Решение по делу № 2-5385/2022 от 03.10.2022

Дело № 2-5385/2022

УИД 30RS0001-01-2022-009286-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2022 года                                                                                    г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Бектемировой С.Ш.,

при секретаре                               Утабалиевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, гражданское дело № 2-5385/2022 по иску службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Позднякову Ивану Александровичу, Дубиной Елене Алексеевне, Сердалиевой Диане Александровне, Ужаховой Зарете Юнусовне, Иванчик Ольге Николаевне, Андрееву Виталию Юрьевичу, Аскерову Вячеславу Владимировичу, Реснянской Татьяне Борисовне, Чистяковой Ларисе Ивановне о возложении обязанности разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации объекта культурного наследия,

установил:

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области обратилась в суд с иском к ответчикам, указав, что на государственной охране состоит объект культурного наследия регионального значения «Дом Ивановой, кон. XIX в.» по адресу: г. Астрахань, пл. Шаумяна, 24 (Лит. А), регистрационный номер объекта в Едином государственном реестре объектов культурного наследия 301411092220005, использующийся как многоквартирный дом. В результате осмотра объекта культурного наследия установлено, что здание находится неудовлетворительном техническом состоянии: наблюдается гниение, деформации деревянных конструкций стен, деструкция, обрушение кирпичной обкладки, деформации перекрытия. В связи с этим распоряжением администрации МО «Город Астрахань» № 913-р от 25.05.2020 литер «А» входящий в состав объекта культурного наследия признан непригодным для проживания. В связи с этим они направили собственникам помещений в объекте культурного наследия письма с требованием разработать проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ, но оно не выполнено, в связи с чем истец просит суд обязать ответчиков в трехмесячный срок солидарно в порядке, предусмотренном действующим законодательством, разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации литера А, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ивановой, кон. XIX в.» по адресу: : г. Астрахань, пл. Шаумяна, 24 (Лит. А)

Представитель истца Попов П.В. – в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации МО «Город Астрахань», Реснянская Т.Б., Андреев В.Ю., Иванчик О.Н.иск не признали, просили в удовлетворении требований отказать.

Иные участники судебного разбирательства не явились, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия, которое направлено на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Частью 2 статьи 47.3 данного Федерального закона предусмотрено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В силу статьи 56.1 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме. Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Судом установлено, что постановлением думы Астраханской области № 522/19 от 27.09.2012 «Дом Ивановой, кон. XIX в.» по адресу: г. Астрахань, пл. Шаумяна, 24 (Лит. А) включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия как объект культурного наследия регионального значения, регистрационный номер объекта в Едином государственном реестре объектов культурного наследия 301411092220005, использующийся как многоквартирный дом.

Согласно техническому заключению № 4/04-2020 подготовленного ГАУ АО НПУ «Наследие» наружные стены здания-памятника со стороны фасадов находятся в техническом состоянии, характеризуемом от работоспособного до недопустимого. Со стороны внутренних помещений работоспособное. Техническое состояние легких перегородок характеризуется как работоспособное. Оконные перемычки находится в техническом состоянии, характеризуемом от работоспособного до недопустимого. Техническое состояние дверных перемычек характеризуется как ограничено-работоспособные. Состояние перекрытий характеризуется как ограничено-работоспособное. Техническое состояние перекрытия балкона и перекрытия крыльца характеризуется как недопустимое. Техническое состояние покрытий на момент обследования оценивается как ограничено-работоспособное. Существующие элементы заполнений оконных проемов на момент обследования находятся в ограничено-работоспособном техническом состоянии. Существующие элементы заполнений дверных проемов на момент обследования находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. Конструкции кровли и стропильной системы находятся в недопустимом техническом состоянии. Лестница, ведущая на 2-й этаж и с главного фасада в жилую часть, находятся в ограниченно-работоспособном состоянии, лестницы с южного и восточного фасадов в недопустимом техническом состоянии.

В связи с этим распоряжением администрации МО «Город Астрахань» № 913-р от 25.05.2020 многоквартирный дом литер «А» по г. Астрахань, пл. Шаумяна, 24 (Лит. А,а, а1) признан аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании постановления Правительства Астраханской области № 374 от 26.10.2016 года «Об отдельных исполнительных органах государственной власти Астраханской области», постановления Правительства Астраханской области от 13.12.2016 года №444-П «О службе государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области» с 01.01.2017 года функции государственного органа уполномоченного в области сохранения культурного наследия исполняет служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области, на которую возложены обязанности по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Службой государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области в адрес собственников помещений в многоквартирном доме 11.05.2022 года направлены требования об исполнении обязательств по разработке научно-проектной документации для реставрации объекта культурного наследия. Доказательств, подтверждающих исполнения указанных обязательств, собственниками помещений многоквартирного жилого дома в службу представлено не было, что и послужило основанием для обращения в суд.

По смыслу пункта 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственной охране подлежат объекты культурного наследия, включенные в реестр.

Из положений части 3 статьи 15 Федерального закона следует, что сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (статья 16 Федерального закона).

Согласно статье 42 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (статья 43 Федерального закона).

В силу статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно разъяснительному письму Министерства культуры Российской Федерации №212-01.1.-39-ВА от 19 июля 2017г. о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия до начала любых работ на объекте культурного наследия особенности, составляющие предмет охраны объекта, должны быть утверждены.

Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.

Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемого уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Суд считает, что отсутствие указаний истцом на конкретные действия, которые ответчики должны выполнить в соответствии с действующим законодательством, фактически лишает их возможности приводить аргументированную позицию по иску, что не позволяет сделать однозначный и объективный вывод.

Кроме того, удовлетворение исковых требований в заявленном объеме вызовет затруднение при исполнении решения суда, приведет к невозможности их принудительного исполнения.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для возложения на ответчиков обязанности разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации литера А, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Дом Ивановой, кон. XIX в.» по адресу: г. Астрахань, пл. Шаумяна, 24 (Лит. А) без определения порядка проведения работ по подготовке проектной документации, объема работ по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд:

решил:

В удовлетворении искового заявления службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Позднякову Ивану Александровичу, Дубиной Елене Алексеевне, Сердалиевой Диане Александровне, Ужаховой Зарете Юнусовне, Иванчик Ольге Николаевне, Андрееву Виталию Юрьевичу, Аскерову Вячеславу Владимировичу, Реснянской Татьяне Борисовне, Чистяковой Ларисе Ивановне о возложении обязанности разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации объекта культурного наследия - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Полный текст решения изготовлен 5 декабря 2022 года.

Судья:

2-5385/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области
Ответчики
Поздняков Иван Александрович
Сердалиева Диана Александровна
Андреев Виталий Юрьевич
Аскеров Вячеслав Владимирович
Иванчик Ольга Николаевна
Администрация МО "Город Астрахань"
Ужахова Зарета Юнусовна
Реснянская Татьяна Борисовна
Чистякова Лариса Ивановна
Дубина Елена Алексеевна
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Бектемирова С.Ш
Дело на странице суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
03.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2022Передача материалов судье
05.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2022Подготовка дела (собеседование)
31.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
29.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее