Решение по делу № 33-7909/2024 от 12.11.2024

г. Сыктывкар УИД -11RS0002-01-2024-002463-23             Дело № 2-2446/2024 (№ 33-7909/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Жуковской С.В. и Костенко Е.Л.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрела в судебном заседании 21 ноября 2024 г. гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Водоканал» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 августа 2024 г. по иску Парфуто Е.А. к ООО «Водоканал» об установлении оклада, выплате неполученных сумм и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Парфуто Е.А. обратилась с иском к ООО «Водоканал» о возложении обязанности установить с 1 января 2024 г. тарифную ставку в размере 26 169,12 руб., произвести перерасчет заработной платы и выплатить образовавшуюся сумму задолженности, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В обоснование иска указала, что работает в ООО «Водоканал» в должности ... <Номер обезличен> разряда, её оклад составляет 17 521 руб.

12 мая 2022 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, выступающим от лица работодателей, и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, выступающим от лица работников, заключено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 г.». Истец считает, что указанное ФОТС распространяется на ответчика, в связи с чем её оклад должен быть установлен на основании ФОТС и приказа ООО «Водоканал» от 31 декабря 2013 г. №1587т. и с 1 января 2024 г. составлять 26 169,12 руб. (19 242 руб. (размер оклада, установленный ФОТС) * 1,36 (тарифный коэффициент для <Номер обезличен> разряда).

В судебное заседание стороны при надлежащем извещении не явились.

Ответчик направил суду письменные возражения, в которых просит в удовлетворении исковых требований Парфуто Е.А. отказать, ссылается на отсутствие финансовой возможности для заключения соглашения о присоединении к отраслевому тарифному соглашению и ежегодной оплаты членских взносов. Указывает, что мотивированный отказ от Федерального отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы направлен в Минтруд России 14 июля 2023 г., получен последним 18 июля 2022 г. При расчете заработной платы работников ООО «Водоканал» должна применяться тарифная сетка, действующая в обществе.

Решением суда от 13 августа 2024 г. на ООО «Водоканал» возложена обязанность установить Парфуто Е.А. с 1 января 2024 г. тарифную ставку (оклад) в размере 26 169,12 руб., произвести перерасчет заработной платы и выплатить суммы, недоплаченные в результате занижения тарифной ставки (оклада).

С ООО «Водоканал» в пользу Парфуто Е.А. взыскана компенсация морального вреда в сумме 5 000 руб.

Взыскано с ООО «Водоканал» в бюджет муниципального округа «Воркута» 300 руб. государственной пошлины.

В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с решением суда первой инстанции, указывая на его незаконность и необоснованность.

Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Парфуто Е.А. с <Дата обезличена> принята на работу в ООО «Водоканал» ..., что подтверждается трудовым договором и приказом о приёме на работу. Тарифная ставка установлена в размере 5 378 руб.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от <Дата обезличена>. Парфуто Е.А. установлен должностной оклад с <Дата обезличена> в размере 17 521 руб.

Приказом ООО «Водоканал» от 31 декабря 2013 г. № 1587т утверждена и введена в действие с 1 января 2014 г. схема тарифных коэффициентов, разработанная и принятая работодателем в целях обеспечения повышения содержания заработной платы в соответствии с требованиями ст. 134 Трудового кодекса РФ и коллективным договором.

Из приказа от 31 декабря 2013 г. № 1587т усматривается, что по <Номер обезличен> разряду оплаты труда установлен тарифный коэффициент - 1,36 к минимальной тарифной ставке.

Согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал» с 1 февраля 2020 г. размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности - за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 г. утверждено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы», опубликованное 20 июня 2022 г. на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с 1 января 2023 г.

Основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.

В соответствии с п. 2.3 ФОТС установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г., 1 января 2024 г. и 1 января 2025 г. составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.

Согласно ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В соответствии с п. 1.8 ФОТС мотивированность отказа определяется исходя из норм ТК РФ и настоящего ФОТС. Отказ признаётся мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий: составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФОТС - на основании порядка, утверждённого сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение № 2 к ФОТС; поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций; направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма-предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-тидневного срока, установленного ст. 48 ТК РФ. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 ТК РФ.

ООО «Водоканал» 14 июля 2022 г. направило в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС, зарегистрированный в Минтруде России 18 июля 2022 г. под № В-76816, в котором указано, что у него отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом и направлять протокол таких консультаций вместе с отказом от присоединения к ФОТС.

Согласно протоколу учредительного собрания работников ООО «Водоканал» «Об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал» от 27 февраля 2022 г., принято решение об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал».

Из ответа Минтруда России от 31 марта 2023 г. № 14-4/В-367 следует, что отказ ООО «Водоканал» от присоединения к ФОТС поступил в Минтруд России письмом от 14 июля 2022 г. № 2569/07-2022 (входящий номер В-76816 от 18 июля 2022 г.), протокол консультаций к отказу не приложен.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, несмотря на своевременное направление работодателем в Минтруд России отказа от присоединения к ФОТС, несоблюдение им требования о приложении к данному отказу протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, свидетельствует о несоблюдении работодателем порядка отказа, и как следствие, данный отказ не может быть признан таковым в контексте ст. 48 Трудового кодекса РФ, в связи с чем ФОТС на 2023-2025 годы распространяется на ООО «Водоканал».

Рассчитывая размер тарифной ставки (оклада), суд исходил из установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, а также тарифного коэффициента, предусмотренного приказом ООО «Водоканал» от 31 декабря 2013 г. № 1587т.

Установив, что заработная плата в спорный период выплачивалась в меньшем размере, суд удовлетворил требования о возложении обязанности установить истцу с 1 января 2024 г. тарифную ставку (оклад) в размере 26 169,12 руб., перерасчете заработной платы и выплате недоплаты, образовавшейся в результате занижения тарифной ставки, а также с учетом положений ст. 237 Трудового кодекса РФ взыскал с ответчика компенсацию морального вреда.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о несоблюдении работодателем порядка отказа, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ООО «Водоканал» о том, что проведение консультаций работодателя с выборным органом Первичной профсоюзной организации не представлялось возможным ввиду того, что на момент составления отказа Первичная профсоюзная организация не представляла интересы всех или большинства работников, так как было представлено 249 заявлений об уплате членских взносов, что составляло менее 50% от фактической численности работников – 531 человек (штатная – 591), по следующим основаниям.

Согласно письменной справке Первичной профсоюзной организации ООО «Водоканал» на 14 июля 2022 г. на учете в ППО ООО «Водоканал» состояло 276 членов профсоюза, 41 работник (не член профсоюза) обратился с письменными заявлениями, которыми наделили профсоюз правом представлять их интересы и вести переговоры на предмет заключения коллективного договора ООО «Водоканал» на 2022-2025 годы. До направления отказа 14 июля 2022 г. представитель работодателя с запросом о численности членов профсоюза не обращался.

Положения ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ прямо предусматривают, что к мотивированному письменному отказу работодателя должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Пунктом 1.8 ФОТС предусмотрено, что мотивированность отказа определяется при единовременном соблюдении перечисленных условий, в том числе поддержании выборным органом Первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций.

Этим же пунктом Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что в случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 Трудового кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что на момент направления ООО «Водоканал» отказа от присоединения к ФОТС в Обществе была создана Первичная профсоюзная организация Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал».

Соответственно, работодатель был обязан выполнить требования ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ и приложить к отказу протокол консультаций с выборным органом Первичной профсоюзной организации, поскольку указанная норма является специальной применительно к порядку присоединения либо отказа от присоединения работодателя к отраслевому тарифному соглашению.

При этом, ни ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ, ни п. 1.8 ФОТС не содержат указаний в части большинства работников – членов первичной профсоюзной организации. Юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт наличия выборной первичной профсоюзной организации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы ООО «Водоканал» о том, что профсоюзная организация по состоянию на 14 июля 2022 г. объединяла менее половины работников организации, не влекут отмену решения.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на статью 372 Трудового кодекса РФ не может служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 372 Трудового кодекса РФ мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников, учитывается при принятии локального нормативного акта только в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

Таким образом, ст. 372 Трудового кодекса РФ напрямую регулирует порядок принятия локального нормативного акта.

В то же время по смыслу действующего трудового законодательства локальный нормативный акт - это внутренний документ работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий права и обязанности организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством, и содержащий нормы трудового права.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Из буквального толкования статьи 45 Трудового кодекса РФ следует, что соглашения не относятся к трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ст. ст. 5, 9 Трудового кодекса РФ), однако в силу ст. 22 Трудового кодекса РФ на работодателе лежит обязанность соблюдать не только трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но также и соглашений.

В части 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что соглашения имеют большую юридическую силу, чем локальные нормативные акты; локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

Пунктом 1.3 ФОТС предусмотрено, что настоящее соглашение это правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Таким образом, ФОТС не относится к локальному нормативному акту, который принимается работодателем в соответствии с ч.1 ст. 372 Трудового кодекса РФ.

В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы ответчика об отказе от присоединения к отраслевому тарифному соглашению не принимаются во внимание в качестве основания для отмены судебного акта.

Вопреки доводам жалобы ответчика о несогласии с размером присужденной истцу компенсации морального вреда, судебная коллегия отмечает, что судом в полной мере учтены критерии определения размера компенсации морального вреда, определенные в ст. 237 Трудового кодекса РФ, а также требования разумности и справедливости.

Доводы апелляционной жалобы о введении процедуры банкротства, недостаточности финансирования не влияют на законность обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают выводы суда и правильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права.

Расчет суда тарифной ставки признан верным.

Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 августа 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Водоканал» - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 ноября 2024 г.

Председательствующий:

Судьи:

33-7909/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Парфуто Елена Анатольевна
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью Водоканал
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Архарова Л.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
21.11.2024Судебное заседание
27.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2024Передано в экспедицию
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее