УИД: 66МS0087-01-2024-002281-98
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург |
11 сентября 2024 года |
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Каменского района Свердловской области на постановление судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 12 июля 2024 года № 5-83/2024, вынесенное в отношении главы МО «Каменский городской округ» Кошкарова Алексея Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кошкарова А.Ю. прекращено ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
В протесте и.о. прокурора Каменского района Мунзафаров М.Л. просит отменить постановление судьи и направить материалы дела на новое рассмотрение, настаивая на наличии в действиях Кошкарова А.Ю. состава вмененного ему правонарушения, поскольку требование прокурора в полном объеме не выполнено.
Проверив материалы дела, изучив жалобу, заслушав пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской области Чернова В.М., поддержавшего протест, защитника Кошкарова А.Ю. - Мальцевой О.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, в рамках проведения прокуратурой Каменского района проверки исполнения Главой МО «Каменский городской округ» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, эффективности реализации региональных и муниципальных программ в обозначенной сфере, в частности, по направлению состояния объектов водоснабжения и водоотведения на поднадзорной территории – МО «Каменский городской округ», выявлены нарушения норм федерального законодательства – режима обеспечения населения услугами холодного водоснабжения, вызванные аварийным состоянием водопроводных сетей на территории Каменского района, в связи с чем в адрес Главы МО «Каменский городской округ» прокурором внесено представление от 15 ноября 2023 года №7/1-23/2023 об устранении выявленных нарушений, в котором предписывалось безотлагательно рассмотреть представление с уведомлением прокурора Каменского района о месте и времени его рассмотрения, принять достаточные меры по устранению выявленных нарушений законодательства и недопущения подобных нарушений, а именно: включить в план капитальных ремонтов 2024 года проведение ремонтов сетей ХВС, предоставив подтверждающие материалы в обоснование проведения данных ремонтов на конкретных участках, о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору Каменского района в срок не позднее 1 месяца с момента получения представления.
Главой МО «Каменский городской округ» был направлен ответ на требование прокурора с приложением плана капитальных ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры в МО «Каменский городской округ» на 2024 год, утвержденным постановлением Главы МО «Каменский городской округ» № 332 от 27 февраля 2024 года, с внесенными изменениями постановлением Главы МО «Каменский городской округ» № 659 от 11 апреля 2024 года. В план не включены запланированные работы к включению сети водоснабжения в с. Кисловское, с. Клевакинское, с. Колчедан, с. Покровское.
Посчитав, что Главой Каменского городского округа законное требование прокурора не выполнено, и.о. прокурора Каменского района 17 мая 2024 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 12 июля 2024 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы МО «Каменский городской округ» Кошкарова А.Ю. прекращено за отсутствием состава правонарушения.
Между тем постановление судьи районного суда не может быть признано законным ввиду следующего.
В силу ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии со ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право каждого на судебную защиту, равно как и его необходимая составляющая - право на законный суд, гарантированные ст.ст. 46 (ч. 1 и 2) и 47 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают, что рассмотрение дел должно осуществляться не произвольно выбранным, а законно установленным судом, то есть судом, компетенция которого по рассмотрению конкретного дела определяется на основании закрепленных в законе критериев, которые в нормативной форме (в виде общего правила) заранее - до возникновения спора или иного правового конфликта - предопределяют, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, а также в каких случаях и в каком порядке допустимо изменение подсудности, что позволяет суду (судье), сторонам и другим участникам процесса избежать правовой неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством решения, основанного на дискреции правоприменительного органа или должностного лица, определяя тем самым подсудность дела не на основании закона (постановления от 16 марта 1998 года № 9-П, от 21 января 2010 года № 1-П, от 9 июня 2011 года №12-П, от 16 октября 2012 года № 22-П, от 14 мая 2015 года № 9-П и др.).
На основании ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Решением Каменской районной Думы от 09 июня 2005 года № 18 «О принятии новой редакции Устава муниципального образования «Каменский городской округ» утверждено, что Глава городского округа является высшим должностным лицом муниципального округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 настоящего Устава. Глава городского округа осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Решением Думы Каменского городского округа от 06 декабря 2010 года №353 (в редакции от 19 августа 2021 года) утвержден Перечень должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления Каменского городского округа, согласно которому должности муниципальной службы, учреждаемые федеральными и областными законами, подлежат включению в Перечень. При этом из самого Перечня следует, что должность «Глава муниципального образования» в него не включена, таким образом, указанная должность не является должностью муниципальной службы.
Не отнесена должность главы городского округа к должностям муниципальной службы и Законом Свердловской области от 14 июня 2005 года № 49-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований».
Таким образом, должность главы МО «Каменский городской округ», являясь муниципальной должностью, не является должностью муниципальной службы.
То обстоятельство, что Кошкаров А.Ю., являясь главой городского округа, одновременно возглавляет администрацию городского округа, а должность главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования является должностью муниципальной службы (подп. 1 п. 1 параграфа 3 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 49-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований») правового значения не имеет, поскольку постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 мая 2024 года составлено в отношении Кошкарова А.Ю., прежде всего, как главы городского округа.
С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что дело об административном правонарушении в отношении лица, не занимающего должность муниципальной службы, уполномочен рассматривать мировой судья, а не судья районного суда.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, то постановление судьи о привлечении должностного лица - главы МО «Каменский городской округ» Кошкарова А.Ю. к административной ответственности подлежит отмене, а постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы дела – направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 3 Синарского судебного района Свердловской области, при котором мировому судье надлежит принять меры к полному, всестороннему рассмотрению дела об административном правонарушении и принятию законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 12 июля 2024 года № 5-83/2024, вынесенное в отношении главы МО «Каменский городской округ» Кошкарова Алексея Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №3 Синарского судебного района Свердловской области для рассмотрения по существу.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Н.В. Краснова