Дело № 2а-363/2021
УИД44RS0013-01-2021-000714-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2021 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе
председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Львовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании бездействия, выразившегося в неисполнении полномочий в сфере дорожной деятельности, незаконным и возложении обязанности привести автомобильную дорогу «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» в соответствии с требованиями ГОСТ,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании бездействия, выразившегося в неисполнении полномочий в сфере дорожной деятельности, незаконным и возложении обязанности привести автомобильную дорогу «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным № 34-216 ОП МП 34-66, 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км, в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1120-ст в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования прокурор Красносельского района Костромской области обосновывал тем, что прокуратурой Красносельского района на основании коллективного обращения жителей <данные изъяты> проведена проверка исполнения администрацией Красносельского муниципального района Костромской области возложенных на нее полномочий при решении вопросов местного значения, в части организации транспортного обслуживания жителей <данные изъяты> Красносельского муниципального района.
Осуществление ремонта и содержание подъездов к населенным пунктам, находящимся в границах района, в виде автомобильных дорог общего пользования, относится к полномочиям (компетенции) администрации Красносельского муниципального района в силу ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 7 Устава Красносельского муниципального района Костромской области, принятого решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области № 652 от 25.02.2021 года.
В ходе проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ был выявлен факт непринятия администрацией Красносельского муниципального района, как собственником, надлежащих мер по поддержанию автомобильной дороги «подъезд к н.п. <данные изъяты>» в нормативном состоянии. Установлено, что автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным №, <данные изъяты> категории, протяженностью <данные изъяты> км, включена в Перечень автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельский муниципальный район Костромской области, утвержденный постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Красносельского муниципального района внесено представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора района в части приведения дорожного покрытия автомобильной дороги «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» в нормативное состояние не исполнены.
Факты ненадлежащего содержания указанной автомобильной дороги нашли свое подтверждение также в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в августе текущего года на основании коллективного обращения жителей д<данные изъяты>.
В ходе обследования проезжей части автомобильной дороги ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение требований «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (п.5.2.4), ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1120-ст (п.6.1), проезжая часть дороги имеет дефекты в виде просадок, зарастания проезжей части и обочин травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, что препятствует свободному доступу к населенному пункту, а также создает угрозу жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
По информации администрации Красносельского муниципального района (от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №) соглашения о передаче полномочий по текущему содержанию и ремонту указанной автомобильной дороги между администрацией Красносельского муниципального района и администрацией Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района на 2020 и 2021 годы не заключались.
Ремонт автомобильной дороги в 2020 и 2021 годах не проводился.
По информации администрации Прискоковского сельского поселения численность зарегистрированного по месту жительства населения составляет 10 человек, фактически проживает 1 человек.
Вместе с тем, к населению муниципального образования, обеспечивать жизнедеятельность которого призваны органы местного самоуправления, относятся лица, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, имеющие соответствующую регистрацию. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Определениях от 06.11.1998 № 151-0 и от 27.05.2004 № 180-О, именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность как члена муниципального сообщества к вопросам местного значения.
Таким образом, при наличии граждан, постоянно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в <данные изъяты>, органы местного самоуправления не могут быть освобождены от обязанности обеспечивать их жизнедеятельность, как бы ни мала была их численность.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - Закон), прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Согласно п. 3 ст. 35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Касаткина М.А.. административный иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика-администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н.В.. требования административного истца признала частично, пояснив, что возражений относительно возложения обязанности по приведению спорной дороги в нормативное состояние административный ответчик не имеет. Однако они не согласны со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку необходимо изыскать в бюджете средства на проведение работ и выполнить их к данному сроку не успеют, поэтому будут вынуждены обращаться с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Заинтересованные лица по делу - администрация Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, ОГИБДД Отд МВД России по Красносельскому району Костромской области, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, просят рассмотреть дело в их отсутствие, требования прокурора поддерживают.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с п.5,6,7,12,18 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. 01.07.2021 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района и др.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Красносельского муниципального района Костромской области, принятого решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области №652 от 25.02.2021 года указано, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 50 ч. 1 п. 1 Федерального закона №131-Ф3 в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии с п.1, п.6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2021) (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч.10 ст.6 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 названного Федерального закона полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В силу ч.3 ст. 15 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей (ч.1 ст. 18 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности).
Таким образом, осуществление ремонта и содержание подъездов к населенным пунктам, находящимся в границах района, в виде автомобильных дорог общего пользования относится к полномочиям администрации Красносельского муниципального района.
На основании ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 02.07.2021) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Красносельского района на основании коллективного обращения жителей <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения администрацией Красносельского муниципального района Костромской области возложенных на нее полномочий при решении вопросов местного значения, в части организации транспортного обслуживания жителей <данные изъяты> Красносельского муниципального района.
Проверкой установлено, что постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельский муниципальный район <адрес>, в число которых входит автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным №, 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км (л.д.<данные изъяты>).
По информации, представленной администрацией Красносельского муниципального района Косторомской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным №, является муниципальной собственностью Красносельского муниципального района Костромской области и числится в Казне муниципального района. Данная автомобильная дорога на кадастровом учете не состоит, регистрация права не проводилась ( л.д<данные изъяты>
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ за №-в, правообладателем - автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным № №, 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км, является Муниципальное образование Красносельский муниципальный район Костромской области (казна).
Указанная автомобильная дорога включена в реестр муниципального имущества Красносельского муниципального района Костромской области на основании постановления губернатора Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № ( л.д.<данные изъяты>).
В ходе обследования проезжей части автомобильной дороги дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным № выявлены дефекты в виде просадок, зарастания проезжей части и обочин травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, что является нарушение требований п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, и п. 6.1 «ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1120-ст.
Несоответствие дорожного полотна автомобильной дороги «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным №, 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км, нормативным требованиям подтверждается представлением прокурора Красносельского района об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.<данные изъяты>), запросом на предоставление сведений по содержанию и ремонту автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ направленного и.о. прокурора Красносельского района в адрес Главы администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района ( л.д.<данные изъяты>), Актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ с привлечением должностного лица - начальника ОГИБДД ОМВД России по Красносельскому району (л.д.<данные изъяты>), фототаблицами (л.д.<данные изъяты>).
Из информации администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ также следует, что соглашения с администрацией Прискоковского сельского поселения на проведение работ по летнему и зимнему содержанию указанной автомобильной дороги на 2020 и 2021 г.г. не заключалось. Автодорога содержалась на средства заключенных муниципальных контрактов на летнее и зимнее содержание. Ремонт автомобильной дороги «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным № №, в 2020 и 2021 г.г. не проводился ( л.д.<данные изъяты>).
Принимая во внимание, что непринятие мер по приведению дорожного полотна в нормативное состояние создает угрозу безопасности дорожного движения, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, пользователей автомобильных дорог, требования прокурора Красносельского района Костромской области являются обоснованными.
Срок, который просит установить прокурор для исполнения данного решения, по мнению суда, является достаточным и соизмеримым.
При этой суд принимает во внимание информацию главы администрации Красносельского муниципального района Х.Н.А.. от ДД.ММ.ГГГГ, направленную в адрес прокурора Красносельского района о том, что в бюджет района 2019 года будут заложены средства на проведение работ по приведению в нормативное состояние автодороги «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>».
В соответствии с ч.3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Административный ответчик административный иск признал частично.
Данное частичное признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, поэтому принимается судом.
При таких обстоятельствах, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ч.3 ст. 157, ст.ст.175, 177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Требования прокурора Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Красносельского муниципального района Костромской области выразившееся в неисполнении полномочий в сфере дорожной деятельности незаконным.
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области привести автомобильную дорогу «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным №, 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км, в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1120-ст в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы (представления) через Красносельский районный суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2021 года