№ 2а-229/2021
УИД 75RS0017-01-2021-000397-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года с. Нижний Цасучей
Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Булгакова А.В., при секретаре судебного заседания Цоктоевой А.Ц., с участием помощника прокурора Ононского района Дондокова Ж.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения Местного отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Ононском районе Забайкальского края (не являющегося юридическим лицом) к муниципальной Избирательной комиссии муниципального района «Ононский район» о признании незаконными результатов выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу, установленные Постановлением Муниципальной Избирательной комиссии муниципального района «Ононский район» №1/30 «О результатах выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу» от 21.09.2021, обязать Муниципальную Избирательную комиссию муниципального района «Ононский район» отменить Постановление №1/30 от 21.09.2021 и повторно рассмотреть вопрос об определении результатов выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указал следующее. 19 сентября 2021 г. состоялись выборы депутатов Совета муниципального района «Ононский район». 21 сентября 2021г. административным ответчиком принято постановление № 1/30 «О результатах выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу». Пунктом три которого установлено, что избирательным объединениям, допущенным к распределению депутатских мандатов, распределено следующее их количество: Ононское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 2; местное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в муниципальном районе «Ононский район» Забайкальского края - 3; Ононское местное отделение Забайкальского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 3; Забайкальское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России -2. Считает, что в части распределения количества депутатских мандатов в пользу Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либеральнодемократической партии России административным ответчиком незаконно распределен 1 депутатский мандат. Как следует из текста Постановления №1/30 от 21 сентября 2021 г., на основании Протокола от 21.09.2021 года 15 часов 00 минут муниципальной Избирательной комиссии муниципального района «Ононский район» о результатах выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу зарегистрированные списки кандидатов получили следующее количество голосов избирателей: Ононское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 782 (22 %) голосов; местное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в муниципальном районе «Ононский район» Забайкальского края - 1236 (34,8 %) голосов; Ононское местное отделение Забайкальского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 1204 (33,9 %) голосов; Забайкальское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - 332 (9,3 %) голосов. Местное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в муниципальном районе «Ононский район» Забайкальского края набрало наибольшее количество голосов избирателей. Забайкальское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России набрало наименьшее количество голосов избирателей, а именно в 3,7 раза меньшее количество голов. При этом, Местному отделению Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в муниципальном районе «Ононский район» Забайкальского края было распределено 3 депутатских мандата, а Забайкальскому региональному отделению Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - 2 депутатских мандата. Просит признать незаконными результаты выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу, установленные постановлением Муниципальной избирательной комиссии муниципального района «Ононский район» №1/30 «О результатах выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу» от 21.09.2021г., обязать Муниципальную избирательную комиссию муниципального района «Ононский район» отменить постановление №1/30 «О результатах выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу» от 21.09.2021 и повторно рассмотреть вопрос об определении результатов выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Избирательная комиссия Забайкальского края, Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае.
Определением Ононского районного суда от 26 ноября 02021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Забайкальское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
В судебном заседании представитель административного истца избирательного объединения Местного отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Ононском районе Забайкальского края, а также представляющий заинтересованное лицо Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае Бартель С.В., действующий на основании доверенностей, требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального района «Ононский район» Зуенкова С.В. полагая оспариваемое решение законным, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Забайкальского края Почиковская А.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель заинтересованного лица Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России адвокат Коренев К.К., действующий на основании ордера, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении иска отказать.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, мнение помощника прокурора Ононского района Дондокова Ж.Д. полагавшего отказать в удовлетворении административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципальной избирательной комиссии муниципального района «Ононский район» № 3/1 от 4 августа 2021 года зарегистрирован список кандидатов в количестве 14 кандидатов в депутаты Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением – Местным отделением Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Ононском районе Забайкальского края по общемуниципальному избирательному округу.
Постановлением Муниципальной избирательной комиссии муниципального района «Ононский район» №1/30 «О результатах выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу» от 21.09.2021г. зарегистрированные списки кандидатов получили следующее количество голосов избирателей:
1. Ононское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 782 (22 %) голосов;
2. Местное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в муниципальном районе «Ононский район» Забайкальского края - 1236 (34,8 %) голосов;
3. Ононское местное отделение Забайкальского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 1204 (33,9 %) голосов;
4. Забайкальское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - 332 (9,3 %) голосов.
В соответствии с частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Аналогичные положения установлены пунктом 4 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, являются нарушения, перечисленные в пункте 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
По смыслу статей 46 - 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд, как орган правосудия, призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.
Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными (пункт 1.4. статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П и Постановления от 15 января 2002 года N 1-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и пунктом 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Вместе с тем, представитель административного истца доказательств допущения существенных нарушений избирательного законодательства, которые могли повлиять на установление действительной воли избирателей, не представил.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации,
Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления. Соответственно методика распределения депутатских мандатов является элементом пропорциональной избирательной системы и определяется региональным законодателем самостоятельно.
В соответствии с частью 8 статьи 83 Закона Забайкальского края № 385-33K «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» предусматривается необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов (5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по общемуниципальному избирательному округу).
Статьей 84 Закона Забайкальского края № 385-33K «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» установлена методика распределения депутатских мандатов, которой предусмотрено следующее.
Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.
Избирательная комиссия муниципального образования подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по общемуниципальному избирательному округу за списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на число депутатских мандатов, распределяемых по общемуниципальному избирательному округу (за вычетом первоначально переданных депутатских мандатов). Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения мандатов между списками кандидатов.
Затем число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.
Если после действий, произведенных в соответствии с частью 2 статьи 84, остаются нераспределенные депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате.
Таким образом, руководствуясь приведенной выше методикой пропорционального распределения депутатских мандатов избирательному объединению «Забайкальское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России» обоснованно получено два мандата (один депутатский мандат в результате того, что избирательное объединение допущено в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, второй мандат в результате вторичного распределения).
Поскольку представителем административного истца оспаривается решение избирательной комиссии о распределении мандатов между политическими партиями, административным истцом по данному требованию пропущен установленного срок подачи административного иска.
Частью 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
На основании частей 7, 9, 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", применяемого также при рассмотрении дел в рамках административного судопроизводства, сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, установленные частью 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска и при установлении факта пропуска названного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
Оспариваемое административным истцом решение принято 21 сентября 2021 года, следовательно, последний день подачи административного иска - 1 октября 2021 года.
Поскольку административный иск подан в суд 18 ноября 2021 года, то срок подачи административного иска об оспаривании постановления муниципальной избирательной комиссии от 21.09.2021 № 1/30 пропущен.
При вышеперечисленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения Местного отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Ононском районе Забайкальского края (не являющегося юридическим лицом) к муниципальной Избирательной комиссии муниципального района «Ононский район» о признании незаконными результатов выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу, установленные Постановлением Муниципальной Избирательной комиссии муниципального района «Ононский район» №1/30 «О результатах выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу» от 21.09.2021, обязать Муниципальную Избирательную комиссию муниципального района «Ононский район» отменить Постановление №1/30 от 21.09.2021 и повторно рассмотреть вопрос об определении результатов выборов депутатов Совета муниципального района «Ононский район» седьмого созыва по общемуниципальному избирательному округу, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Ононский районный суд.
Судья А.В. Булгаков
Решение принято в окончательной форме 14 декабря 2021 года.