по делу № 2-7067/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33- 4188/2023
28 февраля 2023 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Индан И.Я.
Кочкиной И.В.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Муглиевой В.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора адрес Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ребенка-инвалида ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению лекарственным препаратом, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор адрес Республики Башкортостан в интересах ребенка-инвалида ФИО2 обратился с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечить лекарственным препаратом, указав, что прокуратурой адрес Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения прав граждан на своевременное получение лекарственных препаратов. В ходе проведения проверки, прокуратурой установлено, что ФИО2, дата года рождения, состоит на учете ФИО1 Республиканская детская клиническая больница с диагнозом «....», получает препарат Энбрел 17 мг 1 раз в неделю. дата лечащим врачом ФИО1 Республиканская детская клиническая больница ФИО2 выдан рецепт на получение лекарственного препарата «Энбрел», препарат не получен в связи с его отсутствием в аптечном пункте отпуска. Согласно рекомендациям лечащего врача ФИО1 Республиканская детская клиническая больница терапия лекарственным препаратом «Энбрел» замене не подлежит, аналогов не имеет. На основании вышеизложенного, истец просит обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно бесплатно обеспечивать ребенка-инвалида ФИО1 Г.С. лекарственным препаратом «Энбрел» (международное непатентованное наименование «Этанерцепт») в соответствии с медицинскими показаниями до момента отсутствия показаний к применению, решение суда обратить к немедленному исполнению, взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан компенсацию морального вреда, причиненного ФИО2 в размере 30 000 руб.
Решением Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению лекарственным препаратом, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0274029019) организовать бесперебойное бесплатное обеспечение ребенка-инвалида ФИО2 лекарственным препаратом «Энбрел» (международное непатентованное наименование «Этанерцепт») в соответствии с медицинскими показаниями до момента отсутствия показаний к применению.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда – отказать.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, не соглашаясь с решением суда, указывает, что обязанность по обеспечению лекарственными препаратами возникает у медицинской организации при наличии выписанного врачом рецепта или по решению врачебной комиссии. Для оказания непосредственной медицинской помощи Минздрав РБ делегировал свои полномочия медицинским и фармацевтическим организациям. В этом случае полномочия возложены на ФИО1 РБ Детская поликлиника №... адрес и аптечную организацию по месту нахождения истца. Медицинская организация должна своевременно направлять заявку в адрес Министерства здравоохранения Республики Башкортостан с приложением решения врачебной комиссии об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Минздрав организует приобретение медицинских препаратов и изделий исключительно в рамках Федерального закона «О контрактной системе с сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от дата № 44-ФЗ, в соответствии с которым определен порядок действий по закупке тех или иных товаров. Считают недопустимым указание в решении конкретного товаропроизводителя медицинского препарата. Требования истца о немедленности исполнения судебного решения делает судебное решение заведомо неисполнимым, поскольку на закупку лекарственного препарата требуется значительные временные затраты на проведение торгов по № 44-Фз, не менее одного месяца и более. Истцом также не было представлено доказательств несения им нравственных, физических или моральных страданий, кроме того, сама сумма компенсации морального вреда крайне завышена и не отвечает требованиям разумности, справедливости и соразмерности.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции Верховного Суда РБ заблаговременно и надлежащим образом.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан ФИО6, поддерживавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО7, представителя ФИО1 РБ Детская поликлиника №... адрес – ФИО8, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, действующего в интересах ФИО3, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ФИО3 права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Энбрел» (международное непатентованное наименование «Этанерцепт»), в связи с чем, возложил на Министерство здравоохранения РБ обязанность обеспечить ее указанными лекарственными препаратами.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для отдельных категорий граждан.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Как установлено статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.
Согласно п.9 ч.1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
В силу п.1 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (статья 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
Согласно части 2 статьи 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. № 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
В соответствии с приказом Минздрава России от 29.12.2018 N 953н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при юношеском артрите с системным началом» утвержден стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при юношеском артрите с системным началом согласно приложению, в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз входит препарат Этанерцепт.
Согласно Перечню, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р, Этанерцепт входит в перечень жизненного необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета предполагает обеспечение препаратами на основании рецепта, выданного лечащим врачом, с учетом нуждаемости и объема необходимого инвалиду лекарственного препарата.
Судом установлено, что ФИО2, дата года рождения, состоит на учете ФИО1 Республиканская детская клиническая больница с диагнозом «...
В соответствии с выпиской из истории болезни №... ФИО2 в период с дата по дата находилась на лечении в ревматологическом отделении ФИО1 Республиканская детская клиническая больница с диагнозом «Ювенильный хронический артрит, олигоартрит, активность I ст., R II ст., ФК I ст». Лечащим врачом ФИО2 в связи с имеющимся диагнозом, назначен по жизненным показаниям, не подлежащий замене, лекарственный препарат «Этанерцепт» в дозировке 0,8 мг./кг 1 раз в неделю п/к 17 мг.
дата лечащим врачом ФИО1 Республиканская детская клиническая больница ФИО2 выдан рецепт на получение лекарственного препарата «Энбрел», препарат не выдан ФИО2 в связи с его отсутствием в аптечном пункте отпуска.
Из ответа главного врача ФИО1 РБ Детская поликлиника №... адрес от дата №... также следует, что ребенок ФИО2 в 2021 году получила лекарственный препарат МНН «Этанерцепт» в дозировке 25 мг. №... в количестве 13 упаковок, то есть, обеспечена в полном объеме. В 2022 году, а именно, дата лечащим врачом ГБУЗ РДКБ ФИО2. выдан рецепт на получение препарата ТН «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»), при этом препарат не получен в связи с его отсутствием в аптечном пункте отпуска.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО3 в 2022 году не обеспечена необходимым по жизненным показаниям лекарственным препаратом ТН «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»).
При таких обстоятельствах, выводы суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца необходимым по жизненным показаниям лекарственным препаратом являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по обеспечению лекарственными препаратами возникает у медицинской организации при наличии выписанного врачом рецепта или по решению врачебной комиссии, так как для оказания непосредственной медицинской помощи Минздрав РБ делегировал свои полномочия медицинским и фармацевтическим организациям, основанием для отмены принятого решения не является, поскольку из анализа вышеприведенных норм права, следует, что именно на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан возложена обязанность принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение детей-инвалидов лекарственным препаратом. Более того, из материалов дела следует, что необходимые рецепты лечащим врачом выписаны и переданы в аптечную сеть. Причиной неполучения необходимых лекарственных препаратов является отсутствие их в аптеках. Между тем, именно Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязано организовывать обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень социально значимых заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности; организовывать обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.
Разрешая иск в части требований о компенсации морального вреда, в связи с необеспечением лекарственным препаратом, суд исходил из того, что имело место нарушение прав истца в виде фактического лишения его, как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты, выразившееся в необеспечении необходимым лекарственным препаратом, непринятии Министерством здравоохранения РБ мер по организации своевременного обеспечения ФИО2 необходимым ей по состоянию здоровья лекарственным препаратом.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о недоказанности причинения физических и нравственных страданий признаются судебной коллегией несостоятельными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что размер компенсации морального вреда завышен, судебная коллегия полагает, что размер компенсации морального вреда определен судом с учетом требований разумности и справедливости, с учетом индивидуальных особенностей истца, являющегося ребенком - инвалидом, который нуждается в особой защите, и обстоятельств причинения вреда, которые связаны со здоровьем ребенка и ухудшением его физического состояния, в связи с необеспечением его жизненно необходимыми лекарственными средствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение является заведомо неисполнимым, поскольку немедленное исполнение не может быть произведено в связи с необходимостью соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не могут служить основанием для отмены принятого решения в указанной части, поскольку непринятие своевременных мер по обеспечению инвалида необходимыми лекарственными средствами может повлечь ухудшение его состояния.
В целом доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Р. Нурисламова
судьи И.Я. Индан
И.В. Кочкина
Справка: федеральный судья Т.Н. Искандарова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме дата.