Дело № 2-16/2022 года
24RS0029-01-2021-000574-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2022 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием истца Солдатовой С.А.,
представителя истца ФИО1, действующего на основании ходатайства,
при секретаре Кетовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Солдатовой С.А. к Управлению образования, опеки и попечительства администрации Козульского района об оспаривании решения об отказе включения в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включения в данный список,
УСТАНОВИЛ:
Солдатова С.А. обратилась в суд с иском к Управлению образования, опеки и попечительства администрации Козульского района об оспаривании решения об отказе включения в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включения в данный список, требования мотивируя тем, что с 2005 года она проживала по адресу: <адрес> 15 августа 2012 года у неё умерла мама и она осталась на попечении отца, который не работал, употреблял спиртные напитки и её воспитанием не занимался. Он пропил из дома мебель, разобрал и сжег полы, окна в квартире были разбиты, протекала крыша. С 17 февраля 2017 года она ушла проживать к своей тёте. Решением Козульского районного суда от 13 ноября 2017 года отец был лишен родительских прав в отношении неё. Указанным решением суда истец была передана органу опеки и попечительства администрации Козульского района. Она ходила в квартиру, где ранее проживала, отца там не было, квартира полностью разрушена, полов, и печки не было, её вещей не было. При обращении в органы опеки и попечительства ей объяснили, что поставят на учет для получения жилья. Из органов опеки ей не звонили, и она не знала, состоит ли на учете на получение жилья. 06 октября 2020 года истец обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила включить её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В указанном заявлении ею был указан адрес для связи с ней и номер телефона, местом регистрации был указан адрес бывшей квартиры. Затем истец поступила учиться в техникум в г.Ачинске, где зарегистрировалась на срок её проживания и обучения. В июне 2021 года истец приехала в п.Козулька и выписалась из бывшей квартиры, в августе 2021 года по возвращению в п.Козулька она пошла по адресу бывшей квартиры и нашла письмо, это был ответ ответчика на её заявление, с отказом в постановке на учет для внесения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Истец считает, что ответчик, отказывая ей в правах на предоставление жилого помещения, нарушает закон.
Истец Солдатова С.А. в судебном заседании требования иска поддержала в полном объёме, обосновывая изложенными в нем основаниями.
Представитель истца ФИО1, действующий на основании ходатайства, в судебном заседании требования иска поддержал в полном объёме, по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района в судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление указала, что 06.10.2020 года в управление образования, опеки и попечительства администрации района (далее управление образования) поступило заявление Солдатовой С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (19 полных лет) о постановке на учёт как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. 14.10.2020 года исх. № 2076 Солдатовой С.А. по указанным в заявлении адресам был направлен подробный ответ. Ответ был направлен по двум адресам почтовой связью, на адрес <адрес> - заказным письмом. Согласно отслеживанию почтовых отправлений, данное письмо было вручено адресату 20 октября 2020 года.
Таким образом, утверждение истицы о несвоевременном получении ответа управления образования об отказе Солдатовой С.А. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения является недостоверным.
В настоящее время Солдатова С.А. является совершеннолетней (20 полных лет). Согласия собственнику жилья на ремонт данного помещения и дальнейшее в нём проживание Солдатова С.А. не давала. Согласно исковому заявлению истица в июне 2021 года снялась с регистрационного учёта по адресу <адрес>. Выписавшись из указанного жилого помещения она по собственной инициативе ухудшила свои жилищные условия.
После ухудшения своих жилищных условий Солдатова С.А. в управление образования с заявлением о постановке на учёт как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьёй 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961"О защите прав ребенка» не обращалась и предусмотренные законом подтверждающие документы не предоставляла. Указанное заявление и документы подаются в уполномоченный орган местного самоуправления по месту регистрации лица. Просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме, дело рассмотреть в отсутствие представителя управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района.
Третье лицо администрация Козульского района Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно, в отзыве на исковое заявление указали, что до лишения родительских прав отца истца - ФИО6, между администрацией Козульского района и Солдатовым А.Н. 16.12.2005 был заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
Согласно условий данного договора вместе с ФИО6 в данную квартиру вселялись ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Солдатова С.А..
Ввиду того, что фактически наниматели указанным жильем не пользовалась, и в нем не проживали, это приводило к ухудшению состояния жилого помещения. Для недопущения разрушения жилого помещения, а также ухудшения положения Солдатовой С.А., администрация Козульского района в 2020 году обратилась в Козульский районный суд. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ФИО3, ФИО7, ФИО5, были признаны утратившими право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>. Также данное решение стало основанием для снятия указанных граждан с регистрационного учета.
Таким образом, ФИО4 не утрачивала право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 82 Жилищного кодекса Российской Федерации «Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя».
Несмотря на положения вышеуказанной статьи, свое право на пользование жилым помещением, расположенным по адресу <адрес> ФИО4 до настоящего времени не реализовала. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Третье лицо администрация поселка Козулька Козульского района Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Третье лицо Министерство образования Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено и следует из материалов дела, Солдатова С.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав, что подтверждается свидетельством и смерти и решением суда от 25.01.2021г., с 05.07.2008г. по 22.06.2021г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> что также подтверждается отметкой о её регистрации в паспорте гражданина Российской Федерации. С 24.10.2020г. по 30.06.2023г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.
06.10.2020г. истец обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила включить её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако ответчиком в постановке на учет было отказано, в связи с тем, что истец является членом семьи нанимателя, жилое помещение, не признано невозможным для проживания.
Из сообщения Управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района следует, что поскольку Солдатова С.А. значится в договоре найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является членом семьи нанимателя и имеет право пользования данным жилым помещением, жилое помещение за ней не закреплялось. Поэтому управление образования, опеки и попечительства проекты постановлений о признании Солдатовой С.А. оставшейся без попечения родителей закреплении за ней жилого помещения не готовило и администрацией района данные постановления не принимались.
Согласно договору социального найма от 16.12.2005г. заключенного между администрацией Козульского района и ФИО6 последнему предоставлено для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в данное жилое помещение, как член семьи нанимателя, вселена в том числе, истец Солдатова С.А.
Также судом установлено, что истец при обращении с заявлением к ответчику о включении её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями была зарегистрирована в квартире по адресу <адрес>, в которую была вселена в качестве члена семьи нанимателя, в связи, с чем управление образования опеки и попечительства администрации Козульского района правомерно отказали ей в постановке на учет, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые, в том числе, не являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Доводы истца о том, что жилое помещение, в котором она ранее проживала и была зарегистрирована, не пригоден для проживания, суд отклоняет.
Так, согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года.
Согласно п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Солдатова С.А. не обращалась в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания. В июне 2021 года снявшись с регистрационного учета по адресу: пгт.Козулька, <адрес>, она по собственной инициативе ухудшила свои жилищные условия, в настоящее время истец не лишена возможности обратиться к ответчику с заявлением о постановке на учет как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку данные требования носят заявительный характер.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Солдатовой С.А. к Управлению образования, опеки и попечительства администрации Козульского района об оспаривании решения об отказе включения в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включения в данный список, следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Солдатовой С.А. к Управлению образования опеки и попечительства администрации Козульского района об оспаривании решения об отказе включения в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями от 14.10.2020г., возложении обязанности включения в данный список оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено: 17.02.2022