2-1748/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2015 года Центральный районный суд
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
в составе:
Председательствующего судьи АЙЗЕНБЕРГ А. М.
При секретаре ФЕДОТОВОЙ О.Б.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой А. Г. к Краевому государственному казенному учреждению «Центру социальной поддержки населения по (адрес)», Министерству социальной защиты населения (адрес), Министерству строительства (адрес) о признании права владения и пользования на праве собственности жилым домом, права на предоставление мер социальной поддержки качестве собственника утраченного дома,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что решением (данные скрыты) от (дата) установлен факт её постоянного проживания по адресу: (адрес) в период чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории городского округа «(адрес)» в (дата)
В результате наводнения дом, в котором проживала истица, оказался затопленным.
Согласно заключению межведомственной комиссии от (дата) (№) жилой дом не пригоден для проживания, необходим ремонт для восстановления эксплуатационных характеристик здания.
(дата) на основании решения суда (данные скрыты) от (дата) зарегистрировано право собственности в (данные скрыты)
Согласно справке, выданной КГКУ «Центр социальной поддержки населения по (адрес)», истице рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ней права на предоставление мер социальной поддержки в качестве собственника утраченного жилого помещения.
Просит суд признать право владения и пользование на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу: (адрес) на дату возникновения чрезвычайной ситуации, признать право на предоставление мер социальной поддержки в качестве) собственника утраченного жилого дома по адресу: (адрес).
В судебном заседании истец Федорова А.Г. на требованиях настаивала по изложенным выше основаниям.
Суду пояснила, что дом построен в (дата) она постоянно в нем проживала на период возникновения чрезвычайной ситуации – затопления (адрес) проживала и владела домом, распоряжалась им в указанный период. Дом затоплен признан соответствующим органом непригодным для проживания. В связи с этим она нуждается в государственной поддержке в виде мер социальной поддержки.
Просит суд признать право владения и пользованием на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу: (адрес) на дату возникновения чрезвычайной ситуации, признать право на предоставление мер социальной поддержки в качестве) собственника утраченного жилого дома по адресу: (адрес).
В судебное заседание представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по (адрес)» В.Н.Е. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, согласно письменному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со статьей 167 п. 5 ГПК РФ в отсутствие неявившегося лица.
Ранее, в судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по (адрес)» В.Н.Е. возражал против заявленных требований. Суду пояснил, что на момент чрезвычайной ситуации у истицы было другое жилье, в котором она могла проживать, в связи с чем, ей будет отказано в предоставлении мер социальной поддержки, установленной законодательством. Истица не обращалась письменно в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по (адрес)» с соответствующим заявлением (протокол судебного заседания от (дата)).
Представитель Министерства социальной защиты населения (адрес) С.Д.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, согласно письменному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со статьей 167 п. 5 ГПК РФ в отсутствие не явившегося лица.
Из представленных письменных возражений указанного представителя следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением (адрес) от 09.08.2013 № 569-рп с 12-00 09 августа 2013 года в связи с крупномасштабным наводнением на территории городского округа "(адрес)" введен режим чрезвычайной ситуации.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" Правительством Хабаровского края принято постановление № 347-пр, которым внесены изменения з государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр.
Приложениями № 15 - 17 к указанной Государственной программе предусмотрены соответствующие порядки предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения, предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья, выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта, соответственно.
В соответствии с нормами положений право на получение мер поддержки имеют граждане - собственники жилых помещений, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Под утраченным жилым помещением понимается жилое помещение, находившееся в собственности граждан и признанное непригодными для проживания либо расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утрачено в результате гибели.
Пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не предусмотрено законом. Статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу статьи 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
С целью признания права на получение меры поддержки Федоровой А.Г. необходимо установить факт владения и пользования недвижимым имуществом - поврежденным жилым помещением на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
После установления указанного факта, истице необходимо обратиться в центр социальной поддержки населения с заявлением о предоставлении меры поддержки для прохождения обязательной процедуры согласования, предусмотренной соответствующим положением.
Представитель ответчика Министерства строительства (адрес) в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, возражения на иск не представил.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со статьей 167 п. 3 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав истца Федорову А.Г., изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
Установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права (№) от (дата) года, выданного (иные данные) Федорова А.Г. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: (адрес).
Из представленного истцом Федоровой А.Г. технического паспорта составленного на (дата) на домовладение расположенное на четной стороне (адрес), усматривается, что жилой дом состоит из двух комнат жилой площадью (иные данные) кв.метров и (иные данные) кв.метров, кухни (иные данные) кв.метров, подсобного помещения (иные данные) кв.метров и коридора (иные данные) кв.метров. Итого общая площадь дома (иные данные) кв.метров, жилая площадь (иные данные) кв.метров. Дом стоит на земельном участке площадью (иные данные) квадратных метров с кадастровым номером (№).
На основании решения (иные данные) от (дата) установлен факт владения и пользования Федоровой А.Г. земельным участком площадью (иные данные) квадратных метров, с кадастровым номером (№), расположенным по адресу (адрес) необходимым для эксплуатации индивидуального жилого дома площадью (иные данные) квадратных метров, расположенного (адрес)
За Федоровой А.Г. признано право собственности на самовольное строение – жилой дом общей площадью (иные данные) кв.м., в том числе жилой площадью (иные данные) кв. метров расположенный (адрес)
Решение суда вступило в законную силу.
На основании решения (иные данные) от (дата) установлен факт постоянного проживания Ф.В.П. и Федоровой А.Г. по адресу: (адрес) период чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории городского округа «(адрес)» в (дата).
Ф.В.П. и Федорова А.Г. признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории городского округа «(адрес)» в (дата).
Согласно указанному решению Ф.В.П. и Федорова А.Г., являющиеся супругами, с (дата) зарегистрированы в (иные данные) № (№) дома № (№) по (адрес), собственником которой являются истец Федорова А.Г. и ее дочь Ф.О.В. по (иные данные) доли каждый. В указанной квартире также зарегистрированы дети истцов: Ф.О.В. и Ф.Н.В.
Из пояснений истцов усматривается, что спорное домовладение (№) по (адрес) в (адрес) ими было приобретено в (дата), однако, оформить право собственности они не смогли в связи с отсутствием у прежнего собственника правоустанавливающих документов на земельный участок и жилой дом. В (дата) дом был уничтожен пожаром, в (дата) они построили новый дом, в котором вместе постоянно проживают, обрабатывают земельный участок, производят сельскохозяйственные посадки, собирают урожай. На земельном участке была построена теплица, баня.
В связи с тем, что разрешения на постройку нового дома у истцов не было, дом являлся самовольной постройкой.
Вступившим в законную силу решением (иные данные) от (дата) был установлен факт владения и пользования Федоровой А.Г. спорным земельным участком занимаемым индивидуальным жилым домом (№) по (адрес) (адрес) и признано право собственности на самовольное строение – жилой (адрес).
Вышеуказанным решением суда установлено, что истцы с (дата), после приобретения дома и его постройки после пожара, добросовестно, открыто владеют и пользуются им, оплачивают коммунальные платежи, пользуются земельным участком на котором построено домовладение.
Решение суда вступило в законную силу.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вышеуказанные решения суда имеют преюдициальное значение для суда рассматривающего настоящее гражданское дело.
Таким образом, домовладение по вышеуказанному адресу принадлежит на праве собственности Федоровой А.Г.
В соответствии со ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как установлено выше, Федорова А.Г. является собственником жилого дома (адрес), на дату объявления чрезвычайной ситуации – (дата) проживала в указанном доме, владела и пользовалась им, что подтверждается решениями (иные данные) от (дата) и от (дата) года, на что имеется указание выше.
С учетом изложенного, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, признавая их достаточными и достоверными, суд приходит к выводу о том, что истица на дату объявления чрезвычайной ситуации (дата) владела и пользовалась домом (адрес).
(дата) (иные данные) М.В.П. утверждено постановление № 3372-па «О внесении изменений в постановление администрации (адрес) от (дата) № 3143-па «Об определении границ зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа «(адрес)», которым в приложении к постановлению определены границы зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «(адрес)» указано, что дом (адрес) затоплен до (иные данные) метра.
Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (№) от (дата) года, составленного межведомственной комиссией по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных домов с количеством квартир не более четырех, жилой дом (адрес) не пригоден для проживания, необходим ремонт для восстановления эксплуатационных характеристик здания.
Из справки, выданной (дата) КГКУ «Центр социальной поддержки населения по (адрес)» за (№) следует, что Федорова А.Г. (дата) обратилась в отдел социальной поддержки по (адрес) за предоставлением мер поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края № 347 от 21.10.2013 «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июля 2012 г.» № 205- пр.
При обращении были предоставлены следующие документы: заключение межведомственной комиссии (№) от (дата) (акт обследования (№) от (№)) в соответствии с которым жилой дом расположенный по адресу: (адрес), не пригоден для проживания, необходим ремонт для восстановления эксплуатационных характеристик здания; свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом общей площадью (иные данные) кв.м., расположенный по адресу: (адрес) от (дата)г. на Федорову А. Г. ((№));
В целях предоставления мер поддержки статус граждан, претендующих на них, определяется на дату возникновения ЧС (по (адрес) дата объявления ЧС - (дата)).
На момент затопления заявительница - Федорова А.Г. не являлась собственником указанного дома, вследствие чего, у нее отсутствуют основания для обращения за указанными мерами поддержки.
Федоровой А.Г. рекомендовано обратиться с исковым заявлением в суд о признании за ней права на предоставление мер социальной поддержки в качестве собственника утраченного жилого помещения, обосновывая свои требования фактическим владением и пользованием жилым домом на основании договора до затопления, с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", в связи с крупномасштабным наводнением на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации в части 2 пункта «г» постановлено: Правительству Российской Федерации до 30 сентября 2013 г. принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 «О федеральной целевой программе жилище» на 2011-2015 годы» (с изменениями внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 года №923) предоставление мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. Реализация указанных мер будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов. Порядок предоставления указанных межбюджетных трансфертов приведен в приложении № П.1.».
Согласно п.6 указанного приложения, трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Правительством Хабаровского края принято постановление от 21 октября 2013 г. № 347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр», которым определен Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., и являющихся собственниками утраченных жилых помещений, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г. (Приложения 15-17 Постановления)
Как установлено выше, на момент обращения Федоровой А.Г. в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по (адрес)», последняя владела и пользовалась жилым домом (адрес) на дату объявления чрезвычайной ситуации – (дата) года.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что истица имеет право на получение социальной поддержки как собственник утраченного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес).
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░)», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – (░░░░) ░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░).
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░