Решение по делу № 2а-363/2021 от 06.09.2021

Дело № 2а-363/2021

УИД44RS0013-01-2021-000714-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2021 года

Красносельский районный суд Костромской области в составе

председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,

при секретаре Львовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании бездействия, выразившегося в неисполнении полномочий в сфере дорожной деятельности, незаконным и возложении обязанности привести автомобильную дорогу «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» в соответствии с требованиями ГОСТ,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании бездействия, выразившегося в неисполнении полномочий в сфере дорожной деятельности, незаконным и возложении обязанности привести автомобильную дорогу «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным № 34-216 ОП МП 34-66, 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км, в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1120-ст в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования прокурор Красносельского района Костромской области обосновывал тем, что прокуратурой Красносельского района на основании коллективного обращения жителей <данные изъяты> проведена проверка исполнения администрацией Красносельского муниципального района Костромской области возложенных на нее полномочий при решении вопросов местного значения, в части организации транспортного обслуживания жителей <данные изъяты> Красносельского муниципального района.

Осуществление ремонта и содержание подъездов к населенным пунктам, находящимся в границах района, в виде автомобильных дорог общего пользования, относится к полномочиям (компетенции) администрации Красносельского муниципального района в силу ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 7 Устава Красносельского муниципального района Костромской области, принятого решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области № 652 от 25.02.2021 года.

В ходе проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ был выявлен факт непринятия администрацией Красносельского муниципального района, как собственником, надлежащих мер по поддержанию автомобильной дороги «подъезд к н.п. <данные изъяты>» в нормативном состоянии. Установлено, что автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным , <данные изъяты> категории, протяженностью <данные изъяты> км, включена в Перечень автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельский муниципальный район Костромской области, утвержденный постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ .

По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Красносельского муниципального района внесено представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора района в части приведения дорожного покрытия автомобильной дороги «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» в нормативное состояние не исполнены.

Факты ненадлежащего содержания указанной автомобильной дороги нашли свое подтверждение также в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в августе текущего года на основании коллективного обращения жителей д<данные изъяты>.

В ходе обследования проезжей части автомобильной дороги ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение требований «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (п.5.2.4), ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1120-ст (п.6.1), проезжая часть дороги имеет дефекты в виде просадок, зарастания проезжей части и обочин травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, что препятствует свободному доступу к населенному пункту, а также создает угрозу жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

По информации администрации Красносельского муниципального района (от ДД.ММ.ГГГГ за исх. ) соглашения о передаче полномочий по текущему содержанию и ремонту указанной автомобильной дороги между администрацией Красносельского муниципального района и администрацией Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района на 2020 и 2021 годы не заключались.

Ремонт автомобильной дороги в 2020 и 2021 годах не проводился.

По информации администрации Прискоковского сельского поселения численность зарегистрированного по месту жительства населения составляет 10 человек, фактически проживает 1 человек.

Вместе с тем, к населению муниципального образования, обеспечивать жизнедеятельность которого призваны органы местного самоуправления, относятся лица, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, имеющие соответствующую регистрацию. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Определениях от 06.11.1998 № 151-0 и от 27.05.2004 № 180-О, именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность как члена муниципального сообщества к вопросам местного значения.

Таким образом, при наличии граждан, постоянно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в <данные изъяты>, органы местного самоуправления не могут быть освобождены от обязанности обеспечивать их жизнедеятельность, как бы ни мала была их численность.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - Закон), прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Согласно п. 3 ст. 35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Касаткина М.А.. административный иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика-администрации Красносельского муниципального района Костромской     области по доверенности Николаева Н.В.. требования административного истца признала частично, пояснив, что возражений относительно возложения обязанности по приведению спорной дороги в нормативное состояние административный ответчик не имеет. Однако они не согласны со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку необходимо изыскать в бюджете средства на проведение работ и выполнить их к данному сроку не успеют, поэтому будут вынуждены обращаться с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Заинтересованные лица по делу - администрация Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, ОГИБДД Отд МВД России по Красносельскому району Костромской области, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, просят рассмотреть дело в их отсутствие, требования прокурора поддерживают.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с п.5,6,7,12,18 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. 01.07.2021 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района и др.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Красносельского муниципального района Костромской области, принятого решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области №652 от 25.02.2021 года указано, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 50 ч. 1 п. 1 Федерального закона №131-Ф3 в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В соответствии с п.1, п.6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2021) (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч.10 ст.6 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 названного Федерального закона полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В силу ч.3 ст. 15 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Ремонт автомобильных дорог осуществляется в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей (ч.1 ст. 18 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности).

Таким образом, осуществление ремонта и содержание подъездов к населенным пунктам, находящимся в границах района, в виде автомобильных дорог общего пользования относится к полномочиям администрации Красносельского муниципального района.

На основании ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 02.07.2021) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Красносельского района на основании коллективного обращения жителей <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения администрацией Красносельского муниципального района Костромской области возложенных на нее полномочий при решении вопросов местного значения, в части организации транспортного обслуживания жителей <данные изъяты> Красносельского муниципального района.

Проверкой установлено, что постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельский муниципальный район <адрес>, в число которых входит автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным , 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км (л.д.<данные изъяты>).

По информации, представленной администрацией Красносельского муниципального района Косторомской области от ДД.ММ.ГГГГ за , автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным , является муниципальной собственностью Красносельского муниципального района Костромской области и числится в Казне муниципального района. Данная автомобильная дорога на кадастровом учете не состоит, регистрация права не проводилась ( л.д<данные изъяты>

Согласно выписки из реестра муниципального имущества Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ за -в, правообладателем - автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным , 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км, является Муниципальное образование Красносельский муниципальный район Костромской области (казна).

Указанная автомобильная дорога включена в реестр муниципального имущества Красносельского муниципального района Костромской области на основании постановления губернатора Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.<данные изъяты>).

В ходе обследования проезжей части автомобильной дороги дорога «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным выявлены дефекты в виде просадок, зарастания проезжей части и обочин травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, что является нарушение требований п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, и п. 6.1 «ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1120-ст.

Несоответствие дорожного полотна автомобильной дороги «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным , 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км, нормативным требованиям подтверждается представлением прокурора Красносельского района об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.<данные изъяты>), запросом на предоставление сведений по содержанию и ремонту автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ направленного и.о. прокурора Красносельского района в адрес Главы администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района ( л.д.<данные изъяты>), Актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ с привлечением должностного лица - начальника ОГИБДД ОМВД России по Красносельскому району (л.д.<данные изъяты>), фототаблицами (л.д.<данные изъяты>).

Из информации администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за исх. также следует, что соглашения с администрацией Прискоковского сельского поселения на проведение работ по летнему и зимнему содержанию указанной автомобильной дороги на 2020 и 2021 г.г. не заключалось. Автодорога содержалась на средства заключенных муниципальных контрактов на летнее и зимнее содержание. Ремонт автомобильной дороги «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным , в 2020 и 2021 г.г. не проводился ( л.д.<данные изъяты>).

Принимая во внимание, что непринятие мер по приведению дорожного полотна в нормативное состояние создает угрозу безопасности дорожного движения, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, пользователей автомобильных дорог, требования прокурора Красносельского района Костромской области являются обоснованными.

Срок, который просит установить прокурор для исполнения данного решения, по мнению суда, является достаточным и соизмеримым.

При этой суд принимает во внимание информацию главы администрации Красносельского муниципального района Х.Н.А.. от ДД.ММ.ГГГГ, направленную в адрес прокурора Красносельского района о том, что в бюджет района 2019 года будут заложены средства на проведение работ по приведению в нормативное состояние автодороги «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>».

В соответствии с ч.3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Административный ответчик административный иск признал частично.

Данное частичное признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, поэтому принимается судом.

При таких обстоятельствах, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ч.3 ст. 157, ст.ст.175, 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

Требования прокурора Красносельского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Красносельского муниципального района Костромской области выразившееся в неисполнении полномочий в сфере дорожной деятельности незаконным.

Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области привести автомобильную дорогу «Подъезд к населенному пункту <данные изъяты>» с идентификационным , 5 категории, протяженностью <данные изъяты> км, в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1120-ст в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы (представления) через Красносельский районный суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2021 года

2а-363/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красносельского района Костромской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц
прокурор Красносельского района КО
Ответчики
администрация Красносельского района КО
Другие
администрация Прискоковского с/поселения
ОГИБДД отд МВД по Красносельскому району КО
Суд
Красносельский районный суд Костромской области
Судья
Сидоров Николай Федорович
Дело на сайте суда
krasnoselsky.kst.sudrf.ru
06.09.2021Регистрация административного искового заявления
06.09.2021Передача материалов судье
07.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2021Судебное заседание
04.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее