Решение по делу № 2а-203/2020 от 15.06.2020

Дело № 2а-203/2020 объединенное с Делом № 2а-208/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 28 июля 2020 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,

при секретаре Дьячковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещённой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Изначально прокурор Камбарского района, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Камбарский районный суд с самостоятельными административными исками к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее – Управление Роскомнадзора по УР) о признании информации, размещённой в сети «Интернет» по URL-адресам:

- https://sprawka.co/v-gibdd;

- https://spravker.cc/kupit-spravku-dlya-zamenyi-vodittlskogo-udostovereniya-v-moskve;

- https://sprankina.net/voditelskaya.html;

- https://medmsk.com/spravka-dlya-voditelei/;

- https://spravki98.com/voditelskaya-spravka-bez-prohozhdeniya-vrachej.html;

- https://24med.info/product/medspravka-dlya-voditelskih-prav/;

- https://gibdd-spravka.co/product/spravka-003-v-u-dlja-zameny-prav/,

запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Определением суда от 17 июня 2020 г. административные дела по административным искам прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, объединены в одно производство (т. 7, л.д. 4).

Требования прокурора в целом мотивированы тем, что в результате проведённой прокуратурой Камбарского района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и мониторинга сети «Интернет» выявлены сайты, имеющие URL-адреса:

- https://sprawka.co/v-gibdd;

- https://spravker.cc/kupit-spravku-dlya-zamenyi-vodittlskogo-udostovereniya-v-moskve;

- https://sprankina.net/voditelskaya.html;

- https://medmsk.com/spravka-dlya-voditelei/;

- https://spravki98.com/voditelskaya-spravka-bez-prohozhdeniya-vrachej.html;

- https://24med.info/product/medspravka-dlya-voditelskih-prav/;

- https://gibdd-spravka.co/product/spravka-003-v-u-dlja-zameny-prav/, на страницах которых размещена информация о продаже поддельных медицинских справок необходимых для получения водительского удостоверения.

Доступ к данной информации нарушает требования законодательства об обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств, при замене водительского удостоверения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Поскольку действующим законодательством установлен запрет на распространение данной информации, то информация, размещённая на указанных сайтах, должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Камбарского района Семакина Е.С. на удовлетворении требований настаивала.

Ответчик Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

Дело рассмотрено при указанной явке в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Изучив и проанализировав материалы дела в полном объёме, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона № 149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу п. 2 ст. 3 Закона № 149-ФЗ, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установлении ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ч. 1 ст. 5 Закона № 149-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдений установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так, пунктом 17 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений» (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 г. № 1097) установлено, что к сдаче экзаменов допускаются предусмотренные статьей 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» лица, достигшие установленного этой статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

Для сдачи экзамена и выдачи российского национального водительского удостоверения кандидатом в водители представляется, в том числе медицинское заключение (п. 18 Правил).

Как указано в п. 6 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств (утверждённых Приказом Минздрава России от 15.06.2015 г. № 344н (ред. от 23.06.2020 г.) «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования. То есть для проведения медицинского освидетельствования необходимо личное присутствие водителя (кандидата в водители).

Однако, из информации, размещённой на указанных сайтах следует, что ими предлагаются услуги по выдаче (продаже) медицинских справок без непосредственного осмотра и лабораторных исследований, что является недопустимым.

Частью 1 ст. 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях.

Ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт, установлена также статьёй 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Тем самым, предоставление возможности доступа к информации, побуждающей к совершению указанных действий, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из положений п. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Согласно п. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, в реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет», в целях защиты прав и законных интересов других лиц, предотвращения распространения информации, за которую установлена уголовная или административная ответственность, в том числе, путём признания её судом запрещённой к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.

Из материалов дела следует, что в Едином реестре доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, интернет-страницы, выявленные в ходе проведения прокуратурой проверки, отсутствуют.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» данной информации, способствует совершению преступлений, что противоречит публичным интересам Российской Федерации и неопределённого круга лиц.

При рассмотрении дела установлено, что выявленные в ходе прокурорской проверки сайты продолжают функционировать и на дату вынесения решения, что подтверждается осмотром сайтов.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 7 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).

В соответствии с ч. 8 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» незамедлительно.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределённого круга лиц, так и Российской Федерации, направленных на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на интернет-сайтах с URL-адресами:

- https://sprawka.co/v-gibdd;

- https://spravker.cc/kupit-spravku-dlya-zamenyi-vodittlskogo-udostovereniya-v-moskve;

- https://sprankina.net/voditelskaya.html;

- https://medmsk.com/spravka-dlya-voditelei/;

- https://spravki98.com/voditelskaya-spravka-bez-prohozhdeniya-vrachej.html;

- https://24med.info/product/medspravka-dlya-voditelskih-prav/;

- https://gibdd-spravka.co/product/spravka-003-v-u-dlja-zameny-prav/,

информации, противоречащей целям и задачам действующего законодательства, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещена указанная информация, закрыт.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Камбарского района Удмуртской Республики - удовлетворить.

Признать информацию, размещённую в сети «Интернет» по URL-адресам:

- https://sprawka.co/v-gibdd;

- https://spravker.cc/kupit-spravku-dlya-zamenyi-vodittlskogo-udostovereniya-v-moskve;

- https://sprankina.net/voditelskaya.html;

- https://medmsk.com/spravka-dlya-voditelei/;

- https://spravki98.com/voditelskaya-spravka-bez-prohozhdeniya-vrachej.html;

- https://24med.info/product/medspravka-dlya-voditelskih-prav/;

- https://gibdd-spravka.co/product/spravka-003-v-u-dlja-zameny-prav/,

запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 03 августа 2020 года.

Судья С.Ф. Мавлиев

2а-203/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Камбарского района УР
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Мавлиев Салават Фидусович
Дело на странице суда
kambarskiy.udm.sudrf.ru
16.06.2020Регистрация административного искового заявления
16.06.2020Передача материалов судье
07.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Дело оформлено
28.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее