УИД 63RS0025-01-2023-004002-49
Дело №2-233/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Фоминой А.В.,
с участием ст.помощника прокурора г.Сызрани Антоновой В.М., представителя ответчика ООО «УК «Провинция» по доверенности Яшагина О.В.
при секретаре Любимовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-233/2024 по иску прокурора города Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «Провинция» о разработке инструкции по организации сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Сызрани обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «Провинция», в котором просит обязать ответчика разработать инструкцию по организации, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); обязать ответчика назначить ответственное лицо за обращением с отходами I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); обязать ответчика заключить договор со специализированной организацией для передачи накопленных отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать места для накопления отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, в том числе их передачу в специализированные организации.
В обоснование требований указал, что в рамках рассмотрения обращения ФИО2 № ***ж – 2019 прокуратурой города проведена проверка исполнения ООО «УК «Провинция» законодательства об отходов производства и потребления.
ООО «УК «Провинция» оказывает услуги по управлению и обслуживанию жилых домов и коммерческой недвижимости. Юридическое лицо является действующим, имеет лицензию № *** от <дата>. Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что ООО «УК «Провинция» осуществляет управление жилым фондом во всех районах <адрес>, в том числе по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. В многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «УК «Провинция» ртутьсодержащие отходы, отработанные химические источники тока (батарейки) бесконтрольно накапливаются в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, шахтах мусоропроводов, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Контейнерные площадки для сбора отходов, располагаются, как правило, в непосредственной близости с жилыми домами, детскими игровыми площадками, детскими образовательными учреждениями. Отсутствие надлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) и места первичного сбора указанных отходов является недопустимым и грубо нарушает требования действующего законодательства, в том числе права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан. В связи с чем прокурор г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Сызрани Антонова В.М., заявленные требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «УК «Провинция» по доверенности Яшагин О.В. против удовлетворения заявленных исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Суд, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что одним из видов деятельности ООО УК «Провинция» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.
На осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «УК «Провинция» предоставлена лицензия № *** от <дата>.
В результате прокурорской проверки установлено нарушение ООО «УК «Провинция» требований законодательства об обращении с особо опасными отходами в части первичного сбора и размещения ртутьсодержащих отходов, отработанных химических источников тока (батареек). В соответствии с данными Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на основании договоров управления многоквартирными домами ООО УК «Провинция» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г. Сызрани. Ответчиком места накопления ртутьсодержащих отходов, отработанных химических источников тока (батареек), являющихся отходами I-IV класса опасности, образуемыми в обслуживаемых многоквартирных домах, не организованы, лица, ответственные за обращение с указанными отходами, не назначены, договор с оператором не заключен. Указанные обстоятельства ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
В связи с указанными нарушениями директору ООО «УК «Провинция» от <дата> № *** вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности при обращении с отходами. Меры к исполнению представления ответчиком не приняты, ответственные лица не назначены.
В соответствии с п. 1 ст.11 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 8 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.
В силу ч. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 указанного Федерального закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п.1 ст.22 Закона о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № ***, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подп. «д(1)» и «л» п.11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно – услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, реализовывается лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, или лицом, привлекаемым по договору, при непосредственном управлении.
В соответствии с п. 26 (2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 290, организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией в договор управления в соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) включаются работы по организации накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Федеральным законом от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) предусмотрено подразделение отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы, III класс - умеренно опасные отходы; IV класс -малоопасные отходы; V - класс - практически неопасные отходы.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от <дата> N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отнесены к отходам I класса опасности.
В соответствии с пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1110, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК Российской Федерации, является лицензионным требованием.
На основании вышеизложенного, управляющая организация отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления.
Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с п.5 настоящих правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Согласно п.1 ст.15 Закона об отходах лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
В связи с чем, согласно пп. 3. 11 Правил обращения с отходами, потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору, которые осуществляют сбор в местах их накопления.
В силу п. 7 Правил содержания общего имущества накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Кроме того, работа с ртутьсодержащими лампами должна соответствовать общим санитарным нормам и ГОСТам, регулирующим правила работы со ртутью и особо опасными отходами.
В соответствии с п. 6.4. "ГОСТ <дата>-83, Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности", введенного Постановлением Госстандарта СССР от <дата> N 4833 хранение, транспортировка ртути и загрязненных ею отходов (твердых и жидких) должно осуществляться в герметичных емкостях, устойчивых к механическим, химическим, термическим и прочим воздействиям.
В соответствии с п. 218, п. 219 СанПиН <дата>-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата> № ***, условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Накопление промышленных отходов 1 класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах. Накопление отходов I - II классов опасности должно осуществляться в закрытых складах раздельно.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что установка на обслуживающей территории сборников для отходов I - II классов опасности и их содержание является обязанностью управляющей компании в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, выбрав способ управления домом управляющей компанией, собственники многоквартирного дома передали соответствующие функции, в том числе, по установке на придомовой территории контейнеров для указанных отходов и их содержание управляющей компании, которая обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и очистка придомовой территории многоквартирного дома с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.
Согласно доводам искового заявления, на дату предъявления иска ООО «УК «Провинция» осуществляет управление жилым фондом во всех районах <адрес>, том числе по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
В многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «УК «Провинция» ртутьсодержащие отходы, отработанные химические источники тока (батарейки) бесконтрольно накапливаются в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, шахтах мусоропроводов, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Контейнерные площадки для сбора отходов, располагаются, как правило, в непосредственной близости с жилыми домами, детскими игровыми площадками, детскими образовательными учреждениями.
Отсутствие надлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) и места первичного сбора указанных отходов является недопустимым и грубо нарушает требования действующего законодательства, в том числе право неопределенного крута лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в заявленном виде.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобождён при подаче иска в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г.Сызрани к ООО «УК «Провинция» об обязании разработать инструкцию, назначить ответственное лицо за обращением с отходами, заключить договор - удовлетворить.
Обязать ООО «Управляющая компания «Провинция» (ИНН/КПП № *** ОГРН № ***) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать инструкцию по организации сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); назначить ответственное лицо за обращением с отходами I - IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); заключить договор со специализированной организацией для передачи накопленных отходов I - IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); организовать места для накопления отходов I - IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) по следующим адресам:
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>, в том числе их передачу в специализированные организации.
Взыскать ООО «Управляющая компания «Провинция» (ИНН/КПП № *** ОГРН № ***) в доход местного бюджета г.о. Самары государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Фомина А.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 февраля 2024 года
Судья Фомина А.В.