Решение по делу № 2-754/2022 от 29.08.2022

№2-754/2022

УИД11RS0016-01-2022-001142-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» сентября 2022 года с. Выльгорт

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мишинова А. С. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми об установлении выкупной стоимости жилого помещения,

установил:

Мишинов А.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми об установлении выкупной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 681 000 рублей, возложении обязанности в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда направить в адрес собственников соглашение о выкупе жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что истец является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 29.04.2016 №04/590, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данный дом вошел в адресную программу переселения. В целях реализации программы переселения администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми принято решение об изъятии квартиры, долевым собственником которой является истец, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, для муниципальных нужд. В соответствии с произведенной ответчиком оценкой, выкупная стоимость жилого помещения составила 2 681 000 рублей. Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми предлагает собственникам квартиры изъять ее для муниципальных нужд по цене 1 947 485 рублей 18 копеек. Предложение о выкупе жилого посещения по заниженной стоимости нарушает права собственника на жилище и препятствует реализации адресной программы переселения.

Истец Мишинов А.С. и его представитель Кисель Т.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Изъюрова Н.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Третье лицо Мишинов С.С., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании договора от <дата>, администрация сельского поселения «Выльгорт» бесплатно, в порядке приватизации, передала Мишинову А.С. и Мишинову С.С. в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (по ? доле каждому).

Право собственности Мишинова А.С. и Мишинова С.С. на жилое помещение в установленном законом порядке в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми зарегистрировано <дата> (по ? доле).

<дата> межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 21.07.2015 , проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании акта обследования от 06.04.2016 и заключения межведомственной комиссии от 06.04.2016 постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» 04/590 от 29.04.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В период с 2019 по 2025 годы на территории Республики Коми реализуется республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160, в соответствии с которой подлежат расселению многоквартирные жилые дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу в период с 01.01.2012 до 01.01.2017.

Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 года №5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в IV этап (01.01.2022 - 31.12.2023) республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» (утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160). Планируемая дата переселения – 31.12.2022, планируемая дата сноса многоквартирного дома в соответствии с республиканской программой - 31.12.2023.

Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 28.10.2021 принято решение об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером и принадлежавших на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме, расположенных по адресу: <адрес>, а именно <адрес>.

16.11.2021 администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в адрес собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, направлены требования о сносе аварийного дома.

17.12.2021 между администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми и ООО «Ай энд Пи-Финанс» заключен муниципальный контракт , предметом которого являлось произведение оценки выкупной стоимости жилых помещений.

В соответствии с данным контрактом 20.12.2021 ООО «Ай энд Пи-Финанс» произведена оценка выкупной стоимости жилого помещения , расположенного в <адрес>.

Исходя из отчета ООО «Ай энд Пи-Финанс» №Ж-16а-5 от 23.12.2021 выкупная стоимость жилого помещения составляет 2 681 000 рублей.

Администрацией муниципального района «Сыктывдинский» в адрес собственников жилого помещения направлен проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд, в котором Мишинову С.С. и Мишинову А.С. предложено осуществить выкуп жилого помещения в рамках предусмотренной республиканской адресной программы по цене 1 947 485 рублей 18 копеек.

Мишинов А.С., не согласившись с выкупной ценой, предложенной в соглашении, 27.06.2022 обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми с претензией.

В ответе на данную претензию администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми указала на невозможность изыскать дополнительные денежные средства на реализацию мероприятий программы переселения, в связи с дефицитом бюджета.

Мишиновым С.С. в адрес администрации направлено заявление о перечислении денежных средств за выкупаемую квартиру по приложенным реквизитам.

23.09.2022 Мишинов С.С. обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми с претензией, в которой также просил выплатить ему денежные средства, исходя из выкупной стоимости жилья в размере 2 681 000 рублей.

Мишинов А.С., ссылаясь на то, что предложение о выкупе жилого помещения по заниженной стоимости нарушает права собственника и препятствует реализации адресной программы переселения, обратился в суд с рассматриваемым иском.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным ч. 1 ст. 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда предусмотрен национальный проект «Жилье и городская среда», одной из задач которого является создание механизмов переселения граждан из непригодного жилья, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с паспортом федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 №3, данный проект реализуется через государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» урегулированы правовые и организационные основания предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, путем создания некоммерческой, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компенсацию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии подпунктом 11 пункта 1 статьи 14 Закона №185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 года №5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».

