Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2017 года с.Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Толстых М.М.
При секретаре Рубе А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Велесстрой» об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе (ТОУР по Красноярскому краю в Богучанском районе- Управление) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Велесстрой»(ООО «Велесстрой») об устранении нарушений санитарного законодательства.
Поводом для обращения в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц послужила имеющаяся в распоряжении Управления информация и документы, свидетельствующие о том, что ООО «Велесстрой», при осуществлении эксплуатации источников водоснабжения нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Управлением в адрес ответчика выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от <данные изъяты> о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны: источника хозяйственно - питьевого водоснабжения поверхностного водозабора <данные изъяты>
В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для хозяйственно-бытового водоснабжения от <данные изъяты> – соответствуют требованиям санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
Указанные водозаборное сооружение находится в пользовании ООО «Велесстрой».
На момент обращения с иском, информации об утверждении проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно бытового водоснабжения поверхностного водозабора <данные изъяты> отсутствует, что свидетельствует об отсутствии утвержденного проекта зоны санитарной охраны источников хозяйственно - питьевого водоснабжения поверхностного водозабора, границы указанных зон санитарной охраны не утверждены.
Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ проекта зоны санитарной охраны поверхностного водозабора хозяйственно водоснабжения для объекта ООО «Велесстрой» означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны скважинного водозабора хозяйственно водоснабжения для объекта ООО «Велесстрой» не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Просят обязать ООО «Велесстрой» устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 01.12.2017 года, с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52—ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.11 10-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекты зон санитарной охраны: источника хозяйственно - питьевого водоснабжения поверхностного водозабора <данные изъяты>, расположенной на территории <данные изъяты>.
Представитель Истца- территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе – в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в направленном ходатайстве исковые требования поддерживает в полном объеме. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Ответчика ООО «Велесстрой» Карасев А.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласен, пояснил, что проект ЗОС для водозабора из <данные изъяты> разрабатывался с целью оформления договора водопользования. Водозабор предназначался для обеспечения хозяйственно-бытовых нужд ВЖГ при строительстве МН «Куюмба-Тайшет» на участке 217,3-368 км.
На момент получения СЭЗ № 24.49.31.000 Т.000.Т.000795.06.15 от 11.06.2015г строительная площадка переместилась на другой участок работ, ввиду чего дальнейшее оформление документации было не актуально. В настоящее время строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме и водозабор из <данные изъяты> не осуществляется. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон) главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Закона, где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В соответствии со ст. 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст.39 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны: источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как ив поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых., хозяйственно—бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно—питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что в пользовании ООО «Велесстрой» имеется источник хозяйственно - питьевого водоснабжения поверхностного водозабора <данные изъяты>
Согласно экспертному заключению о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для хозяйственно-бытового водоснабжения от <данные изъяты> – данный источник питьевого водоснабжения соответствуют требованиям санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. ( СанПиН 2.1.4.1110-02»).
На момент обращения Управления в суд с иском, утвержденный проект зоны санитарной охраны источников хозяйственно бытового водоснабжения поверхностного водозабора <данные изъяты> отсутствует.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями санитарно-эпидемиологического заключения, экспертного заключения.
Как следует из пояснений представителя ответчика, ООО «Велесстрой» на момент рассмотрения настоящего дела в судебном заседании выполнение строительно монтажных работ закончило, водозабор из <данные изъяты> не осуществляет.
Согласно представленному Акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от <данные изъяты> магистральный нефтепровод <данные изъяты>, расположенный по адресу <данные изъяты> полностью готовым к эксплуатации.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Управления, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела ответчик источником хозяйственно - питьевого водоснабжения поверхностного водозабора <данные изъяты>, расположенной на территории Богучанского района Красноярского края не пользуется, производственная деятельность, связанная с осуществлением строительно-монтажных работ, завершена, в связи с чем, отсутствует необходимость в утверждении проекта зон санитарной охраны указанного источника.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Велесстрой» об устранении нарушений санитарного законодательства, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 01.12.2017 года, утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекты зон санитарной охраны: источника хозяйственно - питьевого водоснабжения поверхностного водозабора <данные изъяты>, расположенного на территории <данные изъяты> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его провозглашения с подачей апелляционной жалобы через Богучанский районный суд.
Председательствующий М.М.Толстых