Дело № 2-2927/18 Мотивированное решение составлено 13 июня 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2018 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Земцовой Е.А.,
при секретаре Коледовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каргиной Н.С. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в *** о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Истец Каргина Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в *** о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера. В обоснование заявленных требований указала, что она имеет *** пенсию, обратилась к ответчику с заявлением для оформления страховой части пенсии, однако ей было отказано. Решением комиссии не были учтены периоды работы в *** с *** по ***, т.к. печать, поставленная в трудовой книжке, заверяющая запись при увольнении, не читается. В *** периоды с *** по ***, так как в личном деле отсутствуют срочные трудовые договора. Считает отказ Пенсионного фонда неправомерным, просит включить в страховой стаж период работы в *** с *** по ***, включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы в *** с *** по ***.
Истец Каргина Н.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в *** по доверенности Гапоненко О.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что спорные периоды обоснованно не включены в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку период работы с ***. в *** не принят к зачету в страховой стаж, так как печать, заверяющая запись при увольнении, не читается. В представленных архивных справках отсутствуют: ***. и сведения о полном переименовании (реорганизации) учреждения. Период работы с *** в «***» не принят к зачету в страховой стаж в льготном исчислении (год за полтора), а исчислен в календарном порядке, так как не представлены сведения о заключении срочного трудового договора. Кроме того, обращает внимание суда, на то, что справка *** от *** №***, на которую ссылается истица в исковом заявлении, в Управление при рассмотрении вопроса о назначении пенсии не предоставлялась. Полагает, что оснований для включения спорных периодов в страховой стаж истца и стаж работы в РКС не имеется. Просит в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определены условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, названных в данном законе.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, регулирующими спорные отношения нормами установлено, что лица, проходившие службу, и получающие пенсию по выслуге лет, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости за исключением ее базовой части на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Тем самым законодательно установлен правовой механизм, гарантирующий указанной категории пенсионеров получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных ими в период трудовой деятельности страховых взносов.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" под страховым стажем, с учетом которого определяется право на страховую пенсию является суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно пункту 6 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Частью 1 статьи 13 названного Федерального закона предусмотрено, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом (ч.4 ст.13 Федерального закона № 400-ФЗ).
Исходя из системного анализа приведенных норм права, при исчислении страхового стажа включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела Каргина Н.С., является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Реализуя свое право на получение страховой части пенсии по старости, *** Каргина Н.С. обратился в ГУ – УПФ РФ в *** с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФ РФ в *** отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует требуемый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу было отказано в зачете в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера для назначения страховой пенсии по старости: периоды работы по трудовой книжке серии ***, с ***. по ***. в ***, т.к. печать, заверяющая запись при увольнении, не читается. В представленных архивных справках отсутствуют: *** и сведения о полном переименовании (реорганизации) учреждения. Период работы с ***. в «***» не принят к зачету в страховой стаж в льготном исчислении (год за полтора), а исчислен в календарном порядке, так как не представлены сведения о заключении срочного трудового договора.
При этом, согласно расчету пенсионного органа, страховой стаж истца составил ***, при требуемом - не менее 20 лет; с учетом части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ (с учетом льготного исчисления периодов, засчитываемых в трудовой стаж) - ***. Стаж работы в районах Крайнего Севера - ***, при требуемом не менее 15 календарных лет.
В судебном заседании истец пояснила, что в спорные периоды она работала полный рабочий день, ей ежемесячно выплачивалась заработная плата, записи о ее приеме на работу и об увольнении внесены в ее трудовую книжку.
Действительно трудовой книжкой истца, подлинник которой обозревался в судебном заседании, подтверждено, что ***. Каргина Н.С. была принята на работу в *** на должность *** и уволена ***. по собственному желанию. Указанные записи внесены на основании приказа №*** от ***. и приказа №*** от ***
*** была принята на работу в *** на должность *** и уволена ***. в связи с переводом. Указанные записи внесены на основании приказа №*** от *** и приказа №*** от ***.
Согласно архивной справке Архивной службы *** в приказах *** имеются сведения о работе Каргиной Н.С. с ***. по *** в *** (приказ о приеме на работу №*** от *** и приказ об увольнении №*** от ***.). Сведений о переименовании (реорганизации) *** не располагает.
Согласно справке *** от *** Каргина Н.С. работала полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели в районе Крайнего Севера в «***» (ГУ «***») в должности согласно штатному расписанию: «***» с *** (приказ от *** №***). Переведена на должность «***» (приказ от *** №*** приложение 2 (так в деле). Уволена: ***. (п.1.1 приказа от ***. №***), в связи с переводом в *** по согласованию между руководителями, пункт 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР.
В силу ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года N 225, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
В судебном заседании представитель ответчика указанные записи в трудовой книжке истца не оспаривала.
Учитывая, что Каргина Н.С. является добросовестным участником гражданских правоотношений, а действия работодателя по заполнению трудовых книжек не должны ущемлять законно возникшие права граждан на пенсию, тот факт, что в трудовой книжке истца печать, заверяющая запись об увольнении, не читается, не может служить основанием для лишения Каргиной Н.С. права на включение в страховой стаж, поскольку фактическое осуществление трудовой деятельности в данные периоды это не опровергает.
Также суд считает необходимым включить спорный период работы истца с *** по *** в «***» в стаж работы в районах Крайнего Севера, по следующим основаниям.
Исключая из стажа работы в районах Крайнего Севера истца данный период, комиссия пенсионного органа исходила из того обстоятельства, что стаж в льготном исчислении (год за полтора) может быть исчислен, если будут представлены сведения о заключении срочного трудового договора.
Между тем, суд не может согласиться с данными доводами пенсионного органа по следующим основаниям.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Аналогичный порядок исчисления страхового стажа определен пунктом 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015.
Таким образом, лицо, обратившееся за назначением страховой пенсии, при исчислении страхового стажа имеет право выбора варианта учета периодов работы или иной деятельности, имевших место до 01.01.2015: либо в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 400-ФЗ; либо в порядке, установленном законодательством в период выполнения работы и иной деятельности.
Абзацем 2 пункта 58 названных Правил установлено, что при отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию в определенные периоды трудовой деятельности может применяться следующее законодательство: в период до 01.01.1992 – Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях»; в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 – Закон РФ от 20.11.1992 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 – Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 Разъяснения N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Минтруда России от 17.10.2003 N 70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера подпунктом "д" пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, предоставлялось право выхода на пенсию: мужчинам - по достижению 55 лет при общем трудовом стаже работы не менее 25 лет и женщинам - по достижению 50 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, если они проработали в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
Данное Положение, действовавшее в период работы истицы в ***, утратило силу с *** в связи с принятием Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На момент прекращения действия указанного Положения истица не выработала необходимый специальный трудовой стаж, следовательно, право на досрочное назначение пенсии по ранее действовавшему законодательству у истицы не возникло.
Учитывая изложенное, исчисление стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные периоды работы истца подлежат включению в страховой стаж работы и в стаж работы в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каргиной Н.С. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в *** о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в *** включить в страховой стаж периоды работы Каргиной Н.С. в *** с *** по ***, включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период работ в «***» с *** по ***.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья Е.А. Земцова