Финансирование мероприятий по переселению граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу доме, осуществляется в соответствии с региональной программой.

Этапы региональной программы сформированы с учетом целевых показателей и уровня финансирования, определенного для Республики Коми паспортом федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Республиканская адресная программа реализуется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (95%), средств бюджета субъекта Российской Федерации (4%) и средств местного бюджета (1%).

В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На переселение граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с республиканской адресной программой выделено 22 329 262 рублей 65 копеек.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Муниципальной программой предусмотрено расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, путем выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 28.10.2021 принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём выкупа земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером и принадлежавших на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме, расположенных по адресу: <адрес> а именно <адрес>.

16.11.2021 администрацией направлены требования о сносе аварийного дома в адрес собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При определении выкупной цены жилого помещения, установленной частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (часть 1 статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года №153 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Рыночная стоимость объекта оценки определяется независимым оценщиком, который должен являться членом саморегулируемой организации и застраховать риск наступления своей гражданской ответственности. Свою деятельность оценщик может осуществлять только по тем направлениям оценочной деятельности, которые предусмотрены в его квалификационном аттестате (статья 4 Закона №135-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены в нее включаются - рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49).

Для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд размер возмещения убытков собственника (пользователя) определяется с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка (пункт 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2015 года, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

При определении размера рыночной стоимости принадлежащего истцам жилья суд принимает во внимание представленный отчет ООО «Ай энд Пи-Финанс» №Ж-16а-5 от 23.12.2021, в соответствии с которым выкупная стоимость жилого помещения составляет 2 681000 рублей.

Данная оценка проведена с учетом положений ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, долей собственников жилья в праве собственности на указанное имущество, а также всех убытков, причиненных собственникам жилого помещения в связи с его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения жилья, переездом, оформлением права собственности на другое помещение, и сторонами не оспорена.

Поскольку целью выплаты возмещения является возмещения убытков (ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), соответственно, при определении выкупной стоимости жилого помещения, принадлежащего истцу и третьему лицу, суд принимает представленный в материалы дела отчет.

Право на переселение из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской, муниципальной программ не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств в бюджете муниципального района.

Доводы представителя ответчика о том, что указанная в заключение оценщика выкупная стоимость жилья носит рекомендательный характер, являются несостоятельными в силу выше изложенного.

Суд также находит несостоятельными ссылки ответчика на Информационное Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 №92, поскольку арбитражные суды разрешают экономические споры между хозяйствующими субъектами.

Данное письмо не содержит рекомендаций, обязательных для исполнения судами общей юрисдикции.

В то же время суды общей юрисдикции призваны разрешать гражданские дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований об установлении выкупной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , а также изымаемого земельного участка с кадастровым номером для муниципальных нужд в соответствии с отчетом об оценке выкупной стоимости жилого помещения №Ж-16а-5 в размере 2 681 000 рублей.

Вместе с тем, разрешая требования истца о возложении на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанности направить в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда в адрес собственников соответствующее соглашение, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку доводы о несвоевременном исполнении ответчиком указанной обязанности носят предположительный характер.

    Доказательств тому, что администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми уклоняется от принятия мер, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса РФ, суду не представлено, более того, именно в рамках реализации процедуры изъятия жилого помещения и земельного участка ответчиком направлен проект соглашения, которым определена оспариваемая истцом выкупная стоимость.

Следовательно, обращение в суд с указанным требованием является преждевременным.

Кроме того, в соответствии с ч.6 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются не соглашением, а судом только в случае принудительного изъятия.

В настоящем споре вопрос о принудительном изъятии не ставится, следовательно, администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в праве самостоятельно в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ, определить сроки и продолжить выполнение действий по изъятию для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения истца и третьего лица.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление Мишинова А. С. удовлетворить частично.

Установить выкупную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , а также изымаемого земельного участка с кадастровым номером для муниципальных нужд в соответствии с отчетом об оценке выкупной стоимости жилого помещения №Ж-16а-5 в размере 2 681 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.10.2022.

Судья Е.А. Долгих

2-754/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Мишинов Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" РК
Другие
Мишинов Сергей Сергеевич
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
29.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2022Передача материалов судье
31.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее