Судья – Добрыднева Т.С.
Дело № 33 – 11496/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Крюгер М.В., рассмотрев в городе Перми 25 ноября 2020 года гражданское дело по частной жалобе администрации Краснокамского городского округа на определение Краснокамского городского суда Пермского края от 21 августа 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Администрации Краснокамского городского округа об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу по иску прокурора города Краснокамска к МАУ «Спортивный комплекс «Ледовый», Муниципальному образованию Краснокамского городского округа в лице Администрации, Управлению по спорту и физической культуре администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности, на срок до 31 декабря 2020 года – отказать»,
изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 11.11.2019 постановлено: «Исковое заявление заместителя прокурора города Краснокамска, поданное в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
1. Обязать администрацию Краснокамского городского округа выделить Управлению по спорту и физической культуре администрации Краснокамского городского округа в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу денежные средства для финансирования МАУ «СК «Ледовый» для выполнения следующих мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: ул. Большевистская, д. 56, г.Краснокамск, Пермский край:
- привести в соответствие с требованиями п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещениях № 37, 39, 58 на 1 этаже, в помещениях № 8, 33 на 2 этаже (согласно технического паспорта от 21.04.2014) расстояние от дымовых пожарных извещателей до светильников, а именно не менее 0,5 метра;
- установить оборудование (шкафы пожарных кранов), выступающее из плоскости стен на высоте 2 м в коридоре на 2 этаже (помещение № 2 согласно технического паспорта от 21.04.2014) таким образом, чтобы оно не препятствовало путям эвакуации;
- оборудовать на 1 этаже кабинет (помещение № 20 согласно технического паспорта от 21.04.2014) автоматической пожарной сигнализацией;
- привести в соответствие с требованиями п. 4.4.1 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы ширину марша лестницы 2 типа из помещения № 75 на 1 этаже в помещение №28 на 2 этаже (венткамера) (согласно технического паспорта от 12.12.2012);
- предусмотреть защитную конструкцию для пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации в помещении № 75 (согласно технического паспорта от 21.04.2014);
- привести в соответствие с п. 13.3.4 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» дымовые пожарные извещатели на 1 и 2 этаже здания, кроме помещений № 23, 68 на 1 этаже (согласно технического паспорта от 21.04.2014);
- оборудовать помещение администратора (помещение № 18 согласие технического паспорта от 21.04.2014) автоматической пожарной сигнализацией;
- привести в соответствие с п. 21 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 огнезащитную обработку несущих металлических конструкций (помещение № 75 согласие технического паспорта от 21.04.2014);
- предусмотреть резервный источник питания автоматической пожарной сигнализации, который бы обеспечивал питание в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме;
- возложить обязанность представить акты испытания наружных пожарных лестниц в соответствии с требованиями п. 24 Правил противопожарной: режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
2. Обязать Управление по спорту и физической культуре администрации Краснокамского городского округа в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств администрацией Краснокамского городского округа направить денежные средства МАУ «СК «Ледовый» для выполнения следующих мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: ул. Большевистская, д. 56. г.Краснокамск, Пермский край:
- привести в соответствие с требованиями п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещениях № 37, 39, 58 на 1 этаже, в помещениях № 8, 33 на 2 этаже (согласно технического паспорта от 21.04.2014) расстояние от дымовых пожарных извещателей до светильников, а именно не менее 0,5 метра;
- установить оборудование (шкафы пожарных кранов), выступающее и плоскости стен на высоте 2 м в коридоре на 2 этаже (помещение № 2 согласно технического паспорта от 21.04.2014) таким образом, чтобы оно не препятствовало путям эвакуации;
- оборудовать на 1 этаже кабинет (помещение № 20 согласно технической паспорта от 21.04.2014) автоматической пожарной сигнализацией;
- привести в соответствие с требованиями п. 4.4.1 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширину марша лестницы 2 типа из помещения № 75 на 1 этаже в помещение № 28 на 2 этаже (венткамера) (согласно технического паспорта от 12.12.2012);
- предусмотреть защитную конструкцию для пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации в помещении № 75 (согласно технического паспорта от 21.04.2014);
- привести в соответствие с п. 13.3.4 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» дымовые пожарные извещатели на 1 и 2 этаже здания, кроме помещений № 23, 68 на 1 этаже (согласно технического паспорта от 21.04.2014);
- оборудовать помещение администратора (помещение № 18 согласно технического паспорта от 21.04.2014) автоматической пожарной сигнализацией;
- привести в соответствие с п. 21 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 огнезащитную обработку несущих металлических конструкций (помещение № 75 согласно технического паспорта от 21.04.2014);
- предусмотреть резервный источник питания автоматической пожарной сигнализации, который бы обеспечивал питание в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме;
- возложить обязанность представить акты испытания наружных пожарных лестниц в соответствии с требованиями п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
3. Обязать Муниципальное автономное учреждение «Спортивный комплекс «Ледовый» в течение 2 месяцев с момента поступления на расчетный счет учреждения выделенных Управлением по спорту и физической культуре администрации Краснокамского городского округа денежных средств для выполнения мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности на объекте выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, создающих опасность массового пребывания людей в здании, расположенном по адресу: ул. Большевистская, д. 56, г.Краснокамск, Пермский край, а именно:
- привести в соответствие с требованиями п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещениях № 37, 39, 58 на 1 этаже, в помещениях № 8, 33 на 2 этаже (согласно технического паспорта от 21.04.2014) расстояние от дымовых пожарных извещателей до светильников, а именно не менее 0,5 метра;
- установить оборудование (шкафы пожарных кранов), выступающее из плоскости стен на высоте 2 м в коридоре на 2 этаже (помещение № 2 согласно технического паспорта от 21.04.2014) таким образом, чтобы оно не препятствовало путям эвакуации;
- оборудовать на 1 этаже кабинет (помещение № 20 согласно технического паспорта от 21.04.2014) автоматической пожарной сигнализацией;
- привести в соответствие с требованиями п. 4.4.1 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы ширину марша лестницы 2 типа из помещения № 75 на 1 этаже в помещение №28 на 2 этаже (венткамера) (согласно технического паспорта от 12.12.2012);
- предусмотреть защитную конструкцию для пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации в помещении № 75 (согласие технического паспорта от 21.04.2014);
- привести в соответствие с п. 13.3.4 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» дымовые пожарные извещатели на 1 и 2 этаже здания, кроме помещений № 23, 68 на 1 этаже (согласно технического паспорта от 21.04.2014);
- оборудовать помещение администратора (помещение № 18 согласие технического паспорта от 21.04.2014) автоматической пожарной сигнализацией;
- привести в соответствие с п. 21 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 огнезащитную обработку несущих металлических конструкций (помещение № 75 согласи: технического паспорта от 21.04.2014);
- предусмотреть резервный источник питания автоматической пожарной сигнализации, который бы обеспечивал питание в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме;
- возложить обязанность представить акты испытания наружных пожарных лестниц в соответствии с требованиями п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390».
Администрация Краснокамского городского округа обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда на срок до 31.12.2020, указывая, что исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным, поскольку в бюджете на 2020 год отдельные финансовые средства на выполнение мероприятий в полном объеме не предусмотрены. В связи с чем имеются обстоятельства, не позволяющие исполнить решение суда в кратчайшие сроки.
Судом постановлено приведенное выше определение, об отмене которого и предоставлении отсрочки исполнения решения Краснокамского городского суда Пермского края от 11.11.2019 в частной жалобе просит администрация Краснокамского городского округа. Доводы частной жалобы аналогичны доводам заявления об отсрочке исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно статье 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу закона при предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного постановления, суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, а изменение сроков исполнения судебного постановления должно быть обоснованным.
Согласно разъяснению, данному в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», по смыслу статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Таким образом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1, 2 ст. 19 и ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Срок, на который предоставляется отсрочка исполнения судебного решения, не должен быть слишком длительным, иначе снижается эффективность судебного решения.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Разрешая заявление администрации Краснокамского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения Краснокамского городского суда Пермского края от 11.11.2019 на срок до 31.12.2020 и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, между тем обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не могут служить основанием для отсрочки исполнения судебного решения, поскольку данные обстоятельства не освобождают должника от обязанности исполнить вышеуказанное решение Краснокамского городского суда Пермского края.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, соответствующими установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Соглашаясь с судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции также исходит из того, что при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного акта, должны учитываться не только интересы должника, но и интересы взыскателя, в противном случае отсрочка, рассрочка, изменение способа или порядка исполнения судебного акта могут стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
На основании вышеизложенного, учитывая фактические обстоятельства по делу, принимая во внимание, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда, а также то, что вступившие в законную силу решения суда, являются обязательными для всех, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены данного определения.
Доводы частной жалобы фактически повторяют правовую позицию администрации Краснокамского городского округа, выраженную в заявлении об отсрочке исполнения решения суда, которой судом дана надлежащая правовая оценка при вынесении обжалуемого определения. Они не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого определения суда.
Администрацией Краснокамского городского округа не представлено каких-либо доказательств наличия исключительных обстоятельств, создающих препятствия для исполнения решения суда и того, что в течение длительного срока заявителем были предприняты своевременные и исчерпывающие меры к исполнению судебного решения.
При этом, судья апелляционной инстанции учитывает также, что дальнейшее неисполнение решения суда приведет к существенным нарушениям прав неопределенного круга лиц.
Доводы частной жалобы о невозможности на данный момент исполнить решение суда были предметом оценки суда и обоснованно не признаны основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Учитывая вышеизложенное, определение Краснокамского городского суда Пермского края от 21.08.2020 об отказе администрации Краснокамского городского округа в предоставлении отсрочки исполнения судебного решения законно и по доводам частной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: