Дело № 2-372/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Элиста 22 января 2020 года
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Согдановой Е.Е.,
при секретаре Козловой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия в интересах Курочка Владислава Ивановича к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
прокурор Городовиковского района Республики Калмыкия обратился в суд в интересах Курочка В.И., мотивируя тем, что последний относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 29.06.2011 г. Курочка В.И. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Городовиковского городского муниципального образования. До настоящего времени право Курочка В.И., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого благоустроенного помещения по договору социального найма, гарантированного государством, не реализовано, жилое помещение не предоставлено. Просил обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Курочка В.И. жилое помещение из специализированного жилого фонда Республики Калмыкия по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании прокурор Манджиева Э.Ц. и истец Курочка В.И. поддержали исковые требования, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Мамаева В.А. в судебное заседание не явилась, в письменных возражениях просила в удовлетворении исковых требований отказать, указала, что Министерство в настоящее время не имеет правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения в связи с тем, что будут нарушены права впередистоящих граждан.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Калмыкия Манцаев Н.Г. в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве не возражал против удовлетворения требований, просил рассмотреть дело без их участия, дополнительно пояснив, что по состоянию на 31.12.2019 г. Курочка В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в Списке согласно дате постановке на учет в Администрации Городовиковского ГМО РК с 07.06.2011 г.) под номером учетной записи №.
Представитель третьего лица Городовиковского городского муниципального образования республики Калмыкия Середа С.Н. в суд не явился, в письменном ходатайстве не возражал против удовлетворения исковых требований, просил рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав сторону истца, исследовав материалы дела, обозрев учетное дело, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, при этом не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Городовиковского городского муниципального образования Республики Калмыкия от 29.06.2011 г. Курочка В.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек.
Из ответа министерства образования и науки Республики Калмыкия от 15.01.2020 г. следует, что по состоянию на 31.12.2019 г. истец состоит в сводном списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Республики Калмыкия (согласно дате постановки на учет в Администрации Городовиковского ГМО РК от 07.06.2011 г.) под номером учетной записи №.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Республике Калмыкия регулируются Законом Республики Калмыкия от 03.11.2011 г. № 296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений».
В соответствии со ст. 18 указанного Закона предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия определяется Правительством Республики Калмыкия, за исключением жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, порядок предоставления которых устанавливается действующим федеральным законодательством.
Согласно п. 12 ст. 22 настоящего Закона включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени подачи заявления.
Пунктом 4 Постановления Правительства Республики Калмыкия № 222 от 13.05.2013г. «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, также лицам из их числа» установлено, что специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со сводным списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), сформированным Министерством образования и науки Республики Калмыкия.
Вместе с тем содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление Законом Республики Калмыкия от 03.11.2011 г. № 296-IV-З порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, суд полагает, не предоставление истцу жилого помещения специализированного жилого фонда Республики Калмыкия по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нарушает его права.
Наличие в сводном списке иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, не может служить основанием для отказа в удовлетворении его исковых требований, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
В соответствии с п. 4.3.23.1 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.11.2010 г. №338 (ред. от 08.11.2016 г.), функции по формированию и предоставлению жилых помещений из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляет Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
Следовательно, суд считает необходимым возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанность по предоставлению Курочка В.И. благоустроенного жилого помещения по договору найма из специализированного жилищного фонда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия в интересах Курочка Владислава Ивановича удовлетворить.
Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Курочка Владислава Ивановича благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Е. Согданова