Дело № 3а-56/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 5 февраля 2018 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего Лукиных Л.П.,
при секретаре Булгаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кацая А.М. к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости,
установил:
Кацай А.М. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости. В обоснование административного иска указал, что является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения, с кадастровым номером: №, назначение: нежилое, общей площадью <...> кв. м, Этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости установлена в размере 1005 373 руб. 10 коп. На основании отчета об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства ООО «ДЛЛ» № 133/2017 от 15 ноября 2017 г. рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет 444 100 руб. Полагал, что в связи с несоответствием внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости данного объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушаются права административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, который исчисляется из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Учитывая изложенное, а также, уточнив заявленные требования, административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения, с кадастровым номером: №, в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 444 100 руб.
В качестве административных ответчиков по данному делу судом привлечены Правительство Курганской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области).
Административный истец Кацай А.М. в судебном заседании не участвовал. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждено уведомлением о вручении почтового извещения. Его представитель Егорова С.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области Карпещук С.В. заявила ходатайство об исключении ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» из числа административных ответчиков, которое судом удовлетворено, определен процессуальный статус в качестве заинтересованного лица. Разрешение административного иска оставила на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Правительства Курганской области, Управления Росреестра по Курганской области в судебном заседании не участвовали. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых извещений. В своих письменных отзывах ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Разрешение иска оставили на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц ООО «ДЛЛ» и ООО «Сфера», а также заинтересованное лицо Охохонин А.Д. в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав участвующих в деле лиц и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что Кацай А.М. является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения, с кадастровым номером: №, назначение: нежилое, общей площадью <...> кв. м, Этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено копией договора купли-продажи нежилого помещения от 19 мая 2017 г. и копией Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31 мая 2017 г.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащего Кацаю А.М. на праве собственности объекта недвижимого имущества, с кадастровым номером: №, по состоянию на 21 апреля 2015 г. составила 1005 373 руб. 10 коп.
Указанные сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения внесены в государственный реестр недвижимости, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 октября 2017 г.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства ООО «ДЛЛ» № 133/2017 от 15 ноября 2017 г. по состоянию на 21 апреля 2015 г. рыночная стоимость данного объекта недвижимости, с кадастровым номером: №, составила 444 100 руб.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о расхождении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимого имущества по данным государственного кадастра недвижимости и его рыночной стоимости.
Кацай А.М. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области, решением которой от 11 декабря 2017 г. заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости отклонено по причине несоответствия представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства ООО «ДЛЛ» № 133/2017 от 15 ноября 2017 г. требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ).
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) на территории Российской Федерации среди прочих установлен налог на имущество физических лиц (гл. 32).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).
Частью 2 ст. 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в ч. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 ч. 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с ч. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 ч. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ч. 3 ст. 402 НК РФ).
Во исполнение положений ст. 378.2 НК РФ распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» № 646-р от 18 ноября 2015 г., № 741-р от 27 декабря 2016 г., № 638-р от 28 декабря 2017 г. установлен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганский области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 г., 2017 г. и 2018 г., соответственно.
В указанные перечни на 2017 г. и 2018 г. включен и принадлежащий административному истцу объект недвижимости, с кадастровым номером: №.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения затрагивают права и обязанности собственника имущества Кацая А.М., поскольку принадлежащее административному истцу недвижимое имущество является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость нежилого помещения.
Частью 1 ст. 245 КАС РФ установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичная норма содержится и в ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). При этом согласно положениям данной статьи, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства ООО «ДЛЛ» № 133/2017 от 15 ноября 2017 г., согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения, с кадастровым номером: №, назначение: нежилое, общей площадью <...> кв. м, Этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, пом. 2, по состоянию на 21 апреля 2015 г. определена в размере 444 100 руб.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность выводов представленного в материалы дела отчета об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства ООО «ДЛЛ» № 133/2017 от 15 ноября 2017 г. участвующими в деле лицами не опровергнута, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.
Данных о том, что указанный отчет содержит недостоверные сведения, выбранные оценщиком методы и подходы оценки привели к неправильным выводам, так же как и подтверждений необъективности проведенного исследования, материалы дела не содержат.
Доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в данном отчете, суду не представлено.
Данный отчет содержит подробное описание проведенного исследования, обоснование использованных методик и полученных выводов.
Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы оценщика недостоверными.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление Кацая А.М. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению; кадастровая стоимость нежилого помещения, с кадастровым номером: №, назначение: нежилое, общей площадью <...> кв. м, Этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, должна быть установлена, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 21 апреля 2015 г. в размере 444 100 руб., поскольку такая рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости подтверждена надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 245-249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Кацая А.М. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости, поступившее в Курганский областной суд 20 декабря 2017 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, с кадастровым номером: №, назначение: нежилое, общей площадью <...> кв. м, Этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере 444 100 руб. по состоянию на 21 апреля 2015 г.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.П. Лукиных