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Принятие ответчиком решений по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг фактически возлагает на истицу обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Суд пришел к выводу о том, что правовые гарантии, установленные Федеральным законом «О социальной поддержке инвалидов» направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам. Поскольку принятые ответчиком решения о приостановлении, а затем и о прекращении предоставления Воробьевой Р.А. мер социальной поддержки являются незаконными, суд возложил на ответчика обязанность по устранению нарушений прав Воробьевой Р.А. путем возобновления предоставления соответствующих мер с 01 апреля 2017г.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда в части признания незаконным решения ответчика о прекращении предоставления Воробьевой Р.А. мер социальной поддержки и возложении на ответчика обязанности предоставить меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг по следующим основаниям.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п.«в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона Красноярского края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образованию). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Следовательно, наличие у Воробьевой Р.А. задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг не может явиться основанием для прекращения в предоставлении ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату этих услуг.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения ответчика о прекращении предоставления Воробьевой Р.А. мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В связи с тем, что Воробьевой Р.А. меры социальной поддержки были прекращены с 01 мая 2017г., судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части даты возобновления предоставления мер социальной поддержки, возложив на ответчика обязанность предоставить <данные изъяты> Воробьевой Р.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 мая 2017г.
Судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в указанной части, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда в этой части и не могут явиться основанием для отмены решения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части признания незаконным решения ответчика о приостановлении Воробьевой Р.А. на один месяц с 01 апреля 2017г. предоставления мер социальной поддержки, поскольку никаких ограничений для приостановления инвалидам предоставления мер социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г.Красноярска, заявленных в интересах Воробьевой Р.А., о признании незаконным решения УСЗН Администрации Ленинского района в г.Красноярске о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг <данные изъяты> Воробьевой Р.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 01 ноября 2017г. в части признания незаконным решения Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске по приостановлению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг <данные изъяты> Воробьевой Р.А. отменить.
Принять в этой части по делу новое решение.
В удовлетворении искового требования прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах Воробьевой Р.А., к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг <данные изъяты> Воробьевой Р.А. отказать.
Решение в части возложения обязанности на Управление социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске предоставить <данные изъяты> Воробьевой Р.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 апреля 2017г. изменить, возложить обязанность на Управление социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске предоставить <данные изъяты> Воробьевой Р.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 мая 2017г.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу исполняющего обязанности руководителя УСЗН Администрации Ленинского района в г.Красноярске Малинина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: