Дело №2-10/2021
УИД 44RS0004-01-2020-000787-79
Мотивированный текст решения
изготовлен 24 февраля 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г. Мантурово
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,
с участием старшего помощника Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Ларионовой Е.А.; представителя ответчика Сорокиной Т.Н.; представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – администрации городского округа город Мантурово Костромской области Грачевской О.Н., при секретаре Кудряшовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Благотворительному фонду помощи животным «Верные сердца» об обязании исполнить требования законодательства в сфере ответственного отношения с животными, а именно обустроить зону, приспособленную для нахождения контейнерных площадок; установить системы водоснабжения и водоотведения; выделить карантинное помещение отопления и дезинфекционных ковриков в карантинном помещении в срок до 01.10.2021 года,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Благотворительному фонду помощи животным «Верные сердца» об обязании исполнить требования законодательства в сфере ответственного отношения с животными, а именно, обустроить зону, приспособленную для нахождения контейнерных площадок; установить системы водоснабжения и водоотведения; выделить карантинное помещение отопления и дезинфекционных ковриков в карантинном помещении в срок до 01.10.2021 года.
В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой в рамках исполнения поручения прокуратуры Костромской области проведена проверка законодательства в сфере ответственного обращения с животными в отношении Благотворительного фонда помощи животным «Верные сердца» (далее по тексту – БФ «Верные сердца»). В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», непосредственное регулирование деятельности приютов для животных и нормы содержания животных устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ, в связи с чем, на территории Костромской области принято постановление Администрации Костромской области от 06.04.2020 № 116-а «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области и порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Костромской области», регулирующее деятельность приютов для животных и нормы содержания животных в них. Установлено, что основной деятельностью БФ «Верные сердца» является обеспечение жизнедеятельности животных, оставшихся без владельцев. В соответствии с п. 11 постановления Администрации Костромской области от 06.04.2020 № 116-а территория приюта должна быть разделена на следующие зоны:1) производственную, включающую в себя помещения для длительного содержания животных и площадки для выгула животных; 2) административно-хозяйственную, включающую здания и сооружения административно-хозяйственных служб, подсобные помещения, бытовое помещение для персонала, кормокухню (в случае кормления животных не готовыми для животных кормами) и склад для хранения кормов для животных (обеспечивающий условия хранения, определенные изготовителем кормов); 3) зону временного содержания животных, включающую в себя манеж- приемную, карантинное помещение (площадь которого предусматривает размещение не менее 10% поголовья животных, на содержание которых рассчитан приют), изолятор, ветеринарный пункт; 4) помещение для хранения опилок, сена или другого подстилочного материала, инвентаря; 5) контейнерную площадку, контейнеры для твердых бытовых отходов и контейнеры для продуктов жизнедеятельности животных. В нарушение указанного пункта постановления, в приюте отсутствует зона, приспособленная для нахождения контейнерных площадок. Согласно п. 13 указанного постановления во избежание распространения запахов по периметру размещаются зеленые насаждения. В нарушение указанного пункта на территории приюта отсутствуют зеленые насаждения по периметру забора. Пункт 16 постановления устанавливает требования к карантинному помещению, среди которых необходимо наличие: 1) отопления для карантинного помещения, 2) на входе (выходе) в карантинное помещение размещаются дезинфекционные коврики (ширина - по размеру дверного проема, длина - не менее одного метра), которые ежедневно смачиваются дезинфицирующим раствором; 3) пол карантинного помещения должен иметь твердую и гладкую поверхность, устойчивую к мытью водой и обработке дезинфицирующими средствами, иметь наклон в сторону стока. Стены и потолки в карантинном помещении должны иметь покрытие, позволяющее проводить регулярную уборку и дезинфекцию. В нарушение данного требования карантинное помещение приюта отсутствует. Животные, поступающие в первичном порядке, изначально передерживаются 2 недели на отдельной территории. После вакцинации и обработки животного, собаки поступают в приют. На основании п. 12 постановления помещения приюта должны быть обустроены системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и водоотведения, канализации, электро, теплоснабжения, наружного освещения и вентиляции (естественной, принудительной). Водоснабжение осуществляется из централизованной сети хозяйственно-питьевого водопользования, а при ее отсутствии - из внутреннего водопровода, проведенного от артезианских скважин. В ходе проверки установлено, что приют БФ «Верные сердца» не оборудован системами водоснабжения и водоотведения. Принятыми мерами прокурорскими реагирования, вынесенным 27 июля 2020 года в адрес руководителя БФ «Верные сердца» представления, нарушения не устранены. Устранение данных нарушений обеспечит соблюдение прав граждан, в частности жителей г. Мантурово, круг которых установить не представляется возможным, на благоприятную окружающую среду, а именно экологическую безопасность от негативного воздействия на атмосферный воздух, почву и другие природные объекты от хозяйствующих субъектов. Просил обязать БФ «Верные сердца» до 01 октября 2021 года исполнить требования законодательства в сфере ответственного обращения с животными по адресу: [адрес], а именно: обустроить зону, приспособленную для нахождения контейнерных площадок; установить системы водоснабжения и водоотведения; высадить зеленые насаждения по периметру забора; выделить карантинное помещение отопления и дезинфекционных ковриков в карантинном помещении.
