Председательствующий по делу Дело № 33-2477/2024
Судья Сергеева Д.П. (№ дела в суде 1-й инст. 2-943/2024)
УИД 75RS0001-02-2023-009718-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чайкиной Е.В.,
судей краевого суда Епифанцевой С.Ю., Погореловой Е.А.,
при секретаре Максимовой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 30 июля 2024 г. гражданское дело по иску Воробьева Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, установлении даты возникновения права, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОСФР России по Забайкальскому краю Рыжкиной Е.И.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 06 мая 2024 г., которым постановлено:
«Исковые требования Воробьева Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании отказа незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, установлении даты возникновения права, назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать незаконным отказ ОСФР по Забайкальскому краю о включении в стаж Воробьева Е.В. в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода работы с 01.09.1996 года по 31.05.1999 года.
Обязать ОСФР по Забайкальскому краю включить в стаж Воробьева Е.В. в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» период работы с 01.09.1996 года по 31.05.1999 года.
Обязать ОСФР по Забайкальскому краю назначить Воробьева Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 4 марта 2024 года».
Заслушав доклад судьи Епифанцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воробьева Е.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. 20.08.2020 г. обратилась в отделение УПФР по вопросу проведения оценки пенсионных прав как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность. Заключением по оценке пенсионных прав от 06.04.2021 года право на подачу заявления на назначение досрочной страховой пенсии по старости определено с 04.03.2024 г. с учетом переходных положений. Повторно истцу ответчиком в лице правопреемника ОСФР по Забайкальскому краю было направлено заключение по оценке пенсионных прав № от 09.10.2023 г., согласно которому продолжительность стажа на соответствующих видах работ по состоянию на 31.12.2022 г. определена равной 24 года 29 дней вместо требуемых 25 лет. Ответчиком отказано во включении в специальный стаж периода работы с 01.09.1996 г. по 31.05.1999 г. в ООО «Русская школа-гимназия полного дня», так как согласно списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет от 06.09.1991 г. № 463 в наименовании учреждений предусмотрены школы всех типов и наименований, гимназии, школа - гимназия не предусмотрена. Не согласившись в принятыми ответчиком решением, истец просила суд, с учетом уточнений исковых требований, признать незаконным отказ ОСФР по Забайкальскому краю о включении в специальный педагогический стаж Воробьева Е.В. периода работы в должности преподавателя русского языка и литературы в ООО «Русская школа-гимназия полного дня» с 01.09.1996 г. по 31.05.1999 г., возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца период работы с 01.09.1996 г. по 31.05.1999 г. и назначить Воробьева Е.В. досрочную страховую пенсию по старости с 04.03.2024 г. (т. 1 л.д. 6-10, 226-227).
Определением суда от 07.02.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ЧОУ «Русская гимназия полного дня» ( т.1 л.д.139-143).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.1 л.д.248-252).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР России по Забайкальскому краю Рыжкина Е.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что согласно представленным в материалы дела документам ООО «Русская школа-гимназия полного дня» было зарегистрировано регистрационной палатой г. Читы 26.05.1995 г. №658, дата постановки на учет в налоговом органе 13.07.1995 г. ООО «Русская школа-гимназия полного дня» перерегистрирована в НОУ «Русская школа–гимназия полного дня» на основании решения регистрационно-лицензионной палаты №3594 от 01.06.1999 г. Соответственно, только с 01.06.1999 г. организация приобрела статус учреждения. Отмечает, что статьей 80 Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации (действовал до 31.12.2001 г., в период спорного периода работы) предусмотрено назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 1148-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пикуновой Н.А. на нарушение ее конституционных прав статьями 120 и 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» во взаимосвязи с пунктами 20 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения отмечено, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством педагогические работники имели право на установление трудовой пенсии по старости (до 1 января 2001 г. – пенсии за выслугу лет) при условии осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей (статья 80 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования различных образовательных организаций для детей, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционный принцип равенства и ограничение прав граждан. Обращает внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ стаж после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета. Дата регистрации Воробьева Е.В. в системе персонифицированного учета - 04.12.1998 года. Индивидуальными сведениями период работы с 01.01.1998 г. по 31.05.1999 г. не подтверждается как специальный стаж (т. 2 л.д. 1-3).
В представленных возражениях на апелляционную жалобу истец Воробьева Е.В. просила решение Центрального районного суда г. Читы от 06.05.2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения. Полагает, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца. Сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда (кроме наименования профессий и должностей) для назначения такой пенсии. Кроме того, ЧОУ «Русская школа гимназия полного дня» с даты своего основания – с 28.08.1995 осуществляла образовательную, воспитательную деятельность, о чем свидетельствует наличие образовательных программ, соответствующих государственным стандартам в сфере образования. Исходя из содержания учредительных документов учреждение, в котором работала истица, было и остается образовательным учреждением для детей. При внесении изменений в учредительные документы учреждения предмет, цели деятельности, местонахождение, а так же юридический статус не изменились. НОУ «Русская гимназия полного дня» является правопреемником ООО «Русская школа-гимназия полного дня», впоследствии реорганизованным в ЧОУ «Русская школа гимназия полного дня», а не вновь созданным образовательным учреждением. При изменении организационно-правовой формы организации, учреждений прежний характер профессиональной деятельности работника Воробьева Е.В. сохранился, должность истицы оставалась прежней (т.2 л.д. 18-20).
В суд апелляционной инстанции представитель ЧОУ «Русская гимназия полного дня» не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Григорьеву О.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Воробьева Е.В., представителя истца Серову М.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания к отмене судебного решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К ним частью 1 указанной нормы отнесены: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 7 февраля 2024 г. Воробьева Е.В., <Дата> г.р., обратилась в ОСФР по Забайкальскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 197-198)
Решением заместителя начальника Управления установления пенсий ОСФР по Забайкальскому краю от 1 марта 2024 года №3023 Воробьева Е.В. было отказано в назначении страховой пенсии по старости согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях из-за отсутствия требуемого стажа работы, связанного с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет (т. 1 л.д. 208).
На момент обращения Воробьева Е.В. имеет страхового стажа 29 лет 2 месяца 12 дней, продолжительность специального стажа 24 года 11 месяцев 16 дней.
В продолжительность специального стажа не включены следующие периоды работы истца с 01.09.1996 г. по 31.05.1999 г. в должности учителя ООО «Русская школа - гимназия полного дня», так как до 01.01.2002 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года в стаж педагогической деятельности засчитывается работа в учреждениях любых форм собственности, т.е. и в негосударственных, и в немуниципальных. За указанный период «Русская школа гимназия полного дня» зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью.
Полагая свои права на пенсионное обеспечение нарушенными, Воробьева Е.В. обратилась в суд с требованием о включении указанных периодов в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы Воробьева Е.В. в должности учителя в ООО «Русская школа - гимназия полного дня» с 01.09.1996 г. по 31.05.1999 г., суд первой инстанции исходил из того, что учреждение, где работала истец, не являлось коммерческим, поскольку основной целью деятельности общества не являлось извлечение прибыли, а являлось обучение, развитие, воспитание учащихся 1-11 классов, общество являлось школой полного дня, имело лицензию на осуществление образовательной деятельности. Поскольку до 01.09.2000 г. не требовалось подтверждение осуществления педагогической деятельности на полную ставку (выполнение нормы рабочего времени), суд пришел к выводу, что согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в стаж Воробьева Е.В. подлежит включению период работы в должности педагога с 01.09.1996 г. по 31.05.1999 г.
Установив, что на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии, у нее имелся педагогический стаж необходимой продолжительности, с учетом включения в него спорного периода, суд возложил обязанность на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 04.03.2024 года.
Оснований не согласиться с положенными в основу такого решения выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку эти выводы соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в законную силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. N 173-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 и ст. 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - список N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях, за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В разделе "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, предусмотрены должности преподавателя, старшего преподавателя, воспитателя, старшего воспитателя, учителя, работающих в лицее, гимназии.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, предусмотрены должность учителя, а также должность воспитателя, старшего воспитателя, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а п. 1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка предусмотрена "гимназия".
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими Правилами.
Таким образом, из нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии с трудовой книжкой, истец Воробьева Е.В. с 01.09.1996 года была принята на работу в ООО «Русская школа-гимназия полного дня» преподавателем русского языка и литературы на основании приказа №16 от 01.09.1996 года (запись № 3); 03.11.1996 г. решением аттестационной комиссии присвоен 12 разряд ЕТС, Приказ от 03.11.1996 г. № 12 (запись №4).
С 01.06.1999 года на основании решения регистрационно-лицензионной палаты №3594 от 01.06.1999 года наименование ООО «Русская школа-гимназия полного дня изменено на негосударственное общеобразовательное учреждение «Русская школа-гимназия полного дня» (запись № 5).
С 26.09.2000 гола на основании решения регистрационно-лицензионной палаты №747 от 26.09.2000 года наименование учреждения изменено на негосударственное учреждение «Русская гимназия полного дня» (запись №6).
С 31.07.2005 года истец была уволена на основании приказа №45 от 31.07.2005 года. (т. 1 л.д. 43-50).
В соответствии с ответом на судебный запрос ЧОУ «Русская гимназия полного дня» установлено, что первичные документы были уничтожены при наводнении.
Приказом №10 от 05.03.1999 года Воробьева Е.В. поощрялась ценным подарком в честь Дня 8-е марта (т. 1 л.д. 185).
В соответствии с приказом №7 от 30.10.1998 года истцу Воробьева Е.В. была установлена учебная нагрузка 30 часов в неделю русского языка и литературы и классное руководство. Иные документы суду не предоставлены в связи с уничтожением (т. 1 л.д. 186).
Из справки уточняющей особый характер работы или условия труда за периоды работы Воробьева Е.В., выданной руководителем Частного общеобразовательного Учреждения «Русская гимназия полного дня» следует, что Воробьева Е.В. в период с 01.09.1996 г. по 31.07.2005 г., работала на полную ставку учителем русского языка, воспитателем на полставки, отвлечений от работы за указанный период не имела. Имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 207).
Таким образом, на основании имеющихся в деле документов судом первой инстанции верно установлено, что истец осуществляла трудовую деятельность в должности, предусмотренной действующими Списками.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что общество, в котором истица осуществляла педагогическую деятельность, не являлось учреждением, и соответственно, не было предусмотрено разделом "Наименование учреждений" Списка N 463 от 06.09.1991 г., судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", действовавшим в спорные периоды педагогической деятельности Воробьева Е.В., было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 названного закона).
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
В соответствии со ст.11.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании") негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, в части 1 статьи 22 которого установлено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
При этом образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Из приведенных норм материального права следует, что образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, в том числе в форме учреждения, которое в зависимости от того, кем оно создано, может быть государственным, муниципальным или частным.
В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке в числе прочих указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ (подпункты 1 и 4 пункта 1 Закона РФ "Об образовании").
Из Учредительного договора о создании и деятельности общества с ограниченной ответственностью «Русская школа-гимназия полного дня», зарегистрированного в Регистрационной палате 26.06.1995 г. за №658, с учетом внесения изменений (дополнений) за регистрационным № 3594 от 01.06.1999 г. следует, что участники настоящего договора пришли к соглашению и договорились создать учебное заведение на основе частной формы собственности в организационно-правовой форме «Общество с ограниченной ответственностью с названием «Русская школа-гимназия полного дня». Основной целью создания настоящего учебного заведения является организация высокоэффективного, соответствующего современным требованиям педагогики средней школы, учебно-воспитательного процесса учащихся 1 -11 классов, постоянное совершенствование качества подготовки учащихся, формирование у учащихся высоких нравственных и моральных качеств (т. 1 л.д. 175-183).
Согласно Уставу общества с ограниченной ответственностью «Русская школа-гимназия полного дня» в редакции от 08.06.1995 года, Русская школа-гимназия полного дня создано в целях организации высокоэффективного, соответствующего современным требованиям педагогики средней школы, учебно-воспитательного процесса, учащихся 1-11 классов, внедрения научных разработок в образовательный процесс согласно принятой Концепции развития школы, одобренной Ученым советом ОблОНО от 10.11.1994 года.
Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 21.10.1994 г., Законом Российской Федерации «Об образовании», а также на основании Учредительного договора о создании Русской школы гимназии полного дня и решения Общего собрания Участников (Протокол №1 от 08.06.1995 г).
Деятельность общества осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», действующим законодательством, настоящим Уставом.
Основной целью создания общества является обучение, развитие, воспитание учащихся 1-11 классов. Общество является средней школой полного дня. Обучение учащихся ведется по программе, рекомендованной Министерством российского образования, а также по авторским программам (указаны в Концепции развития школы).
Главными задачами образовательного процесса в обществе являются обеспечение высокого уровня подготовки учащихся, формирование высоких нравственных и гражданских качеств у учащихся, постоянное совершенствование процесса обучения, внедрение новых методик преподавания, организация и обеспечение учебно-воспитательного процесса, проведение учебно-методических работ в школе в соответствии с современным требованиями педагогики средней школы (т. 1 л.д. 155-172).
Из материалов дела усматривается, что Русской школе-гимназии полного дня 01.09.1995 года Главным управлением образования Читинской области на осуществление образовательной деятельности была выдана лицензия, серии № №№, сроком действия до 01.09.1998 г. (т. 1 л.д. 23).
27.05.1998 года ООО «Русская школа-гимназия полного дня» Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области выдана Лицензия № от 27.05.1998 года регистрационный номер № на совершение образовательной деятельности. В последствии, лицензии на осуществление образовательной деятельности выдавались учреждению взамен прекративших действия на регулярной основе (т. 1 л.д. 24, 104-117).
Факт выдачи лицензий на осуществление образовательной деятельности с 01.09.1995 г. подтвержден в письме Министерства образования и науки Забайкальского края от 16.01.2024 г. (т. 1 л.д.94-96).
01.06.1999 г. Регистрационно-лицензионной палатой Департамента разрешений, регистрации и контроля Администрации г. Читы выдано свидетельство о регистрации (перерегистрации) предприятия Негосударственного образовательного учреждения «Русская гимназия полного дня» (т.1 л.д. 34).
В соответствии с Уставом Негосударственного общеобразовательного учреждения «Русская школа-гимназия полного дня» от 07.06.1999 года цели и задачи учреждения остались неизменными, не смотря на изменение организационно-правовой формы (т. 1л.д. 187-188).
В соответствии с исторической справкой с 26.09.2000 года НОУ «Русская школа-гимназия полного дня» изменило наименование на НОУ «Русская гимназия полного дня», с 23.04.2018 года на ЧОУ «Русская гимназия полного дня».
В материалы дела также представлены аттестаты о среднем (полном) общем образовании, выданные 17.06.2002 г. (т. 1 л.д. 211-212).
Также судом первой инстанции было установлено, что в соответствии с постановлением Главы администрации Читинской области №208 от 25.03.1996 года на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» с учетом мнения ученого Совета главного управления образования Читинской области от 01.11.1994 года при поддержке развития частной школы-гимназии полного дня, с целью проведения эксперимента по возможности самофинансирования образовательных учреждений постановлено выделить под гарантию областного дорожного управления частной школе-гимназии полного дня беспроцентную бюджетную ссуду за счет налога на нужды образования с возвратом до ноября 1996 года для подготовки производственного участка по добыче песчано-гравийной смеси и на ремонтно-восстановительные работы по существующим площадям частной школы-гимназии. Также комитету социальной поддержки населения Администрации области предписано рассмотреть вопрос о возможности выделения средств из фонда социальной поддержки населения частной школе-гимназии для обеспечения обучения детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. Частной школе – гимназии также было передано имущество речного порта в срок до 01.04.1996 года с перерегистрацией земель (т. 1 л.д. 232-233).
Таким образом, с учетом представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО «Русская школа-гимназия полного дня» было создано с целью осуществления образовательного процесса, а не извлечение прибыли.
Следовательно, работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других образовательных учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений, что соответствует нормативным положениям, устанавливающим возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости тем лицам, которые осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, независимо от формы собственности этих учреждений.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что после переименования ООО «Русская школа-гимназия полного дня» на НОУ «Русская школа-гимназия полного дня» характер деятельности данного учреждения, цели, задачи и направление деятельности учреждения не изменились, учреждение также продолжило образовательную деятельность, и в специальный стаж педагогической деятельности Воробьева Е.В. пенсионным органом были зачтены периоды ее работы в этом учреждении после переименования с 01.06.1999 г., вывод суда первой инстанции о включении спорного периода работы истца с 01.09.1996 года по 31.05.1999 года в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», признается судебной коллегией правомерным.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда по существу во внимание приняты быть не могут, поскольку о незаконности решения суда первой инстанции не свидетельствуют.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Срок назначения пенсии по старости при возникновении права на пенсию в 2021 году составляет не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (приложение N 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ).
В соответствии с представленным суду расчетом продолжительности специального стажа Воробьева Е.В. с учетом спорных периодов работы, по состоянию на дату обращения с заявлением о назначении пенсии 07.02.2024 г. специальный стаж составил 27 лет 8 месяцев 17 дней, при этом требуемый для назначения страховой пенсии по старости специальный стаж 25 лет выработан на 02.03.2021 г., соответственно, у судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца в части признания за ней права на досрочное назначение пенсии с 04.03.2024 г.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам истца в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 06 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ОСФР России по Забайкальскому краю Рыжкина Е.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 августа 2024 года.