Решение по делу № 2-802/2024 от 04.06.2024

Дело № 2-802/2024

УИД 23RS0043-01-2024-000997-08

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск                                          10 сентября 2024 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Нестерова Д.И.,

при секретаре Сазоновой А.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Петровой Л.И.,

представителя ответчика – главы администрации Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района Емельяновой Е.А., действующей на основании распоряжения -рл от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с исковым заявлением к администрации Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ, указав в обоснование заявленных требований, что при проведении прокуратурой района проверки в деятельности администрации Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, установлено, что износ сетей водоснабжения на территории Степного сельского поселения составляет <данные изъяты>, срок эксплуатации инженерных сетей превышен, что приводит к авариям и повреждениям инженерных сетей, влекущим большие потери в сетях. При этом администрацией муниципальная программа по модернизации сетей водоснабжения не разработана, меры по обеспечению финансирования и проведения работ по замене изношенных (нуждающихся в замене) сетей водоснабжения на территории Степного сельского поселения не приняты. Необходимое финансирование данных работ бюджетом Степного сельского поселения не предусмотрено.

В этой связи прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать администрацию Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу, направленную на модернизацию сетей водоснабжения, расположенных на территории Степного сельского поселения, предусматривающую проведение работ по замене изношенных (нуждающихся в замене) сетей водоснабжения на территории Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района:

- в <адрес> протяженностью <данные изъяты> км по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>;

- в <адрес> протяженностью <данные изъяты> км по <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора Приморско-Ахтарского района Петрова Л.И. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика – глава администрации Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района Емельянова Е.А. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив их, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, другими федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой Приморско-Ахтарского района проверкой в деятельности администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

Установлено, что износ сетей водоснабжения на территории Степного сельского поселения составляет 80%, срок эксплуатации инженерных сетей превышен, что приводит к авариям и повреждениям инженерных сетей, влекущим большие потери в сетях.

При этом администрацией муниципальная программа по модернизации сетей водоснабжения не разработана, меры по обеспечению финансирования и проведения работ по замене изношенных (нуждающихся в замене) сетей водоснабжения на территории Степного сельского поселения не приняты, необходимое финансирование данных работ бюджетом Степного сельского поселения не предусмотрено.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу пп. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

    В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).

    На основании ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Соответственно, к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

    Статьями 171, 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определено, что администрации муниципальных образований, относятся к органам, осуществляющим составление проектов бюджетов, которые в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов основываются на муниципальных программах, проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ.

    Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (ч. 2 ст. 179 БК РФ).

В соответствии со ст.ст. 28, 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Федеральным законом № 416 определены цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения. Так, ст. 3 Федерального закона № 416, гласит, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 416 собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 (далее – Правила технической эксплуатации систем водоснабжения).

Согласно п. 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем водоснабжения водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

В соответствии с п. 2.10.20 Правил технической эксплуатации систем водоснабжения к капитальному ремонту сетей относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водозаборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренних поверхности труб и т.д.

Авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территорий (п. 2.10.21 Правил технической эксплуатации систем водоснабжения).

В силу п. 2.10.25 Правил технической эксплуатации систем водоснабжения поврежденные трубопроводы подлежат немедленному выключению как при повреждениях, носящий бедственный характер, так и при повреждениях, не носящий бедственный характер, но вызывающих необходимость выключения трубопровода в целях прекращения утечки воды, хотя и без нарушения нормального водоснабжения.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района главе администрации вносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ», которое рассмотрено и удовлетворено.

Вместе с тем, администрацией до настоящего времени муниципальная программа по модернизации сетей водоснабжения не разработана, меры по обеспечению финансирования и проведения работ по замене изношенных (нуждающихся в замене) сетей водоснабжения на территории Степного сельского поселения не приняты.

В силу требований ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

С учетом того, что система водоснабжения, водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, бездействие органа местного самоуправления в части непринятия мер по замене изношенных сетей водоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе существующих и будущих потребителей воды, число которых постоянно меняется, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ удовлетворить.

Обязать администрацию Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу, направленную на модернизацию сетей водоснабжения, расположенных на территории Степного сельского поселения, предусматривающую проведение работ по замене изношенных (нуждающихся в замене) сетей водоснабжения на территории Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района:

- в <адрес> протяженностью <данные изъяты> км по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>;

- в <адрес> протяженностью <данные изъяты> км по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке                         в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2024 года.

Судья

Приморско-Ахтарского

районного суда                                            Д.И. Нестеров

2-802/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Приморско-Ахтарского района
Ответчики
Администрация Степного сельского поселения
Суд
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края
Судья
Нестеров Дмитрий Игоревич
Дело на странице суда
primorsko-axtarsky.krd.sudrf.ru
04.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2024Передача материалов судье
07.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2024Подготовка дела (собеседование)
19.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.07.2024Предварительное судебное заседание
09.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.07.2024Предварительное судебное заседание
27.08.2024Предварительное судебное заседание
10.09.2024Судебное заседание
15.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее