Решение по делу № 2-266/2023 от 20.01.2023

Дело № 2-266/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2023 года                                                                                     г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кайдалиной Н.М.,

при секретаре Богдановой Л.А.,

с участием:

истца Вахрушевой Н.В.,

представителя ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю Копцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вахрушевой Натальи Викторовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю о взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоплаченных отпускных, недоплаченных больничных,

УСТАНОВИЛ:

Вахрушева Н.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю о взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоплаченных отпускных, недоплаченных больничных, мотивировав тем, что истец проходила государственную гражданскую службу в в Межрайонной ИФНС №7 по Красноярскому краю в должности государственного налогового инспектора, ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истцом расторгнут. При увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 51,25 календарных дней, при расчете которой инспекцией не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период для начисления компенсаций. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Вахрушевой Н.В. был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 15 календарных дней, при расчете отпускных выплат не был учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период для начисления отпускных. Также, больничные листы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были рассчитаны без учета материальных выплат. Просит взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Красноярскому краю в свою пользу не выплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении – 76 557 рублей; не выплаченные отпускные за предоставленный в ДД.ММ.ГГГГ году отпуск – 12 172 рубля; недоплаченный больничный в ДД.ММ.ГГГГ году в размере 23 203 рубля. Также истец просит обязать Межрайонную ИФНС № 8 по Красноярскому краю произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет.

Истец Вахрушева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в части, по изложенным в исковом заявлении доводам. Согласилась с расчетом, представленным стороной ответчика.

Представитель ответчика – Межрайонной Инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю Копцева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что фактически расчет отпускных произведен истцом с нарушением Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года №562.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Часть 1 ст.50 ФЗ от 27 июля 2004года №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч.2 ст. 50 ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст.50 указанного закона относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 ст.50 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 79-ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является, в том числе истечение срока действия срочного служебного контракта

Часть 1 ст. 46 ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.13 ст.46 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2022 года №554 (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.

В силу ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Часть 3 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусматривает, что фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 ст.50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

В соответствии с ч.6 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Вахрушева Н.В. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок МИФНС №7 по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому автономным округам (л.д.44), в результате реорганизации продолжила проходить службу в МИФНС №7 по Красноярскому краю.

В соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, между МИФНС №7 по Красноярскому краю и Вахрушевой Н.В., последняя обязалась исполнять должностные обязанности по должности государственного налогового инспектора МИФНС №7 по Красноярскому краю (л.д.83-87).

В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с Вахрушевой Н.В. расторгнут, от занимаемой должности истица освобождена и уволена с государственной гражданской службы на основании п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по истечении срока действия служебного контракта (л.д.55).

Согласно п.2, п.11 приказа Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России №7 по Красноярскому краю с ДД.ММ.ГГГГ реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС №8 по Красноярскому краю. Установлено, что Межрайонная ИФНС России №8 по Красноярскому краю является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС №7 по Красноярскому краю (л.д.116-118).

В соответствии с ч.13 ст.46 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при увольнении истцу начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за служебный год в количестве 51,25 дней в сумме 52 593 рубля 78 копеек (л.д.25).

В соответствии со справками по форме 2-НДФЛ в отношении Вахрушевой Н.В., доход истца за ДД.ММ.ГГГГ год составил 741 796 рублей 56 копеек (л.д.15), за ДД.ММ.ГГГГ год составил 749 679 рублей 95 копеек (л.д.14).

Истец просит взыскать не выплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 76 557 рублей, о чем представлен расчет (л.д.11).

В соответствии с расчетом, предоставленным ответчиком, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении составит 53 606 рублей 99 копеек.

Судом за основу принимается расчет, предоставленный стороной ответчика, поскольку он является арифметически верным, данный расчет судом проверен, признан правильным и обоснованным, в судебном заседании указанный расчет стороной истца не оспаривался.

Также, истец просит взыскать не выплаченные отпускные за предоставленный в ДД.ММ.ГГГГ году отпуск с ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 дней в размере 12 172 рубля, о чем представлен расчет (л.д.12).

Судом за основу принимается расчет, предоставленный истцом, поскольку он является арифметически верным, данный расчет судом проверен, признан правильным и обоснованным, в судебном заседании указанный расчет ответчиком не оспаривался.

Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания истцу Вахрушевой Н.В. при определении размера компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаченных отпускных.

Таким образом, в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты материального стимулирования, в связи с чем, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 53 606 рублей 99 копеек, не выплаченные отпускные за предоставленный в ДД.ММ.ГГГГ году отпуск с ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 дней в размере 12 172 рубля.

Кроме того, истец просит взыскать недоплаченный больничный за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 23 203 рубля, о чем представлен расчет (л.д.13).

В соответствии с расчетом, предоставленным ответчиком, пособие по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено Вахрушевой Н.В. в полном объеме.

Судом за основу принимается расчет, предоставленный стороной ответчика, поскольку он является арифметически верным, данный расчет судом проверен, признан правильным и обоснованным, в судебном заседании указанный расчет стороной истца не оспаривался.

Рассматривая требования истца об обязании ответчика произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет суд исходит из следующего.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 22 января 2020 года № 03-04/3361 обязанность удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате по решению суда возникает в том случае, если при выплате налогоплательщику по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, судом в резолютивной части решения указаны сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу физического лица, и сумма которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.

Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация – налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода. При этом налоговый агент обязан в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В соответствии со ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно п.1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст.226 НК РФ.

Так как суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

Таким образом, требования Вахрушевой Н.В. об обязании ответчика произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет РФ удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вахрушевой Натальи Викторовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю о взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоплаченных отпускных, недоплаченных больничных – удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю (2450020000) в пользу Вахрушевой Натальи Викторовны, 01 апреля <данные изъяты> компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме 53 606 рублей 99 копеек, недоплаченные отпускные в сумме 12 172 рубля, а всего 65 778 рублей 99 копеек.

В удовлетворении исковых требований Вахрушевой Натальи Викторовны в части возложения обязанности на ответчика произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет РФ, а также о взыскании недоплаченной суммы больничного за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 23 203 рубля, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий                                                                                  Н.М. Кайдалина

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

2-266/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вахрушева Наталья Викторовна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 8 по Красноярскому краю
Суд
Рыбинский районный суд Красноярского края
Судья
Кайдалина Н.М.
Дело на странице суда
ribinsk.krk.sudrf.ru
20.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2023Передача материалов судье
26.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.02.2023Предварительное судебное заседание
15.03.2023Судебное заседание
15.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее