№ 2а-665/2019
64RS0047-01-2018-005115-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2019 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Назаровой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ершовской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации, размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурора Ершовской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд города Саратова с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (далее – Управление Роскомнадзора по Саратовской области) о признании информации, размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требования административного истца мотивированы тем, что Ершовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере образования. В ходе проверки установлено, что в свободном доступе в сети Интернет находятся страница сайта: <данные изъяты>, на которой размещена информация пропагандирующая «зацепинг» проезд на железнодорожном транспорте в неустановленных местах, то есть информации распространение которой в Российской Федерации запрещено. На основании изложенного просит признать информацию, размещенную на странице сайта <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории РФ.
Представители административного истца и административного ответчика Управления Роскомнадзора по Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица.
Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса от 8 февраля 2007 г. № 18 гражданам запрещено подходить к вагонам до полной остановки поезда; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.
Частью 1 ст. 11.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за посадку или высадку пассажиров на ходу поезда или проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющих вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе информация, оправдывающая противоправное поведение.
Судом установлено, что <дата> Ершовской транспортной прокуратурой проведен мониторинг по выявлению сайтов и объявлений в сети Интернет, в сфере нарушения прав несовершеннолетних (л.д. 7, 8, 9, 10, 11).
В рамках проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на странице Интернет-сайта: <данные изъяты>, размещена информация пропагандирующая среди молодежи «зацепинг», то есть проезд на железнодорожном транспорте в неустановленных для проезда местах. Данная информация не имеет ограничений по возрасту лиц имеющей к ней доступ, в том числе несовершеннолетних.
С учетом приведенных норм закона суд полагает, что данная информация запрещена к распространению законами, так как пропагандирует совершение противоправных действий, которые могу причинить вред здоровью, в том числе и несовершеннолетних.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Ершовской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации, размещенной на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, пропагандирующую «зацепинг», размещенную на странице Интернет-сайта: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья Р.В. Рыбаков
В окончательной форме решение изготовлено 29 января 2019 г.