УИД № 57RS0022-01-2023-000814-28 Производство № 2-1353/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Колмыковой Юлии Викторовны к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области об обязании включить периоды обучения в выслугу лет для назначения пенсии,
установил:
Колмыкова Ю.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области (далее – УФСИН России по Орловской области) об обязании включить периоды обучения в выслугу лет для назначения пенсии.
В обоснование требований истец указала, что работала в УФСИН России по Орловской области с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Ссылалась, что при увольнении в выслугу лет для назначения пенсии не был учет период обучения с (дата обезличена) по (дата обезличена) в Орловском государственном институте искусств и культуры по тем основаниям, что обучение до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе и окончание обучения осуществлялось на заочном отделении учебного заведения и в стаж службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе не включается.
Не согласившись с таким решением, с учетом уточнения требований, Колмыкова Ю.В. просила суд признать незаконным приказ в УФСИН России по Орловской области об увольнении от (дата обезличена) (номер обезличен)-лс в части расчета выслуги лет с (дата обезличена) по (дата обезличена); обязать УФСИН России по Орловской области:
- включить ей период обучения с (дата обезличена) по (дата обезличена) в Орловском государственном институте искусств и культуры в выслугу лет на пенсию;
- произвести перерасчет денежного довольствия за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) (приказ от (дата обезличена) (номер обезличен) л/с);
- произвести перерасчет единовременного пособия при увольнении еще дополнительно в размере пяти окладов денежного содержания в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2022 № 197-ФЗ (приказ от (дата обезличена) (номер обезличен) л/с);
- произвести перерасчет денежного довольствия за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) (приказ от (дата обезличена) (номер обезличен) л/с);
- произвести перерасчет единовременного пособия при увольнении еще дополнительно в размере пяти окладов денежного содержания в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2022 № 197-ФЗ (приказ от (дата обезличена) (номер обезличен) л/с);
- произвести перерасчет размера пенсии.
В судебном заседании истец Колмыкова Ю.В. и ее представитель – адвокат Мирошниченко М.М. просили удовлетворить уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика УФСИН России по Орловской области по доверенности Тимонин В.Л. просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требование не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Колмыкова Ю.В. на основании трудового договора в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в должности сторожа Учреждения ЯИ-22/5 (адрес обезличен) Орловской области.
На основании контрактов Колмыкова Ю.В. проходила службу в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности младшего инспектора отдела охраны ИК5 УИН Минюста России по Орловской области, в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ИК-5 УИН Минюста России по Орловской области, уволена (дата обезличена) из уголовно-исполнительной системы по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
На основании трудовых договоров Колмыкова Ю.В. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в должности старшего инспектора отдела по воспитательной работе с осужденными (информация скрыта) России по Орловской области, в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в должности инспектора группы коммунально-бытового обеспечения (информация скрыта) России по Орловской области, в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в должности инженера-программиста 1 категории группы автоматизации-организационно-аналитического отдела (информация скрыта) России по Орловской области.
На основании контрактов Колмыкова Ю.В. проходила службу в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в должности старшего контрольного мастера группы технического контроля центра трудовой адаптации осужденных (информация скрыта) России по Орловской области, с (дата обезличена) контракт расторгнут и истец уволена из уголовно-исполнительной системы по истечении срока действия срочного контракта.
На основании трудовых договоров Колмыкова Ю.В. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в должности инженера 1 категории группы автоматизации-организационно-аналитического отдела (информация скрыта) России по Орловской области; с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в должности инспектора отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области; в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в должности инспектора информационно-аналитической группы ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области; в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) находилась в распоряжении УФСИН России по Орловской области.
Приказом УФСИН России по Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен)-лс контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с Колмыковой Ю.В. расторгнут и она уволена со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, с (дата обезличена).
Согласно данному приказу выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляет 19 лет 4 месяца 1 день, в льготном исчислении 20 лет 5 месяцев 26 дней, общая продолжительность службы для выплаты единовременного пособия составляет 19 лет 4 месяца 1 день.
На основании указанного приказа Колмыковой Ю.В. выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.