В ходе рассмотрения дела 20 января 2021 года старший помощник Мантуровского межрайонного прокурора Ларионова Е.А. обратилась с заявлением об изменении исковых требований. Просила обязать БФ «Верные сердца» в срок до 31 декабря 2022 года исполнить законодательство в сфере ответственного обращения с животными по адресу: [адрес], а именно: 1) оборудовать контейнерную площадку под два контейнера в соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований»: - обеспечить подъездной путь для транспортной компании по вывозу мусора; - оборудовать контейнерную площадку водонепроницаемым покрытием, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Контейнеры должны иметь ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; 2) установить два контейнера: для твердых бытовых отходов и для продуктов жизнедеятельности животных в соответствии с п. 2.6. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований», которые должны быть закрыты и находиться в исправном состоянии; 3) оборудовать помещение приюта в соответствии с главой 3 Постановления администрации Костромской области от 06.04.2020 № 116-а «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области и порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Костромской области», а именно, карантинное помещение (площадь которого предусматривает размещение не менее 10 % поголовья животных, на содержание которых рассчитан приют), бытовое помещение для персонала, а также обустроить площадку для выгула собак; 4) помещение приюта оборудовать системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) - централизованное водоснабжение либо водопровод от стационарного источника и водоотведения, организовать канализацию или вырыть выгребную яму (л.д.60-61).
В судебном заседании старший помощник Мантуровского межрайонного прокурора Ларионова Е.А. измененные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что по п. 1 заявленных требований, покрытие контейнерной площадки должно быть твердым, водонепроницаемым, например это может быть железобетонная плита. Контейнерная площадка предусматривает ограждения. Ограждение должно быть установлено таким образом, чтобы отходы из контейнеров не могли попасть за пределы контейнерной площадки. Контейнеры должны быть закрыты крышками. Сама площадка должна находиться на территории приюта. В соответствии с п. 3 требований, необходимо оборудовать помещение приюта заново, поскольку то помещение, которое им было первоначально предоставлено, нельзя было принимать. В это помещение провести централизованное водоснабжение либо водопровод из стационарного источника, возможен колодец. Централизованная горячая вода не требуется, достаточно накопительной емкости, например, водонагреватель. Термопот, который есть в наличии, не может обеспечить горячее водоснабжение. Карантинное помещение может быть любое, лишь бы оно находилось отдельно. В него тоже необходимо провести централизованное водоснабжение. На территории приюта также необходимо обустроить площадку для выгула собак, поскольку в настоящее время собаки сидят на цепи и выгуливаются по графику. Нужна площадка для выгула на любом месте территории приюта. Также уточнила исковые требования в части срока исполнения требований, увеличив его до 31 декабря 2022 года.
Представитель ответчика – Благотворительного фонда помощи животным «Верные сердца» – Сорокина Т.Н., действующая на основании протокола учредительного собрания членов фонда (л.д. 33-34), в ходе судебного заседания исковые требования признала частично. Пояснила по первому пункту, что подъездной путь для транспортной компании по вывозу мусора уже есть, покрытие на бетонной плите под площадку имеется, необходимо сделать ограждение для контейнеров. По второму пункту не признала необходимость установки двух контейнеров, поскольку один контейнер уже имеется. Требования по третьему и четвертому пункту признала полностью.
