Именем Российской Федерации
10 августа 2017 года город Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи |
Артюховой О.С., |
при секретаре судебного заседания |
Мартыновой А.В., |
с участием представителя истца – прокурора Брянского района Брянской области |
Султанова Р.Р., |
представителя ответчика – администрации Брянского района |
Михальченко И.Н., |
представителя третьего лица КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» |
Вотрина С.А., |
представителя третьего лица – Правительства Брянской области |
Мариной М.Д., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брянского района Брянской области к администрации Брянского района о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой района проверкой в связи с обращением руководителя регионального исполкома ООД «Народный фронт «За Россию» установлено, что дорожное покрытие подъезда к с.Лесное Брянского района, проходящего от федеральной автомобильной дороги М3 «Украина» находится в неудовлетворительном состоянии, что препятствует беспрепятственному доступу транспортных средств в данный населенный пункт.
С 2007 года и по сегодняшний день ремонтных работ по содержанию подъезда не проводилось. Очистка подъезда в зимнее время не производится.
Альтернативным источником транспортного обеспечения с.Лесное Брянского района является железнодорожный транспорт. Вместе с тем, как установлено из информации Правительства Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ пригородные железнодорожные перевозки по маршруту «Брянск-Березовский» являются межсубъектными. По информации Министерства экономического развития Калужской области пассажиропоток по станции «Березовский» составляет 20-25 человек в сутки, в связи с чем, пригородные поезда исключены из заказа Калужской области. Закоротить маршрут в границах Брянской области до п.Батагово по техническим причинам не представляется возможным. Учитывая изложенное, пригородный поезд «Брянск-Березовский» не вошел в график движения пригородных поездов по территории Брянской области в 2014-2016 годах.
Таким образом, действующее железнодорожное транспортное сообщение с с.Лесное Брянского района не в состоянии обеспечить транспортные нужды населения.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Брянского района внесено представление.
Вместе с тем по результатам рассмотрения представления мер, направленных на организацию транспортного сообщения для жителей с.Лесное Брянского района, не принято.
Не принятие органами местного самоуправления предоставленных законодательством полномочий по решению вопросов местного значения не только ограничивает права неопределенного круга лиц на свободу передвижения и беспрепятственный доступ к принадлежащим им домовладениям, земельным участкам, но и фактически лишает право граждан на охрану жизни, здоровья и имущества ввиду невозможности беспрепятственного доступа в населенный пункт карет скорой помощи, пожарных служб и органов полиции.
На основании изложенного, прокурор Брянского района Брянской области просил суд возложить на администрацию Брянского района обязанность по организации транспортного сообщения для жителей с.Лесное Брянского района Брянской области;
возложить на администрацию Брянского района обязанность обеспечить наличие дороги, позволяющей осуществление транспортного проезда и перехода пешеходов от с.Лесное Брянского района до объекта дорожного хозяйства федерального значения – федеральной автомобильной дороги М3 «Украина».
В ходе рассмотрения дела представитель истца – помощник прокурора Брянского района Брянской области Султанов Р.Р. уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию Брянского района организовать подъезд к с.Лесное Брянского района Брянской области от федеральной автомобильной дороги М3 «Украина», принять меры по проектированию и строительству автомобильной подъездной дороги от федеральной автомобильной дороги М3 «Украина» до границы с.Лесное Брянского района Брянской области.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Брянского района Брянской области – Султанов Р.Р. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Брянского района – Михальченко И.Н. иск не признал, указав, что в случае удовлетворения иска решение суда понудит администрацию к нарушению ст.1 ЛК РФ, запрещающей использование лесного фонда органами местного самоуправления. При этом, представитель ответчика не отрицал, что существующий фактический подъезд к н.п.Лесное от федеральной автомобильной дороги – это единственный возможный подъезд к данному населенному пункту; н.п.Лесное окружен лесами.
Представитель третьего лица КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» - Вотрин С.А. – иск поддержал, пояснив, что у КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» имеются полномочия только в отношении дорог регионального и межмуниципального значения, спорная дорога расположена на территории, относящейся к компетенции Брянского района. Для разрешения возникшей ситуации администрации Брянского района необходимо создать МУП, который будет вправе обратиться в Управление лесами Брянской области для предоставления им в безвозмездное пользование лесного участка для строительства дороги либо будет вправе обратиться по вопросу изменения категории земель.
Представитель третьего лица – Правительства Брянской области – Марина М.Д. – поддержала заявленные исковые требования, пояснила, что на администрацию Брянского района возложены соответствующие полномочия, при этом существуют варианты исполнения этих полномочий, в том числе путем создания МУПа либо расширения полномочий существующего МУПа.
Представители третьих лиц – управления лесами Брянской области и ОГИБДД МО МВД России «Брянский» – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещались надлежащим образом.
На основании ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно акту приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ закончен ремонт подъезда к н.п. Лесное в Брянском районе Брянской области; протяженность дороги 4170 м.
Согласно акту осмотра подъезда к н.п. Лесное Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что дорожное покрытие подъезда к н.п.Лесное находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в восстановлении.
Как видно из указанного акта заместитель начальника отдела строительства, транспорта и связи администрации Брянского района ФИО6 с актом не согласился в части того, что дорожное покрытие нуждается в восстановлении, считает, что целесообразнее провести работы по строительству дороги к н.н.Лесное.
Представитель третьего лица – КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» - Вотрин С.А. пояснил суду, что возможно часть подъезда к н.п.Лесное можно отремонтировать, но с учетом новых требований к ширине дороги и т.п. подъезд к н.п.Лесное в целом нуждается в строительстве. Также Вотрин С.А. уточнил, что только на стадии разработки проекта можно будет точно сказать, возможно, ли отремонтировать ту часть подъезда, которая была сделана в 2006 году, либо ее также нужно заново строить.
В материалы дела стороной истца представлен видеоматериал о состоянии подъезда к н.п.Лесное.
Судом в ходе рассмотрения дела в качестве свидетелей допрошены жители с.Лесное ФИО7 и ФИО8, которые показали суду, что с ДД.ММ.ГГГГ существует проблема с подъездом к населенному пункту, в частности в с.Лесное не может проехать машина скорой медицинской помощи, существует проблема с организацией похорон, также затруднен подъезд пожарной техники.
Кроме того, в материалы дела представлены материалы проверки Главного управления МЧС России по Брянской области по обращению жителей с.Лесное. Согласно заключению по результатам проверки обращения от ДД.ММ.ГГГГ в зимний период года время прибытия автоцестерны от ближайшего подразделения пожарной охраны до н.п. Лесное заняло 25 минут, что не соответствует требованиям пожарной безопасности. Движение пожарного автомобиля было затруднено (потеря времени около 17 минут) на участке дороги от трассы Москва-Киев до сельского поселения, в связи с тем, что дорога не очищена от снега. В границах населенного пункта отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения.
Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В статье 5 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приведена классификация автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Постановлением Правительства Брянской области от 30 мая 2016 года №279-п предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области являются дороги, обеспечивающие подъезды от автомобильных дорог федерального значения, регионального, межмуниципального значения к центрам поселений.
При этом Федеральным законом РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено, что сельским поселением является один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, а административным центром сельского поселения является населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что от федеральной автомобильной дороги М3 «Украина» исторически сложился подъезд к н.п.Лесное Брянского района Брянской области. Указанный населенный пункт окружен лесами. Также имеющийся фактический подъезд частично проходит по землям лесного фонда. В 2006 году был осуществлен ремонт подъезда к н.п. Лесное в Брянском районе Брянской области. После ремонта дорога на чей-либо баланс не была взята. В настоящее время указанная дорога находится в неудовлетворительном состоянии, фактически сложившийся подъезд не обеспечивает постоянное сообщение с федеральной автодорогой, фактически необходимо проведение мероприятий по проектированию и строительству новой дороги. По сути, подъезд к населенному пункту в настоящее время не организован.
Данные факты подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Также из материалов дела следует, что в с.Лесное не находится представительный орган соответствующего муниципального образования, а территория, по которой пролегает фактический сложившийся подъезд к н.п.Лесное, находится вне границ населенного пункта, но в границах Брянского муниципального района Брянской области. Следовательно, осуществление дорожной деятельности, в том числе по проектированию и строительству дороги к с.Лесное, относится к вопросам местного значения Брянского муниципального района.
При этом суд обращает внимание, что количество проживающих в населенном пункте не является постоянной величиной, и закон не связывает необходимость решения вопросов местного значения в зависимости от площади населенного пункта либо численности населения, а также от размера требуемых финансовых затрат.
Довод стороны ответчика о неисполнимости требований прокурора в связи с тем, что понуждение администрации Брянского района к действиям по организации подъезда к с.Лесное приведет к нарушению ответчиком ст.1 ЛК РФ, суд находит несостоятельным.
Действительно, ст.1 ЛК РФ устанавливает принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В тоже время это не освобождает муниципальное образование от исполнения установленной законом обязанности по осуществлению дорожной деятельности. Указываемое ответчиком обстоятельство относится к вопросу исполнения решения суда. Кроме того, в ходе рассмотрения дела представителями Правительства Брянской области и КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» разъяснялся порядок реализации полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении планируемых дорог регионального и межмуниципального значения, проходящих по землям лесного фонда; предлагались варианты решения вопроса и на уровне муниципального района.
Также указание представителя ответчика на неисполнимость решения суда носит предположительный характер. К исполнению решения ответчик не приступал, потому преждевременно полагать о невозможности исполнения решения суда. В Управление лесами Брянской области по вопросу перевода земель лесного фонда в иную категорию администрация Брянского района не обращалась. В ходе рассмотрения дела представитель Управления лесами Брянской области не ссылался на возможные препятствия для перевода земель лесного фонда в иную категорию либо для их предоставления в пользование на период строительства дороги, в случае обращения к ним надлежащего предприятия (учреждения).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Брянского района Брянской области к администрации Брянского района о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Обязать администрацию Брянского района организовать подъезд к с.Лесное Брянского района Брянской области от федеральной автомобильной дороги М3 «Украина», принять меры по проектированию и строительству автомобильной подъездной дороги от федеральной автомобильной дороги М3 «Украина» до границы с.Лесное Брянского района Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу,
судья Брянского районного суда
Брянской области /подпись/ О.С.Артюхова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