Р Е Ш Е Н И Е 2-439/2015
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Карабулакского районного суда Республики Ингушетия ФИО16 при секретаре ФИО13, с участием заявителя представителя заявителей ФИО2, ФИО8, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО6 по доверенности ФИО2, представителя УФМС России по РИ ФИО14, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО8, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО15 Магомед-Басира ФИО11 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики и т.д.,
у с т а н о в и л:
заявители обратились в суд с заявлением на неправомерные действия Управления ФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищного обустройства, из которого следует, что в результате боевых действий их семье пришлось покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике и обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству миграционной службой Республики Ингушетия постановлены на учет как вынужденные переселенцы из Чеченской Республики. При обращении в УФМС России по РИ с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца был получен необоснованный ответ об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с получением в 2000 году денежной компенсации в сумме 135000 рублей. Исключение из сводного списка вынужденных переселенцев по указанной причине также считают незаконным, поскольку по настоящее время жилищно не обустроены. Просили суд признать действия УФМС России по РИ неправомерными и обязать продлить срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики ей, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и несовершеннолетнему сыну ФИО15 Магомед-Басиру ФИО11 на один год со дня вынесения решения и восстановить в сводных списках вынужденных переселенцев из Чеченской республики в той же последовательности и под тем же порядковым номером.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 подтвердила доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ компенсация признана ничтожной и не является стоимостью утраченного в результате кризиса жилья в ЧР. Просила суд признать действия УФМС России по РИ неправомерными и продлить статус вынужденного переселенца ей, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и несовершеннолетнему сыну ФИО15 Магомед-Басиру ФИО11 на один год со дня вынесения решения, также просит обязать УФМС России восстановить в случае исключения в сводных списках вынужденных переселенцев из Чеченской республики в той же последовательности и под тем же порядковым номером.
В судебном заседании представитель УФМС России по РИ просил в требованиях заявителей отказать, поскольку их семье в 2000 году выплачена компенсация в сумме 135000 рублей за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике. При формировании на текущий год из сводных списков исключаются вынужденные переселенцы, получившие компенсацию за утраченное жилье. ФИО15 Магомед-Басир ФИО11 не является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики, является членом семьи вынужденного переселенца.
Исследовав материалы дела, представленные заявителями письменные доказательства, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц ( ст.53 Конституции РФ).
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из этих конституционных норм следует, что каждый, кто законно находится на территории РФ, осуществляет свое право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства по своему усмотрению, и это право не может быть ограничено только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для достижения перечисленных выше целей.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В ст.1 данного закона содержится определение понятия «вынужденный переселенец». Вынужденным переселенцем является гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его и членов его семьи насилия или преследования в иных нормах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В соответствии с уведомлениями УФМС России по РИ за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявителям отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 2000 году денежной компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике, также разъясняется, что они не будут включены в сводные списки на текущий год, в связи с получением компенсации за утраченное жилье в Чеченской республике.
Из представленных суду удостоверений вынужденного переселенца на имя заявителей: а именно ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 усматривается, что их статус вынужденного переселенца продлен до ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п.4 ст.5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст.7, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ. Согласно п.4 ст.9 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» - уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка его обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Одним из препятствий в обустройстве на прежнем месте жительства для заявителя является то обстоятельство, что фактическое возвращение заявителя в места прежнего проживания не возможно.
Утверждение заявителя о жилищной необустроенности представителем УФМС России по РИ не опровергнуто.
Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.19 Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №510, признан незаконным и недействующим. Данное решение кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила без изменения. Как следует из решения, предусмотренный порядком размер компенсации за утраченное жилье не возмещает его полной стоимости, поэтому лишение заявителей статуса вынужденных переселенцев в связи с получением ими компенсации за утраченное жилье и имущество противоречит действующему законодательству РФ и нарушает их права.
В настоящее время заявители жилищно не обустроены, в результате боевых действий на территории Чеченской Республики утратили жилье, временно проживают в <адрес> Республики Ингушетия.
Требования о восстановлении в сводных списках вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд пришел к следующему выводу. В соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2015 годы» предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения (п.2). Право на участие в подпрограмме имеют граждан, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенными территориальными органами ФМС в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органам местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (пп.ж. п.5). Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина указанным требованиям; непредоставление или неполное предоставление необходимых документов; недостоверность сведений содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета (п.21;22).
С учетом вышеизложенного, суд полагает возможным обязать УФМС России по РИ восстановить заявителей в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку они является вынужденными переселенцами из Чеченской Республики.
Требования о продлении статуса вынужденного переселенца и восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев несовершеннолетнего ФИО15 Магомед-Басира ФИО11 подлежат оставлению без рассмотрения. В порядке ч.1 ст.222 ГПК РФ, а именно: суд не располагает документальными сведениями об обращении представителем несовершеннолетнего в УФМС России по РИ с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и об отказе территориального органа миграционной службы в продлении статуса вынужденного переселенца ФИО15 Магомеду-Басиру ФИО11 и восстановлении его в сводных списках вынужденных переселенцев из Чеченской республики.
Таким образом, суд полагает необходимым продлить заявителям ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вступления решения в законную силу, что предусмотрено пунктом 4 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» и восстановить их в сводных списках вынужденных переселенцев из Чеченской республики.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,
Р е ш и л
Заявление ФИО8, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 удовлетворить частично.
Признать неправомерными действия Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской республики ФИО8, ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по <адрес> продлить срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики на один год с момента вступления настоящего решения в законную силу ФИО8, ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской республики.
Требования о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановлении в сводном списке вынужденного переселенца несовершеннолетнего ФИО15 Магомед-Басира ФИО11 оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в течение месяца.
Председательствующий ФИО17
КОПИЯ ВЕРНА:
судья Карабулакского районного суда
Республики Ингушетия _____________ ФИО18