Представитель ответчика – Благотворительного фонда помощи животным «Верные сердца» – Соловьева И.Л, действующая на основании устного заявления, в судебном заседании измененные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно отзыва, поступившего в адрес суда, цели и предмет регулирования Федерального закона № 498-ФЗ сформулированы в ч. 1 ст. 1. - настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными. Однако в ч.ч. 2, 3, 4 этой же статьи предмет регулирования существенно сужен - положения Закона не применяются к отношениям: в области охраны и использования животного мира, в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в области аквакультуры (рыбоводства), в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных (ч. 2). Части 3 и 4 ст. 1 устанавливают, что отношения по поводу животных при осуществлении благотворительной (волонтерской) деятельности регулируются законодательством о благотворительной деятельности, а отношения, возникающие при перевозке животных, - законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством РФ и международными договорами с участием Российской Федерации. С учетом этих оговорок фактически комментируемый Федеральный закон прямо применим лишь к обращению с домашними, в том числе безнадзорными, животными (они именуются по-новому "животные без владельца"), служебными животными, а также домашними и дикими животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях. Все прочие сферы взаимодействия человека и животных из настоящего Федерального закона по существу исключены. Таким образом, декларируемые в ч. 1 комментируемой статьи цели Закона и регулируемые им общественные отношения значительно шире в сравнении с фактической сферой его применения, установленной ч.ч. 2,3, 4 этой же статьи. Закон о благотворительной деятельности и волонтерстве не содержит определения, ни самого понятия "благотворительная деятельность, добровольная (волонтерская) деятельность в области обращения с животными", ни специальных, которые определяли бы особенности осуществления такой деятельности. Соответственно, эта деятельность должна осуществляться по общим нормам, установленным Законом о благотворительной деятельности и волонтерстве и ГК РФ - в части особенностей организаций в зависимости от их организационно-правовой формы, иными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими благотворительную деятельность. Поскольку Постановление Администрации Костромской области № 116-а от 06.04.2020 года издано в целях исполнения Федерального закона № 498-ФЗ, то оно также не может применимо к благотворительным организациям. Тем самым требования Мантуровского межрайонного прокурора, в основание которых положены указанные нормативные акты, являются незаконными в отношении БФ «Верные сердца», как субъекта, в отношении которого данные нормативные акты содержат специальные изъятия из правового регулирования. Изменение исковых требований от 21 января 2021 года фактически представляет из себя переписывание требований СанПиН, без привязки этих требований к конкретной ситуации. Так, требование об оборудовании контейнерной площадки не имеет конкретики – где, из каких материалов, каких размеров. Тем самым, у ответчика появляется право выполнить это по своему усмотрению, если судом будет принята такая редакция требований. Установить 2 контейнера – во-первых, один контейнер уже имеется, поэтому требование должно быть уточнено, в части установки только одного контейнера. Здесь требование несет в себе неясность с точки зрения его целесообразности, так как транспортная компания мусор вывозит в одной машине, не делит его. Также непонятно требование – должны находиться в исправном состоянии. Требования в отношении карантинного помещения, бытового помещения и площадки для выгула также не конкретизированы, тем более, что частично это фактически имеется. Требование о проведении водоснабжения тоже необходимо конкретизировать, так как устно говорится о том, что колодца и подогрева воды, которые уже имеются, достаточно, но тем не менее, требование формулируется очень широко, под ним можно подразумевать наличие водопроводной сети. Вырыть выгребную яму – где, каких размеров и с выводом в нее чего именно – прокуратурой также не указано (л.д. 94-96).
Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 24 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – администрация г.о.г. Мантурово) (л.д. 55).
Представитель третьего лица – администрации г.о.г. Мантурово – Грачевская О.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 62), в судебном заседании принятие решения по делу оставила на усмотрение суда. Ранее в судебном заседании пояснила, что земельный участок Благотворительному фонду пока не предоставлен. В настоящее время проводится межевание земли и регистрация. Межевой план имеется на 6 000 кв.м., с заявлением в Росреестр обратились. Земельный участок для фонда специально выбирался на территории промышленной зоны, чтобы не было рядом жилого сектора. Здание предоставлено по договору безвозмездного пользования.
Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 20 января 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ветеринарии Костромской области (л.д. 80).
Представитель третьего лица – Управления ветеринарии Костромской области – Крюкова С.Е., действующая на основании доверенности (л.д. 91-92), в судебном заседании исковые требования по п.п. 3 и 4 поддержала в полном объеме, считая их законными и обоснованными. По п.п. 1 и 2 иска пояснять не стала, так как эти пункты предъявлены не по ветеринарному законодательству. Пояснила, что Благотворительный фонд в своей деятельности должен руководствоваться непосредственно нормами Федерального закона от 27.12.2018г. N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлением Администрации Костромской области от 06.04.2020 № 116-а «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области и порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Костромской области». Также дополнила, что Благотворительный фонд помощи животным «Верные сердца» выполняет очень тяжелую и важную работу, поэтому он должен продолжать функционировать и дальше.
Выслушав доводы представителей сторон, третьих лиц, оценивая доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (преамбула Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 10 указанного Федерального закона граждане обязаны в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 498-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что благотворительный фонд помощи животным «Верные сердца» зарегистрирован и осуществляет свою деятельность как юридическое лицо с 05 октября 2018 года. Президентом фонда является Сорокина Татьяна Николаевна, которая избрана учредительным собранием членов фонда 25 июня 2020 года (л.д. 13-17, 33-34, 35-39).
Согласно Устава БФ «Верные сердца», утвержденного протоколом общего собрания учредителей № 1 от 20 июля 2018 года, предметом его деятельности является оказание всесторонней помощи бездомным и безнадзорным животным и объединение усилий заинтересованных лиц и организаций для оказания помощи таким животным. К основным целям фонда относится, в том числе, организация приюта для бездомных животных (л.д. 97-102).
20 марта 2020 года комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – КУМИ администрации г.о.г. Мантурово Костромской области) было принято решение № 61 о передаче БФ «Верные сердца» в безвозмездное пользование одноэтажного кирпичного нежилого здания, расположенного по адресу: [адрес] (л.д. 63).
В соответствии с договором № 2 от 21 марта 2020 года, КУМИ администрации г.о.г. Мантурово Костромской области передал БФ «Верные сердца» в безвозмездное пользование муниципальное имущество казны города Мантурово – нежилое здание, расположенное по [адрес] (около территории МП «СтройГранд»), для содержания и оказания медицинской помощи бездомным животным (л.д. 48-50).
Согласно выписки из ЕГРН от 18 января 2021 года, земельный участок, расположенный по адресу: [адрес] (ремонтно-механические мастерские), площадью 6 134 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей, имеет кадастровый [№]. Правообладателем земельного участка является муниципальное образование г.о.г. Мантурово Костромской области (л.д. 72-75).
Мантуровской межрайонной прокуратурой в рамках исполнения поручения прокуратуры Костромской области проведена проверка законодательства в сфере ответственного обращения с животными в отношении БФ «Верные сердца». По результатам проверки президенту фонда Сорокиной М.А. вынесено представление о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, обеспечить в приюте БФ: зону, приспособленную для нахождения контейнерных площадок; систему водоснабжения и водоотведения, канализации и теплоснабжения, твердого покрытия, зеленых насаждений по периметру забора, отопления и дезинфекционных ковриков в карантинном помещении, отопления в помещении для стационарного размещения животных, журнала движения животных в приюте, а также обеспечить наличие у животных ушной бирки с уникальным идентификационным номером (л.д. 7-10).
Из ответа президента БФ «Верные сердца» на представление прокурора следует, что благотворительный фонд – это первая и единственная организация в Костромской области помощи бездомным животным. Целью создания Фонда является сокращение численности бездомных животным единственным гуманным методом – стерилизация/кастрация, помощь бездомным животным с лечением (если это необходимо), поиск новой семьи. Фонд не финансируется государством, а существует на добровольные пожертвования неравнодушных граждан. Все пункты представления приняты к сведению и по мере поступления пожертвований нарушения будут устранены (л.д. 11).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 498-ФЗ к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся: 1) обеспечение надлежащего ухода за животными; 2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии; 3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; 4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; 5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Федерального закона N 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались (ч. 1).
Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях (ч. 2).
Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными (ч. 3).
Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 13).
В целях реализации положений Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" администрация Костромской области постановлением от 06.04.2020 N 116-а утвердила порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Костромской области.
