УИД № 57RS0022-01-2024-001962-92 Производство № 2-1973/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Попова Александра Вячеславовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Попов А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее - ОСФР по Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указал, что (дата обезличена) обратился в ОСФР по Орловской области с заявлением о назначении страховой пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, однако решением ответчика в установлении пенсии было отказано в связи с отсутствием права, поскольку (адрес обезличен) Орловского района Орловской области не поименован перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Считает указанный отказ необоснованным, поскольку в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) он был зарегистрирован и проживал в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, который не поименован в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. Однако, населенный пункт (адрес обезличен) на основании Справочника об административном-территориальном делении, утвержденного (адрес обезличен) Советом народных депутатов трудящихся (дата обезличена) был объединен в один населенный пункт с (адрес обезличен), а с (дата обезличена) г. (адрес обезличен) имеет самостоятельный статус населенного пункта. Указанная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по (дата обезличена).
В связи с этим истец просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, обязать пенсионный орган назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права на нее, а именно с (дата обезличена), а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец Попов А.В. заявленные требования уточнил и окончательно просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом на 3 года, обязать ответчика назначить ему пенсию с момента возникновения права на нее.
Представитель ответчика ОСФР по Орловской области – Андреев И.С. исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу и возражениях на иск, поскольку (адрес обезличен) не поименован перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Выслушав объяснения участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-Р действовавшем до 01.02.1998 предусмотрен населенный пункт - (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, а (адрес обезличен) не поименован.
Как видно из материалов дела, (дата обезличена) Попов А.В. обратился в ОСФР по Орловской области с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако решением ответчика от (дата обезличена) ему в этом было отказано.
Отказывая истцу в назначении пенсии досрочно, ответчик указал на то, что населенный пункт (адрес обезличен) не поименован Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Между тем, на основании справочника об административном-территориальном делении, утвержденного (адрес обезличен) Советом народных депутатов трудящихся (дата обезличена). населенный пункт (адрес обезличен) был объединен в один населенный пункт - (адрес обезличен).
В соответствии с постановлением (адрес обезличен) Совета народных депутатов от (дата обезличена) (номер обезличен)-ОС (адрес обезличен) имеет самостоятельный статус населенного пункта.
Указанная территория с (дата обезличена) по (дата обезличена) относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что также следует из справки администрации Большекуликовского сельского поселения от (дата обезличена) (номер обезличен).
Согласно справке администрации (адрес обезличен) сельского поселения Орловского района Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) Попов А.В. был зарегистрирован с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области.
Также в подтверждение факта регистрации в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области в материалы дела представлена копия карточки прописки.
Кроме этого, факт регистрации Попова А.В. в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области с (дата обезличена) по (дата обезличена) не оспаривался представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.
Более того, в связи с проживанием истца с (дата обезличена) года в д. Грачевка Орловского района Орловской области ему администрацией Орловского района Орловской области, как лицу, проживающему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, было выдано удостоверение (номер обезличен) от (дата обезличена).
Учитывая изложенное, поскольку истец Попов А.В. в спорный период с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживал в населенном пункте – (адрес обезличен), входящем в состав (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, который относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о том, что он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в общей сложности на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поскольку право на получение пенсии возникло у Попова А.В. с момента достижения возраста 57 лет, то есть с (дата обезличена), и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, однако за назначением пенсии он впервые обратился лишь (дата обезличена), то суд полагает, что пенсия по старости истцу должна быть назначена с указанной даты, так как в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Попова Александра Вячеславовича ((дата обезличена) года рождения, паспорт (номер обезличен)) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Поповым Александром Вячеславовичем право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Попову Александру Вячеславовичу с (дата обезличена).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу Попова Александра Вячеславовича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2024 г.
Судья В.С. Агибалов