Дело № 2а-105/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
c участием истца Высочанского Р.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 08 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Высочанского Р.З. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО № 3 ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России о взыскании денежной компенсации,
установил:
Высочанский Р.З. обратился в суд с исковым заявлением к ГУФСИН России по Ростовской области о взыскании денежной компенсации в сумме 1500000 руб., в обоснование заявленных требований указав, что ответчик ненадлежащим образом оказывал медицинские услуги, не исполняет требования приговора в отношении истца о принудительных мерах медицинского характера, . Надлежащая психиатрическая медицинская помощь не была оказана в период с февраля по декабрь 2018 года и с января 2019 года по настоящее время.
Определениями суда от 12.10.2021, 09.11.2021 (л.д. 1, 24) в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК № 49 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО № 3 ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России.
Протокольным определением от 21.03.2022 суд перешёл к рассмотрению спора по нормам КАС РФ.
Истец, выступая в судебном заседании, посредством использования систем видеоконференц-связи, доводы иска поддержал.
Ответчики в суд не прибыли, своих представителей не направили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил провести судебное заседание без участия данных лиц.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Приговором Новочеркасского городского суда Ростовской области от 17.08.2018 по делу № 1-346/18 Высочанскому Р.З. назначено уголовное наказание в виде лишения свободы, а также принудительные меры медицинского характера .
Высочанский Р.З. отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В обоснование заявленных требований, истец указывает, что ему ненадлежащим образом оказывалась медицинская психиатрическая помощь, в период с февраля по декабрь 2018 года и с января 2019 года по настоящее время, в том числе, он не проходил как амбулаторного наблюдения и лечения по приговору суда, так и текущего лечения, в связи с имеющимся заболеванием.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Правовое регулирование медицинской деятельности осуществляется на основании норм Конституции Российской Федерации, а также ГК РФ, Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323).
Статьи 18 и 19 ФЗ № 323 предусматривают, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право граждан на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ст. ст. 4 – 5 ФЗ № 323 основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Статьёй 6 названного Федерального закона установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который обеспечивается путём соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации; оказания медицинской помощи пациенту с учётом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.
В статье 19 ФЗ № 323 перечислены права пациента, включая право на диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (подпункт 2); облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами (подпункт 4); возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи (подпункт 9).
В числе обязанностей медицинских организаций, предусмотренных ст. 79 ФЗ № 323, указаны: обязанность оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи; вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения.
Некачественное оказание медицинской помощи – оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.
Одним из видов оказания медицинской помощи ненадлежащего качества является невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.).
Согласно статье 98 ФЗ № 323 медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
В ходе судебного разбирательства, назначено проведение судебной экспертизы – определение от 07.06.2022, с целью установления следующих вопросов: обращался ли Высочанский Р.З. к медицинским работникам в исправительном учреждении в феврале 2018 года и начале 2019 года по поводу лечения заболевания? Имелись ли показания у него к срочному лечению в указанный период времени? Проводилось ли лечение его в это время, в связи с такими заболеваниями? Соответствовало ли лечение медицинским стандартам? В случае, если медицинская помощь была оказана ненадлежащим образом, произошло ли ухудшение состояния здоровья пациента?
Согласно заключению № 111, экспертов Кировского областного государственного бюджетного судебно-экспертного учреждения здравоохранения «Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», ранее, истцу установлен диагноз: и рекомендовано амбулаторное наблюдение и лечение . Приговором суда наблюдение и лечение в амбулаторных условиях назначено в качестве принудительных мер медицинского характера. В 2018-2021 г.г. осматривался и проходил лечение как амбулаторно, так и в условиях стационара.
На всех этапах медицинская помощь была оказана надлежащим образом, в соответствии с действующими стандартами. Фактов неоказания, либо ненадлежащего оказания медицинской помощи медицинскими работниками исправительных учреждений, экспертами не выявлено.
В соответствии со ст. 82 КАС РФ эксперт дает заключение в письменной форме. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, согласно этой норме суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
От сторон обоснованных возражений на результаты экспертного исследования не поступило.
Изучив экспертное заключение, суд приходит к выводу о его относимости, допустимости, достоверности и принимает в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу. Выводы экспертов, изложенные в заключении, основаны на материалах дела и не противоречат обстоятельствам, установленным по делу.
Довод истца о том, что он не получал лечения в пенитенциарных учреждениях на территории Ростовской области (ФКУ СИЗО № 3 ГУФСИН России по Ростовской области и ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России) опровергается материалами дела и результатами проведённого экспертного исследования. Напротив, в 2018 году истец неоднократно осматривался .
Отдельное утверждение о том, что с 2019 года и до настоящего времени истец не получает медицинского лечения, не соответствует действительности. Как пояснил истец в судебном заседании он регулярно проходит обследование и лечение у в условиях стационара во ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России, последний раз таковое проходило в июне 2022 года, т.е. совсем недавно. При этом единственный раз, когда у истца имелись показания к неотложной помощи, пришлись на март 2019 года, в период его нахождения под наблюдением и лечением в условиях стационара. Лечение в этот период было проведено в установленном порядке (п. 2 выводов экспертного заключения № 11).
Согласно ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Разрешая требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждений, следует в первую очередь опираться не на формальное соответствие, либо несоответствие установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания истца в исправительном учреждении, а смотреть более широко и принимать во внимание те критерии, которые содержатся в положениях статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. К таковым относятся длительность периода пребывания в ненадлежащих условиях содержания, наличие компенсаторных механизмов, наступление крайне неблагоприятных последствий вследствие допущенного незаконного бездействия административного ответчика.
В настоящем случае, экспертами не выявлено нарушений соответствующих медицинских стандартов, а потому суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В этой связи, следует констатировать, что доводы административного иска не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, а иск следует считать заявленным безосновательно. Оснований для взыскания денежной компенсации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Высочанского Р.З. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО № 3 ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России о взыскании денежной компенсации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 09 сентября 2022 года.
11RS0005-01-2021-007044-41