В соответствии с п. 11 гл. 2 указанного постановления территория приюта должна быть разделена на следующие зоны: 1) производственную, включающую в себя помещения для длительного содержания животных и площадки для выгула животных; 2) административно-хозяйственную, включающую здания и сооружения административно-хозяйственных служб, подсобные помещения, бытовое помещение для персонала, кормокухню (в случае кормления животных не готовыми для животных кормами) и склад для хранения кормов для животных (обеспечивающий условия хранения, определенные изготовителем кормов); 3) зону временного содержания животных, включающую в себя манеж-приемную, карантинное помещение (площадь которого предусматривает размещение не менее 10% поголовья животных, на содержание которых рассчитан приют), изолятор, ветеринарный пункт.
Пунктом 16 главы 3 указанного постановления предусмотрены следующие требования к карантинному помещению: 1) карантинное помещение должно быть отапливаемым; 2) на входе (выходе) в карантинное помещение размещаются дезинфекционные коврики (ширина - по размеру дверного проема, длина - не менее одного метра), которые ежедневно смачиваются дезинфицирующим раствором; 3) пол карантинного помещения должен иметь твердую и гладкую поверхность, устойчивую к мытью водой и обработке дезинфицирующими средствами, иметь наклон в сторону стока. Стены и потолки в карантинном помещении должны иметь покрытие, позволяющее проводить регулярную уборку и дезинфекцию.
Специальная одежда и другие принадлежности, используемые сотрудниками в карантинном помещении, применяются, хранятся и подвергаются мойке и дезинфекции только в пределах карантинного помещения.
Мойка карантинного помещения (помещения, инвентарь, оборудование, клетки) осуществляется по мере необходимости в течение рабочего дня, а дезинфекция - в конце рабочего дня.
Для уборки карантинного помещения применяется отдельный уборочный инвентарь, который маркируется в целях недопущения использования в иных помещениях и хранится отдельно от уборочного инвентаря, используемого для уборки иных помещений. Уборка и дезинфекция карантинного помещения осуществляются ежедневно, а также после окончания периода карантинирования каждого животного либо смерти животного.
Помещения приюта должны быть обустроены системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и водоотведения, канализации, электро-, теплоснабжения, наружного освещения и вентиляции (естественной, принудительной). Водоснабжение осуществляется из централизованной сети хозяйственно-питьевого водопользования, а при ее отсутствии - из внутреннего водопровода, проведенного от артезианских скважин (п. 12 гл. 2 постановления Администрации Костромской области от 06.04.2020 N 116-а).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" утратило силу с 1 января 2021 года в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 3 данного документа, в связи с чем, в удовлетворении пунктов 1 и 2 исковых требований Мантуровскому межрайонному прокурору следует отказать.
Вместе с тем, требования, заявленные в пункте 3 (оборудование на территории БФ «Верные сердца» карантинного помещения, бытового помещения для персонала, площадки для выгула собак) и пункте 4 (оборудование помещений фонда системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) подлежат удовлетворению, поскольку они действительно соответствуют требованиям, установленным постановлением Администрации Костромской области от 06.04.2020 № 116-а «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области и порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Костромской области».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора [адрес] удовлетворить частично.
Обязать Благотворительный фонд помощи животным «Верные сердца» в срок до 31 декабря 2022 года исполнить законодательство в сфере ответственного обращения с животными по адресу: [адрес], а именно: 1) Оборудовать помещение приюта в соответствии с главой 3 Постановления администрации Костромской области от 06.04.2020 № 116-а «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Костромской области и порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Костромской области», а именно, карантинное помещение (площадь которого предусматривает размещение не менее 10 % поголовья животных, на содержание которых рассчитан приют), бытовое помещение для персонала, а также обустроить площадку для выгула собак; 2) Помещение приюта оборудовать системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) - централизованное водоснабжение либо водопровод от стационарного источника и водоотведения-организовать канализацию или вырыть выгребную яму.
В удовлетворении исковых требований о возложении на Благотворительный фонд помощи животным «Верные сердца» обязанности в срок до 31 декабря 2022 года исполнить законодательство в сфере ответственного обращения с животными по адресу: [адрес], а именно: 1) Оборудовать контейнерную площадку под два контейнера в соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований»: - обеспечить подъездной путь для транспортной компании по вывозу мусора; - оборудовать контейнерную площадку водонепроницаемым покрытием, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Контейнеры должны иметь ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; 2) Установить два контейнера: для твердых бытовых отходов и для продуктов жизнедеятельности животных в соответствии с п. 2.6. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований», которые должны быть закрыты и находиться в исправном состоянии – отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Хасаншина