К делу №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 мая 2024 г. <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
судьи - Катбамбетова М.И.,
секретаря судебного заседания - ФИО1,
представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО2,
представителя ответчика – Министерства здравоохранения Республики Адыгея по доверенности ФИО3,
рассмотрев в судебном открытом заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологической диспансер» и Министерству здравоохранения Республики Адыгея о возложении обязанности обеспечить безопасные условия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в Майкопский городской суд с исковым заявлением к ответчикам ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологической диспансер» и Министерству здравоохранения Республики Адыгея о возложении обязанности обеспечить безопасные условия.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка исполнения ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» законов об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения. Проверкой с привлечением специалиста ФГКУ «ОВО ВНГ России по <адрес> (Адыгея) установлено, что вопреки ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №, пп. пп. «б», «н» п. 16 Требований на территории учреждения по адресу: <адрес> функционирует 1 камера видеонаблюдения, чем не обеспечивается непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта; система оповещения и управление эвакуацией на объекте отсутствует. Невыполнение указанных требований безопасности, в результате акта терроризма может способствовать наступлению тяжких последствий и человеческим жертвам. Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ главному врачу учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушение законов в полном объеме не устранены, что также следует из информации учреждения от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, просил суд, обязать Министерство здравоохранения Республики Адыгея в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» на обеспечение объекта (территории) по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения с целью непрерывного наблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта; системой оповещений и управление эвакуацией на объекте в соответствии с пп. пп. «б», «н» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер», в течении месяца со дня получения от Министерства здравоохранения Республики Адыгея денежных средств, обеспечить объект (территории) по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения с целью непрерывного наблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта; системой оповещений и управление эвакуацией на объекте в соответствии с пп. пп. «б», «н» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе судебного заседания представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО2 отказалась от исковых требований в части возложения на Министерство здравоохранения Республики Адыгея в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер», поскольку денежные средства уже выделены министерством.
Представитель ответчика - ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» в судебное заседание не явился. До начала судебного заседания представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в результате проверки ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» было установлено, в частности, отсутствует система видеонаблюдения в необходимом объеме и выдано представление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устранении нарушений законов об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения» (далее - представление). ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» направило в Министерство здравоохранения Республики Адыгея письмо о результатах указанной проверки и о необходимой потребности в финансировании установки системы видеонаблюдения в ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер». Министерством здравоохранения Республики Адыгея проведена соответствующая работа и в результате в подпрограмме Профилактика терроризма программы Республики Адыгея «Профилактика правонарушений и предупреждение чрезвычайных ситуаций», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.Г. №, на 2024 год заложены средства на переоборудование системы видеонаблюдения на территории стационара ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер». Согласно соглашению о предоставлении из республиканского бюджета Республики Адыгея ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» субсидии на иные цели от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» выделены денежные средства на 2024 и 2025 годы в размере 1400000 рублей. ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» проведена работа по списанию старой системы видеонаблюдения. Согласно распоряжению Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании списания государственного имущества Республики Адыгея» ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» согласовано списание системы видеонаблюдения для стационара и поручено осуществить мероприятия по ликвидации данного имущества. В настоящее время проводится подготовка документов для проведения электронного аукциона по проведению работ по установке системы видеонаблюдения, в том числе анализ рынка данного вида работ, получение коммерческих предложений, разработка технического задания для описания объекта закупки. Электронный аукцион по проведению работ по установке системы видеонаблюдения планируется провести до конца первого полугодия 2024 года.
Изучив доводы искового заявления, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <адрес> исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительными причинам не может сам обратиться в суд.
Материалами дела подтверждается, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка исполнения ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» законов об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения.
В силу п. 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») (далее - ФЗ «О противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах приоритета и предупреждения терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности потенциальных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также массового пребывания людей.
Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии ст. 5 ФЗ «О противодействий терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территории), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе, посредством предупреждения (профилактики) терроризма.
Предупреждение (профилактика) терроризма, кроме прочего, предполагает решение следующих задач: разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; определение прав, обязанностей и ответственности хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов.
Проверкой с привлечением специалиста ФГКУ «ОВО ВНГ России по <адрес> (Адыгея) установлено, что вопреки ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №, пп. пп. «б», «н» п. 16 Требований на территории учреждения по адресу: <адрес> функционирует 1 камера видеонаблюдения, чем не обеспечивается непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта; система оповещения и управление эвакуацией на объекте отсутствует.
Невыполнение указанных требований безопасности, в результате акта терроризма может способствовать наступлению тяжких последствий и человеческим жертвам.
Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Количество посетителей, пациентов учреждения не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены, не могут быть определены.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Как следует из ст. 160.2.1 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
В статье 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Согласно п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного субъектом РФ в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта России.
Министерство здравоохранения Республики Адыгея осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета и соответственно осуществляет финансирование деятельности учреждения. Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Адыгея по отношению к медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств, что определяет объем его ответственности за выявленные в учреждении нарушения. Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Республики Адыгея как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.
Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ главному врачу учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения законов в полном объеме не устранены, что также следует из информации учреждения от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что для устранения нарушений, выявленных в результате проверки прокурора с привлечением специалиста ФГКУ «ОВО ВНГ России по <адрес> (Адыгея), из республиканского бюджета ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер» на эти цели выделены денежные средства в размере 700000 рублей, что подтверждается соглашением о представлении субсидии и распределением денежных средств.
Поскольку на момент вынесения решения, нарушения, выявленные проверкой прокуратуры <адрес> фактически не устранены, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> к ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологической диспансер» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия, удовлетворить.
Обязать ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический диспансер», в течении месяца со дня получения от Министерства здравоохранения Республики Адыгея денежных средств, обеспечить объект (территории) по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения с целью непрерывного наблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта; системой оповещений и управление эвакуацией на объекте в соответствии с пп. пп. «б», «н» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись М.И. Катбамбетов
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-69
Подлинник находится в материалах дела № в Майкопском городском суде РА.