Согласно представленному в материалы расчету выслуги лет на пенсию, составленному ответчиком, выслуга лет Колмыковой Ю.В. на день увольнения составляет в календарном исчислении (общий трудовой стаж) и для единовременного пособия составляет 19 лет 4 месяца 1 день, в льготном исчислении 20 лет 5 месяцев 26 дней.
Из указанного расчета усматривается, что в выслугу лет Колмыковой Ю.В. включен период обучения с (дата обезличена) по (дата обезличена) в ГОУ «Орловский государственный институт искусств и культуры».
Согласно архивной справке ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» от (дата обезличена) (номер обезличен) ФИО9 (после брака Колмыкова) Ю.В., (дата обезличена) года рождения обучалась в ГОУ «Орловский государственный институт искусств и культуры» по специальности «Социально-культурная деятельность» на дневном отделении с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) переведена на заочное отделение, полностью окончив обучение (дата обезличена).
Факт обучения истца в спорный период подтверждается представленной в материалы дела копией диплома (номер обезличен).
В ответе на обращение Колмыковой Ю.В. от (дата обезличена) УФСИН России по Орловской области отказало в зачете в выслугу лет периода обучения с (дата обезличена) по (дата обезличена) в ГОУ «Орловский государственный институт искусств и культуры», поскольку оно осуществлялось на заочном отделении учебного заведения, в то время как закон предусматривает обязательное условие для включения в выслугу лет период обучения по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования.
Полагая такие действия незаконными, истец обратилась в суд.
В соответствии с абз. 4. п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» этой статьи, и их семей).
Пунктом 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
В соответствии с п. 3 указанной статьи порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Советом Министров - Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Из положений п. 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 следует, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу с 01.08.2018 (абз. 3).
С 01.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Согласно пп. 10 п. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что по смыслу п. 10 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ включению в выслугу лет для назначения пенсии подлежит не всякий период обучения сотрудника в соответствующих образовательных учреждениях до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы, а только лишь по очной форме обучения и при обязательном условии завершения успешным прохождением государственной итоговой аттестации и получением по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца.
Как было указано выше, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 определен порядок и условия зачета времени обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, исчисляемого из расчета два месяца обучения за один месяц службы, в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу с 01.08.2018. Таким образом, законодатель в указанной норме закрепил зачет времени обучения до поступления на службу только по очной форме.
Что касается сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу до 01.08.2018, то согласно части первой статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» на них до принятия Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ распространялось действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-I).
Часть вторая статьи 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривала, что время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях засчитывается в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел из расчета два месяца учебы за один месяц службы только в случае обучения на очных отделениях. Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 также предусмотрело аналогичный порядок исчисления выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях (абзац второй пункта 2).
В действующей редакции пункта 2 названного Постановления данное правило распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012 (абзац четвертый).
Таким образом, из вышеизложенных положений следует, что порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением службы в органах внутренних дел, предполагает включение в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012, периодов их обучения только по очной форме в высших и средних специальных учебных заведениях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 № 2553-О).
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения заявленных Колмыковой Ю.В. исковых требований о включении периодов обучения в выслугу лет для назначения пенсии и перерасчете денежного довольствия, единовременного пособия при увольнении, размера пенсии у суда не имеется.
Ссылка истца на положения абз. 4 п. 2 Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 судом отклоняется, поскольку указанная норма применяется исключительно в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012, в то время как истец уволена со службы в уголовно-исполнительной системе (дата обезличена) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, и вновь принята на службу в уголовно-исполнительную систему после начала действия Федерального закона № 197-ФЗ, изъявив желание уволиться из органов уголовно-исполнительной системы после вступления в законную силу Федерального закона № 197-ФЗ.
Таким образом, доводы Колмыковой Ю.В. о наличии права на включении спорного периода обучения по заочной форме в выслугу лет для назначения пенсии, основаны на ошибочном толковании истцом норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Колмыковой Юлии Викторовны к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области об обязании включить периоды обучения в выслугу лет для назначения пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2023 г.
Судья В.С. Агибалов