№а-4715/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2018 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи Черновой Н.Е.,
При секретаре Стариковой О.С,
Рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО6 к администрации <адрес> об оспаривании заключения органа опеки и попечительства администрации <адрес> о возможности быть опекуном на возмездной основе,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящим иском, мотивировав свои требования следующим. Ильясова КА, 1982 года рождения, уроженка <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с Ильясовым ВТ, 1980 года рождения. Она и супруг проживали совместно, занимались воспитанием совместных несовершеннолетних детей ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ супруг истицы и четверо несовершеннолетних детей погибли при пожаре. Старший сын ФИО13 получил значительные ожоги, длительное время находился на лечении в стационарных условиях, в настоящее время он прошел первый курс реабилитации, готовится к операции по удалению рубцов, проживает с матерью, посещает общеобразовательную школу. Истица является адвокатом <адрес>вой коллегии адвокатов «Консул», характеризуется положительно. Не имеет судимости, вредных привычек, здорова, в наркологическом и психоневрологическом диспансере на учете не состоит. Имеет личный опыт по воспитанию детей, а также работала в группе с Добровольской МИ в школах с детьми-сиротами, их опекунами и опекаемыми, с семьями, попавшими в трудное социальное положение. В 2006-2008 году была назначена опекуном в отношении племянницы распоряжением <адрес>, учет совершался органами опеки и попечительства администрации <адрес>. Прошла подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей в КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания» Министерства образования <адрес>, о чем выдано свидетельство. Общее состояние удовлетворительное, противопоказаний к принятию на воспитание детей в семью не выявлено. Является собственником жилого помещения, в котором проживает на данный момент. В октябре 2017 года обратилась в администрацию <адрес> с заявлением стать приемным родителем 7 детей в возрасте от 0 до 13 лет, разного пола, мотивировав свое желание быть мамой для детей, оставшихся без попечения родителей, предпочтительно принадлежащих к восточным национальностям. Рассмотрев заявление и представленные документы, на основании акта обследования жилищно-бытовых условий орган опеки и попечительства согласно заключению пришел к выводу, что она не может быть опекуном на возмездной основе (приемным родителем) семерых несовершеннолетних детей, разрешив быть опекуном только двоих детей-сиблингов. При таких условиях истица не может найти и взять детей под опеку, которых хотела бы взять, так как дети, которые имеются в банке данных детей сирот по <адрес>, подходящие ей по параметрам поиска, являются детьми из семей, в которых более трех детей. В заключении специалисты органов опеки и попечительства указывают несостоятельные доводы, которые не соответствуют действительности, а именно, что принятие истицей в семью семерых детей будет препятствовать приемному родителю в предоставлении необходимой помощи каждому ребенку при адаптации в новых условиях проживания и воспитания. В течение двух месяцев истица искала детей, которых могла бы взять по условиям, указанным в заключении, но таких детей нет в банке данных детей-сирот по <адрес>, есть только дети, которых представляют собой семью из трех и более человек, полагает, что таким образом ее права были нарушены. Оспариваемое решение является существенным вмешательством в личную и семейную жизнь в Российской Федерации, несоразмерным и неадекватным с точки зрения справедливости. Просит признать заключение органа опеки и попечительства администрации <адрес> в городе Красноярске о возможности гражданина быть опекуном на возмездной основе (приемным родителем) несовершеннолетних детей от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Ильясовой КА незаконным.
В судебном заседании Ильясова КА заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации <адрес> ИН заявленные требования не признала.
Представитель органа опеки и попечительства администрации <адрес> НВ полагает заявленные требования необоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 153 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) подбор и подготовка приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также ст. 146 СК РФ.
Порядок установления опеки и попечительства определяется Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
В силу п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относится подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. N 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Правила).
В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства, в силу п. 8 Правил, в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения сложившиеся между членами семьи заявителя.
Таким образом, орган опеки и попечительства при решении вопроса о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) обязан установить наличие (отсутствие) обстоятельств, препятствующих гражданину выполнять указанные обязанности в силу прямого запрета, установленного нормами Гражданского и Семейного кодексов РФ. И при их отсутствии проанализировать предоставленные им гражданином и подтвержденные документально сведения о себе, своей семье, материальных и бытовых условиях жизни, которые позволили бы органам опеки и попечительства сделать заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном
Основанием к принятию заключения является обследование и оценка жилищно-бытовых условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства.
В соответствии с ч. 1, ч. 1.1, ч. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства отнесены в том числе защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
Исходя из положений п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
В ходе судебного заседания установлено, что 19.12.2017 г. ФИО14 обратилась в орган опеки и попечительства администрации <адрес> с заявлением о выдаче заключения о возможности быть приемным родителем 7 мальчиков и девочек с 0 до 13 лет, желательно национальной принадлежности Азербайджана, представив заявление и документы.
Органом опеки и попечительства проведено обследование условий жизни Ильясовой КА, по результатам которого составлен и утвержден акт обследования от 22.12.2017 года, который Ильясовой КА не оспорен и соответствует установленной форме.
Согласно акту, Ильясова КА проживает в трехэтажном жилом доме общей площадью 128,6 кв.м., расположенном на изолированном земельном участке. Дом находится в нормальном состоянии, первый этаж дома шлакоблочный, второй и третий этажи из бруса, первый этаж дома нежилой, используется как техническое помещение, жилая часть дома состоит из кухни, прихожей, санузла, трех комнат: одна комната, расположенная на втором этаже дома, проходная, используется как гостиная-столовая, площадью около 30 кв.м., две комнаты (спальни) изолированные, расположены на третьем этаже дома, каждая около 15 кв.м. Комнаты светлые, сухие, дом оборудован 13 окнами. Санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения удовлетворительное. Ильясова КА планирует для проживания детей отвести две комнаты на третьем этаже дома: мальчиков планирует разместить в комнате общей площадью около 15 кв.м., где имются две двухъярусные кровати, диван, шкаф, спортивный комплекс, девочек – во второй комнате на третьем этаже вместе с Ильясовой КА, здесь располагаются: дна двуспальная кровать (спальное место Ильясовой КА), шкаф, детская кроватка. В комнатах, где планируется проживание приемных детей, жилое пространство ограниченное, отсутствует возможность такого размещения в жилых комнатах дома семерых разнополых детей в возрасте от 0 до 13 лет, которое позволило оптимально организовать место для сна, игр и занятий каждого ребенка, без ограничения возможности других детей заниматься и отдыхать.
23 декабря 2017 года органом опеки и попечительства администрации <адрес> в городе Красноярске на основании представленных заявителем документов, акта обследования дано заключение о невозможности Ильясовой КА быть опекуном на возмездной основе (приемным родителем) семерых несовершеннолетних разнополых детей в возрасте от 0 до 13 лет, вместе с тем, считает, что Ильясова КА может быть опекуном на возмездной основе (приемным родителем)) не более чем двоих детей-сиблингов в возрасте от 0 до 13 лет мужского или женского пола, не имеющих отклонений в физическом и психическом состоянии здоровья, относящихся к азербайджанской национальности.
Основанием к вынесению оспариваемого решения послужили: неустойчивая неосознанная мотивация к принятию ребенка в семью, низкий доход, отсутствие условий для проживания и развития семи разнополых несовершеннолетних детей.
Суд приходит к выводу о том, что для удовлетворения заявления Ильясовой КА о признании незаконным и отмене решения органа опеки и попечительства, которое оформлено в виде заключения от 23.12.2017 года о невозможности Ильясовой КА быть опекуном на возмездной основе (приемным родителем) семерых несовершеннолетних разнополых детей в возрасте от 0 до 13 лет, не имеется предусмотренных законом оснований, поскольку данное заключение вынесено в соответствии с соблюдением нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения; основания для принятия оспариваемого решения.
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований ФИО6 к администрации <адрес> об оспаривании заключения органа опеки и попечительства администрации <адрес> о возможности быть опекуном на возмездной основе - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий Н.Е. Чернова