РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
17 октября 2022 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Ковалёвой А.В., при ведении протокола помощником Горчица О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2104/2022 (УИД 38RS0001-01-2022-000298-44) по иску Молчанова Александра Алексеевича к администрации Ангарского городского округа о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество,
руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
решил:
исковые требования Молчанова Александра Алексеевича к администрации Ангарского городского округа о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество, удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ФИО3, умершего **, квартиру по адресу: ....
Признать за Молчановым Александром Алексеевичем право собственности в порядке наследования на квартиру по адресу: ..., оставшуюся после смерти ФИО3, умершего **.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Ковалёва
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2022 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Ковалёвой А.В., при ведении протокола помощником Горчица О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2104/2022 (УИД 38RS0001-01-2022-000298-44) по иску Молчанова Александра Алексеевича к администрации Ангарского городского округа о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
Молчанов Александр Алексеевич обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что является сыном ФИО3, умершего **. ФИО3 был нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: .... Ордер был выдан на имя ФИО9 (№ от **), состав семьи: ФИО3 (муж), ФИО4 (сын), который умер **, ФИО7 (мать), которая умерла **. Собрав необходимый пакет документов ФИО3, сдал документы на приватизацию, но во время рассмотрения заявления умер. На основании вышеизложенного просит, включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО3, умершего **. жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: ..., признать за ним право собственности в порядке наследования.
В судебное заседание истец Молчанов Александр Алексеевич не явилась, извещен надлежащим образом.
Представитель администрации Ангарского городского округа по доверенности Кисиль Е.Г., направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, пояснения по иску.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
Право на наследование, гарантированное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определенном гражданским законодательством.
Судом установлено и следует из материалов дела, что умершая ФИО9 являлась нанимателем квартиры по адресу: ...) на основании ордера №, ФИО11 от **. В состав семьи входили: ФИО3 (муж), ФИО4 (сын), ФИО7 (мать).
** умер ФИО4, что подтверждается свидетельством о смерти серии № №, выданным отделом по Ангарскому району и г. Ангарску в управлении государственной регистрации службы записи актов гражданского состояния Иркутской области.
** умерла ФИО7, что подтверждается свидетельством о смерти серии № №, выданным отделом по Ангарскому району и г. Ангарску в управлении службы ЗАГС Иркутской области.
Из заявления от ** следует, что Молчанов Александр Алексеевич, действуя в интересах ФИО3 на основании доверенности обратился в КУМИ администрации Ангарского городского округа с заявлением, в котором просил заключить договор о передачи в собственность граждан жилого помещения в порядке приватизации по адресу: ....
** ФИО3 умер, истец приходится сыном умершего, данный факт подтверждается материалами дела.
29 июля 2019 года в адрес ФИО3 было направлено письмо об отказе в заключении договора на основании п. 2.9 Регламента (не представление документов).
При этом, Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не содержит подобных оснований для отказа в приватизации жилого помещения.
Указанный ответ мог быть обжалован ФИО3 в порядке статей 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав.
Однако, ** до истечения указанного срока он умер.
Из представленных материалов дела следует, что оставшимся в живых родственником ФИО3 являются сын – Молчанов Александр Алексеевич.
Из материалов наследственного дела № от ** следует, что ** Молчанов Александр Алексеевич обратился к нотариусу Ангарского нотариального округа ФИО10 с заявлением о принятии наследства на все имущество, принадлежащее умершему на день смерти.
Как предусмотрено статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьей 7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения данного дела, является установление факта подачи наследодателем в установленном порядке в уполномоченный орган заявления о приватизации занимаемого им по договору социального найма жилого помещения вместе с необходимыми документами, а также того, что данное заявление не было им отозвано.
Само по себе желание гражданина приватизировать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, в отсутствие с его стороны обязательных действий (обращение при жизни лично или через представителя с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган) в силу положений статей 2, 7, 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и разъяснений по их применению, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8, не может служить правовым основанием для включения жилого помещения после смерти гражданина в наследственную массу и признания за наследником права собственности на это жилое помещение.
Из материалов дела следует, что при жизни ФИО3 в лице своего представителя обращался в Администрацию Ангарского городского округа с заявлением о передаче ему в собственность жилого помещения в порядке приватизации, то есть выразил волю на приватизацию занимаемого им жилого помещения.
При этом, отказ в приватизации, выраженный администрацией в ответе от 29 июля 2019 года № 5205 противоречит Закону Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», является незаконным и не содержит правовых оснований установленных действующим законодательством.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что ФИО3 умер до истечения срока для обжалования вышеуказанного решения, суд приходит к выводу о том, что приватизация спорного жилого помещения не была завершена по независящим от сторон обстоятельствам.
При указанных обстоятельствах, исходя из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимым условием для включения жилого помещения в наследственную массу является подтверждение волеизъявления наследодателя, направленного на приватизацию занимаемого им жилого помещения.
При жизни ФИО3 подал заявление на приватизацию спорной квартиры, приложив к нему все необходимые документы.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
решил:
исковые требования Молчанова Александра Алексеевича к администрации Ангарского городского округа о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество, удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ФИО3, умершего **, квартиру по адресу: ....
Признать за Молчановым Александром Алексеевичем право собственности в порядке наследования на квартиру по адресу: ..., оставшуюся после смерти ФИО3, умершего **.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Ковалёва
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2022 года.