Дело № 2-3-709/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Килемары 30 декабря 2015 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Анисовой О.С.,
при секретаре Царегородцевой Н.В.,
с участием истца Медведевой Е.Б.,
ответчика – представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл Домрачевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Е.Б. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
у с т а н о в и л :
Решением комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл /далее ГУ- УПФ РФ в Килемарском районе РМЭл/ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Медведевой Е.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в связи с тем, что на день обращения у нее нет требуемого специального стажа 25 лет как предусмотрено ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку требуемый стаж у Медведевой Е.Б. на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> дня. При этом в ее специальный стаж для начисления трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не включены периоды ее работы в качестве <данные изъяты> <данные изъяты> средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период ее нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с решением ГУ – УПФ РФ в Килемарском районе РМЭл Медведева Е.Б. обратилась в суд с иском о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды ее работы в качестве старшей вожатой <данные изъяты> средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период ее нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении льготной пенсии.
В судебном заседании истец Медведева Е.Б. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, уточнив, что она с ДД.ММ.ГГГГ работала также <данные изъяты> в <данные изъяты> средней общеобразовательной школе, находящейся в сельской местности, в связи с чем просит включить период работы учителем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж для начисления трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Представитель ответчика в лице руководителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе РМЭл Домрачева Т.А. в судебном заседании исковые требования признала частично и указала, что периоды работы истца в качестве <данные изъяты> <данные изъяты> средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период ее нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, так как должность <данные изъяты>) в образовательных учреждениях подлежала включению в специальный педагогический стаж на основании Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которое с 01 октября 1993 года утратило силу. С 01 января 2002 года должность <данные изъяты> не предусмотрена и вышеуказанный период работы Медведевой Е.Б. в должности <данные изъяты> не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как данный период времени проходил после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после окончания периода действия нормативного правового акта, позволяющего включать такую работу в стаж для назначения пенсии по старости на льготных условиях. В период нахождения на курсах повышения квалификации истец не осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем данные периоды времени не засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 и от 11 июля 2002 года № 516. Следовательно, при обращении Медведевой Е.Б. по вопросу назначения ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в ГУ-УПФ РФ в Килемарском районе РМЭл, даже с учетом включения в специальный стаж работы в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев), ДД.ММ.ГГГГ у истца не было необходимого специального 25-летнего стажа, поэтому в назначении досрочной трудовой пенсии, связанной с осуществлением педагогической деятельности, пенсионным органом Медведевой Е.Б. было отказано обоснованно.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (мужчинам – по достижению 60 лет, женщинам – 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста.
Согласно трудовой книжки Медведевой Е.Б. она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает на педагогических должностях в образовательных учреждениях. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты> <данные изъяты> средней школы и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, что подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ и тарификационным списком должностей Красномостовской средней школы /л.д.7-10, 12-13/.
В соответствии с п.2 ст.30 вышеуказанного Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом «а» пункта 1 указанного Постановления устанавливалось, что в соответствии со ст. 58 Закона о государственных пенсиях пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначаются учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
В силу п.2 названного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Указанное постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года.
Однако, как видно из материалов дела, Медведева Е.Б. работала на должности <данные изъяты> в <данные изъяты> средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 (применявшемся за период работы с 01 ноября 1999 года по 01 января 2002 года), а также Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность «старшей вожатой» не указана.
Из указанных норм права следует, что действующее до 1 октября 1993 года законодательство предусматривало зачет в специальный стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на пенсию за выслугу лет, работу в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В то же время после 01 октября 1993 года пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической работы, учитываемой в целях назначения пенсии по старости на льготных условиях, работы в должности вожатых, пионерских вожатых.
Следовательно, период работы истца в должности <данные изъяты> <данные изъяты> средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный страховой стаж для начисления пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В судебном заседании установлено, что истец Медведева Е.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> часов в неделю, о чем свидетельствует архивная справка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и тарификационный список <данные изъяты> средней школы за 2000-2001 годы.
В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Следовательно, период работы истца Медведевой Е.Б. в должности учителя технологии и труда в Красномостовской средней общеобразовательной школе, находящейся в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяцев) подлежит включению в страховой стаж для назначения пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В указанных Правилах отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации по специальности.
В силу ст.196 Трудового кодекса Российской Федерации /далее ТК РФ/ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
В соответствии со ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно копии трудовой книжки Медведевой Е.Б., исследованной в судебном заседании, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает на педагогических должностях в МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» на педагогических должностях.
Из приказов директора МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, зачетной книжки о повышении квалификации, выданной ректором ГОУ ДПОС «<данные изъяты>», архивной справки, выданной МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «<данные изъяты>» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений Медведевой Е.Б. в судебном заседании видно, что Медведева Е.Б. работодателем была направлена на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации у Медведевой Е.Б. сохранялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку основным местом работы истца Медведевой Е.Б. во время прохождения курсов повышения квалификации являлась должность учителя в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что обязательным условием выполнения данной работы является повышение квалификации педагогического работника. В связи с этим истец Медведева Е.Б. была направлена работодателем на курсы повышения квалификации. При этом, как было установлено в судебном заседании, в вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку на момент обращения истца за назначением пенсии у Медведевой Е.Б. имелось более 2/3 педагогического стажа.
С учетом спорных периодов работы истца Медведевой Е.Б. учителем технологии и труда (<данные изъяты> месяцев ) и нахождения ее на курсах повышения квалификации, включенных в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ( <данные изъяты> дней), на ДД.ММ.ГГГГ - дату обращения истца в ГУ-УПФ РФ в Килемарском районе РМЭл, у истца не имелось <данные изъяты>летнего стажа работы ( <данные изъяты>), необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поэтому требование истца о возложении на ГУ-УПФ РФ в Килемарском районе РМЭл обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Однако, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период после вынесения обжалуемого гражданином решения пенсионным органом до вынесения решения судом, то суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права, то есть на ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет).
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Медведевой к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности удовлетворить частично.
Признать за Медведевой Е.Б. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл включить Медведевой Е.Б. в специальный стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности, период ее работы в качестве <данные изъяты> средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период ее нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Килемарском районе Республики Марий Эл обязанность назначить Медведевой Е.Б. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл (пос.Килемары) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Медведевского районного
суда Республики Марий Эл О.С. Анисова