Решение по делу № 2-2723/2021 от 17.03.2021

Дело № 2-2723/9/2021 г.

УИД 10RS0011-01-2021-005296-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Фонда капитального ремонта Республики Карелия к Лобановой А.Т. и Клыкову Б.В. о возложении обязанности совершить определённые действия,

установил:

Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее – истец, Фонд) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Лобановой А.Т. и Клыкову Б.В. (далее – ответчик), в котором просит обязать указанных лиц согласовать акт выполненных работ от 06.07.2019 № 85 на оказание услуг пор первому этапу работ по оценке технического состояния общего имущества многоквартирного дома, подписав его уполномоченными лицами. Также Фонд просит взыскать с соответчиков убытки в размере 6149 руб. 75 коп. и судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошины.

В последующем Фонд отказался от требований о взыскании убытков и от исковых требований к Лобановой А.Т. Отказ был принят судом на основании вынесенных определений.

В качестве третьих лиц для участия в споре были привлечены администрация Петрозаводского городского округа (далее – Администрация), общество с ограниченной ответственностью «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» (далее – ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС», управляющая организация), общество с ограниченной ответственностью Проектно-конструкторское бюро «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ» (далее – ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ»), общество с ограниченной ответственностью «ГАРАНТИЯ-РЕМОНТ» (далее – ООО «ГАРАНТИЯ-РЕМОНТ»), Управление Федерального казначейства по Республике Карелия.

Представитель истца Цечоева Р.Ф. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и в заявлениях об изменении иска. На данный момент ответчик Клыков Б.В. как официальный представитель собственников многоквартирного дома уклоняется от подписания акта. Заключение судебной экспертизы не оспаривается. Ранее к контрагенту за устранением недостатков технического заключения Фонд не обращался.

Клыков Б.В. просил в иске отказать, так как техническое заключение, за выполнение которого истец требует подписать акт, составлено с нарушениями. Это установила судебная экспертиза. Недостатки технического заключения не устранены. Он как представитель собственников многоквартирного дома отказывается подписывать техническое заключение с недостатками и нарушениями нормативов.

Представитель ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» Вивальнюк М.В. просила в иске отказать. Управляющая организация не согласна с выводами технического заключения. Просит взыскать понесённые третьим лицом судебные расходы, связанные с оплатой услуг эксперта. Третье лицо выступает фактически на стороне ответчика, занимает активную позицию, понесло расходы, связанные с оплатой услуг эксперта, выводы технического заключения нарушают права и управляющей организации.

Администрация, ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ», ООО «ГАРАНТИЯ-РЕМОНТ», Управление Федерального казначейства по Республике Карелия извещены о месте и времени судебного заседания. Юридические лица не направили своих представителей в суд, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований пунктов 2 и 3 статьи 54, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц и их представителей.

Заслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Клыков Б.В. на общем собрании собственников многоквартирного дома избран лицом, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В связи с этими полномочиями, отраженными в протоколе общего собрания от 22.09.2018, а также положениями статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для привлечения для участия в деле в качестве третьих лиц всех собственников помещений не имеется, так как от их имени выступает уполномоченное лицо, собственники не подписывают отдельно от уполномоченного лица какие-либо акты.

Ответчик проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>. Собственники на общем собрании приняли решение принять предложение регионального оператора (Фонда капитального ремонта) о проведении в доме капитального ремонта в рамках «Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2045 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № 346-П (дале – Региональная программа), и утвердили перечень предложенных работ по капитальному ремонту.

Фонд обратился в ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ», которое на основании заключенного с Фондом договора № 74/2019-П от 18.03.2019 (далее – договор от 18.03.2019) провело обследование технического состояния общего имущества многоквартирного дома, составив Техническое заключение. ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ» пришло к выводам о том, что капитальный ремонт проводить нецелесообразно в связи с большим физическим износом конструктивных элементов здания. Многоквартирный дом подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу.

Условиями договора от 18.03.2019 предусмотрены обязанности подрядчика (ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ») произвести все работы в соответствии с техническим заданием, условиями ТУ. ГОСТ, СП, СНиП и других нормативно-правовых и нормативно-технических актов Российской Федерации (пункт 5.2.1 договора); нести ответственность за ненадлежащее качество выполненной документации и за нарушение сроков в соответствии с настоящим договором и статьей 761 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5.2.8). При этом Заказчик (Фонд) праве отказать в приемке и оплате некачественно выполненных подрядчиком работ (пункт 5.3.2). Подрядчик гарантировал качество работ (Глава 6 договора от 18.03.2019). Если в процессе выполненных работ, их приемки или в период гарантийного срока (пять лет) выявится, что работы имеют недостатки, которые являются следствие ненадлежащего выполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств по настоящему договору, то предусмотрена определенная процедура их оформления и устранения (пункт 6.3).

Фонд направил соответствующий акт представителям собственников дома (Лобановой А.Т. и Клыкову Б. В. Собственники отказались подписывать указанный акт, поскольку считали, что Техническое заключение проведено с нарушениями, представителей собственников не приглашали на обследование многоквартирного дома. Фонд после направления соответствующей претензии с требованием подписать акт выполненных работ, обратилось в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству управляющей организации ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» и Клыкова Б.В. судом назначалась экспертиза в ООО «<данные изъяты>». Из заключения № 169.16.08.21 (далее – заключение ООО «<данные изъяты>») следует, что Техническое заключение ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ» не в полной мере соответствует пункту 5.2.1 договора № 74/2019-П от 18.03.2019 и разделам 7 и 8 технического задания (приложение 3 к договору), а также не соответствует нормативно-правовой и нормативно-технической документации, в том числе: ГОСТ 31937-2011, СП 13-102-2003, Нормы ВСН 53-86 (р) и «Методике определения физического износа гражданских зданий». Эксперт пришёл к выводу, что в Техническом заключении не верно определена категория технического состояния основных несущих конструкций по СП 13-102-2003 и дана оценка стоимости капитального ремонта в процентном соотношении от восстановительной стоимости.

Согласно статье 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ (пункт 1 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации при обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.

Как предусмотрено абзацем 7 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу функций регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Из положений части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан произвести определенные действия и процедуры, оговорённые в части 2 указанной статьи.

Согласно общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведение капитального ремонта общего имущества осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения содержатся в пункте 21 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

В соответствии с частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) смета расходов на капитальный ремонт;

3) сроки проведения капитального ремонта;

4) источники финансирования капитального ремонта;

5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В силу части 1 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Региональный оператор также должен организовать оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов и т.д. Это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»).

Частью 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Согласно положениям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В соответствии с частью 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как указано в частях 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Заключение судебной экспертизы должно оцениваться судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценивая в качестве доказательства заключение судебной экспертизы ООО «<данные изъяты>», суд доверяет ему в большей степени, чем заключению ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ». Экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» мотивировано, последовательно и развернуто в выводах, не допускает иного толкования, выполнено с соблюдением требований закона, согласуется с собранными по делу доказательствами. По этим причинам и в соответствии со статьями 60, 67, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение ООО «<данные изъяты>» признается надлежащим доказательством по делу. Сторонами заключение судебной экспертизы не опровергнуто. При принятии решения суд руководствуется заключением ООО «<данные изъяты>».

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности требований Фонда обязать представителей собственников подписать акт выполненных работ, поскольку указанные работы, оформленные в виде Технического заключения, выполнены с существенными недостатками, влияющими на права и обязанности собственником многоквартирного дома и управляющей организации. Эти недостатки не устранены, представители собственников многоквартирного дома вправе требовать устранения этих недостатков, а также отказываться от их принятия, пока не доказано иное. При таких обстоятельствах суд признает исковые требования не подтвержденными и не подлежащими удовлетворению. Иных оснований и доказательств, позволяющих удовлетворить требование истца, в материалы дела представлено не было.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в состав судебных расходов, помимо государственной пошлины, входят и судебные издержки, виды которых определены в статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с частью 4 статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные издержки, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят судебный акт по делу, могут быть возмещены им, если их фактическое поведение как участников судебного процесса способствовало принятию данного судебного акта.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Постановление № 1), судебные издержки, понесенные третьими лицами (статьи 42, 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой состоялось решение, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 Постановления № 6-П от 21 января 2019 г. указал, что возможность возмещения понесенных третьими лицами судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, связывается с тем, способствовало ли их процессуальное поведение принятию судебного акта в пользу стороны, на которой они выступали, а на проигравшую сторону возлагается обязанность возместить соответствующие расходы.

По мнению суда, спор напрямую затрагивает права и обязанности третьего лица – управляющей организации ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС». Третье лицо занимало активную процессуальную позицию на стороне ответчиков, его процессуальное поведение способствовало принятию судебного акта, поэтому данное лицо вправе требовать возмещения судебных расходов.

По этим причинам понесенные ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» судебные расходы, связанные с оплатой услуг эксперта, подлежат возмещению третьему лицу с той стороны, не в пользу которой принято судебное решение.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

В удовлетворении исковых требований Фонда капитального ремонта Республики Карелия отказать.

Взыскать с Фонда капитального ремонта Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» судебные расходы, связанные с оплатой услуг эксперта, в размере 20500 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2021 года.

Дело № 2-2723/9/2021 г.

УИД 10RS0011-01-2021-005296-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Фонда капитального ремонта Республики Карелия к Лобановой А.Т. и Клыкову Б.В. о возложении обязанности совершить определённые действия,

установил:

Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее – истец, Фонд) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Лобановой А.Т. и Клыкову Б.В. (далее – ответчик), в котором просит обязать указанных лиц согласовать акт выполненных работ от 06.07.2019 № 85 на оказание услуг пор первому этапу работ по оценке технического состояния общего имущества многоквартирного дома, подписав его уполномоченными лицами. Также Фонд просит взыскать с соответчиков убытки в размере 6149 руб. 75 коп. и судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошины.

В последующем Фонд отказался от требований о взыскании убытков и от исковых требований к Лобановой А.Т. Отказ был принят судом на основании вынесенных определений.

В качестве третьих лиц для участия в споре были привлечены администрация Петрозаводского городского округа (далее – Администрация), общество с ограниченной ответственностью «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» (далее – ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС», управляющая организация), общество с ограниченной ответственностью Проектно-конструкторское бюро «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ» (далее – ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ»), общество с ограниченной ответственностью «ГАРАНТИЯ-РЕМОНТ» (далее – ООО «ГАРАНТИЯ-РЕМОНТ»), Управление Федерального казначейства по Республике Карелия.

Представитель истца Цечоева Р.Ф. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и в заявлениях об изменении иска. На данный момент ответчик Клыков Б.В. как официальный представитель собственников многоквартирного дома уклоняется от подписания акта. Заключение судебной экспертизы не оспаривается. Ранее к контрагенту за устранением недостатков технического заключения Фонд не обращался.

Клыков Б.В. просил в иске отказать, так как техническое заключение, за выполнение которого истец требует подписать акт, составлено с нарушениями. Это установила судебная экспертиза. Недостатки технического заключения не устранены. Он как представитель собственников многоквартирного дома отказывается подписывать техническое заключение с недостатками и нарушениями нормативов.

Представитель ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» Вивальнюк М.В. просила в иске отказать. Управляющая организация не согласна с выводами технического заключения. Просит взыскать понесённые третьим лицом судебные расходы, связанные с оплатой услуг эксперта. Третье лицо выступает фактически на стороне ответчика, занимает активную позицию, понесло расходы, связанные с оплатой услуг эксперта, выводы технического заключения нарушают права и управляющей организации.

Администрация, ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ», ООО «ГАРАНТИЯ-РЕМОНТ», Управление Федерального казначейства по Республике Карелия извещены о месте и времени судебного заседания. Юридические лица не направили своих представителей в суд, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований пунктов 2 и 3 статьи 54, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц и их представителей.

Заслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Клыков Б.В. на общем собрании собственников многоквартирного дома избран лицом, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В связи с этими полномочиями, отраженными в протоколе общего собрания от 22.09.2018, а также положениями статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для привлечения для участия в деле в качестве третьих лиц всех собственников помещений не имеется, так как от их имени выступает уполномоченное лицо, собственники не подписывают отдельно от уполномоченного лица какие-либо акты.

Ответчик проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>. Собственники на общем собрании приняли решение принять предложение регионального оператора (Фонда капитального ремонта) о проведении в доме капитального ремонта в рамках «Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2045 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № 346-П (дале – Региональная программа), и утвердили перечень предложенных работ по капитальному ремонту.

Фонд обратился в ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ», которое на основании заключенного с Фондом договора № 74/2019-П от 18.03.2019 (далее – договор от 18.03.2019) провело обследование технического состояния общего имущества многоквартирного дома, составив Техническое заключение. ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ» пришло к выводам о том, что капитальный ремонт проводить нецелесообразно в связи с большим физическим износом конструктивных элементов здания. Многоквартирный дом подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу.

Условиями договора от 18.03.2019 предусмотрены обязанности подрядчика (ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ») произвести все работы в соответствии с техническим заданием, условиями ТУ. ГОСТ, СП, СНиП и других нормативно-правовых и нормативно-технических актов Российской Федерации (пункт 5.2.1 договора); нести ответственность за ненадлежащее качество выполненной документации и за нарушение сроков в соответствии с настоящим договором и статьей 761 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5.2.8). При этом Заказчик (Фонд) праве отказать в приемке и оплате некачественно выполненных подрядчиком работ (пункт 5.3.2). Подрядчик гарантировал качество работ (Глава 6 договора от 18.03.2019). Если в процессе выполненных работ, их приемки или в период гарантийного срока (пять лет) выявится, что работы имеют недостатки, которые являются следствие ненадлежащего выполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств по настоящему договору, то предусмотрена определенная процедура их оформления и устранения (пункт 6.3).

Фонд направил соответствующий акт представителям собственников дома (Лобановой А.Т. и Клыкову Б. В. Собственники отказались подписывать указанный акт, поскольку считали, что Техническое заключение проведено с нарушениями, представителей собственников не приглашали на обследование многоквартирного дома. Фонд после направления соответствующей претензии с требованием подписать акт выполненных работ, обратилось в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству управляющей организации ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» и Клыкова Б.В. судом назначалась экспертиза в ООО «<данные изъяты>». Из заключения № 169.16.08.21 (далее – заключение ООО «<данные изъяты>») следует, что Техническое заключение ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ» не в полной мере соответствует пункту 5.2.1 договора № 74/2019-П от 18.03.2019 и разделам 7 и 8 технического задания (приложение 3 к договору), а также не соответствует нормативно-правовой и нормативно-технической документации, в том числе: ГОСТ 31937-2011, СП 13-102-2003, Нормы ВСН 53-86 (р) и «Методике определения физического износа гражданских зданий». Эксперт пришёл к выводу, что в Техническом заключении не верно определена категория технического состояния основных несущих конструкций по СП 13-102-2003 и дана оценка стоимости капитального ремонта в процентном соотношении от восстановительной стоимости.

Согласно статье 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ (пункт 1 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации при обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.

Как предусмотрено абзацем 7 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу функций регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Из положений части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан произвести определенные действия и процедуры, оговорённые в части 2 указанной статьи.

Согласно общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведение капитального ремонта общего имущества осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения содержатся в пункте 21 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

В соответствии с частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) смета расходов на капитальный ремонт;

3) сроки проведения капитального ремонта;

4) источники финансирования капитального ремонта;

5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В силу части 1 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Региональный оператор также должен организовать оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов и т.д. Это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»).

Частью 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Согласно положениям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В соответствии с частью 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как указано в частях 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Заключение судебной экспертизы должно оцениваться судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценивая в качестве доказательства заключение судебной экспертизы ООО «<данные изъяты>», суд доверяет ему в большей степени, чем заключению ООО ПКБ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ». Экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» мотивировано, последовательно и развернуто в выводах, не допускает иного толкования, выполнено с соблюдением требований закона, согласуется с собранными по делу доказательствами. По этим причинам и в соответствии со статьями 60, 67, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение ООО «<данные изъяты>» признается надлежащим доказательством по делу. Сторонами заключение судебной экспертизы не опровергнуто. При принятии решения суд руководствуется заключением ООО «<данные изъяты>».

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности требований Фонда обязать представителей собственников подписать акт выполненных работ, поскольку указанные работы, оформленные в виде Технического заключения, выполнены с существенными недостатками, влияющими на права и обязанности собственником многоквартирного дома и управляющей организации. Эти недостатки не устранены, представители собственников многоквартирного дома вправе требовать устранения этих недостатков, а также отказываться от их принятия, пока не доказано иное. При таких обстоятельствах суд признает исковые требования не подтвержденными и не подлежащими удовлетворению. Иных оснований и доказательств, позволяющих удовлетворить требование истца, в материалы дела представлено не было.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в состав судебных расходов, помимо государственной пошлины, входят и судебные издержки, виды которых определены в статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с частью 4 статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные издержки, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят судебный акт по делу, могут быть возмещены им, если их фактическое поведение как участников судебного процесса способствовало принятию данного судебного акта.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Постановление № 1), судебные издержки, понесенные третьими лицами (статьи 42, 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой состоялось решение, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 Постановления № 6-П от 21 января 2019 г. указал, что возможность возмещения понесенных третьими лицами судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, связывается с тем, способствовало ли их процессуальное поведение принятию судебного акта в пользу стороны, на которой они выступали, а на проигравшую сторону возлагается обязанность возместить соответствующие расходы.

По мнению суда, спор напрямую затрагивает права и обязанности третьего лица – управляющей организации ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС». Третье лицо занимало активную процессуальную позицию на стороне ответчиков, его процессуальное поведение способствовало принятию судебного акта, поэтому данное лицо вправе требовать возмещения судебных расходов.

По этим причинам понесенные ООО «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» судебные расходы, связанные с оплатой услуг эксперта, подлежат возмещению третьему лицу с той стороны, не в пользу которой принято судебное решение.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

В удовлетворении исковых требований Фонда капитального ремонта Республики Карелия отказать.

Взыскать с Фонда капитального ремонта Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТИЯ-ПЛЮС» судебные расходы, связанные с оплатой услуг эксперта, в размере 20500 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2021 года.

2-2723/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фонд капитального ремонта Республики Карелия
Ответчики
Лобанова Антонина Трифоновна
Клыков Борис Владимирович
Другие
Клыкова Наталья Владимировна
Администрация Петрозаводского городского округа
ООО ПКБ "ПромБезопасность"
Управление Федерального казначейства по Республике Карелия
ООО "Гарантия-Плюс"
ООО "Гарантия-Ремонт"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
17.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2021Передача материалов судье
18.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
11.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Судебное заседание
08.09.2021Производство по делу возобновлено
08.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2021Дело оформлено
19.11.2021Дело передано в архив
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее