Судья: Иванов С.В. Дело № 33-13551
Докладчик: Гребенщикова О.А. № 2-386/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 декабря 2019 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего Шагаровой Т.В.,
судей Гребенщиковой О.А., Латушкиной Е.В.,
при секретаре Куцых Ю.А.,
с участием прокурора Самохиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гребенщиковой О.А. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района – Голошумовой Е.А., действующей на основании доверенности от 05 марта 2019 года сроком 1 (один) год, на решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 10 октября 2019 года по делу по иску прокурора Крапивинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района о понуждении к выполнению требований законодательства, регулирующего организацию ритуальных услуг,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Крапивинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района о понуждении к выполнению требований законодательства, регулирующего организацию ритуальных услуг.
Требования мотивированы тем, что при проверке соблюдения органами местного самоуправления законодательства при реализации полномочий по организации ритуальных услуг, были выявлены нарушения законодательства администрацией Мельковского сельского поселения.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», Закона Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями», полагает, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям без участия в них местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как органам местного самоуправления не предоставлено право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Присвоение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю не может рассматриваться как создание органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В ходе прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению, проведенной в октябре 2017 года, установлено, что администрацией Мельковского сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не определен. Прокуратурой района по результатам проверки 16.10.2017 в адрес главы Мельковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона. Доводы, изложенные в представлении, признаны обоснованными, однако, до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией Мельковского сельского поселения не создана, соответственно, порядок ее деятельности не определен.
Указывает, что присвоение администрацией поселения коммерческой организации (индивидуальному предпринимателю) статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
С учетом уточненных исковых требований просил обязать администрацию Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, принять нормативно-правовой акт, определяющий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Решением Крапивинского районного суда Кемеровской области от 10 октября 2019 года исковые требования прокурора Крапивинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в полном объеме. Суд обязал администрацию Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, а также принять нормативно-правовой акт, определяющий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела с установлением ответчику срока для исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района Голошумова Е.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленного при нарушении судом норм материального права.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указывает, что органы местного самоуправления при осуществлении возложенных на них полномочий по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в том числе путем создания специализированных организаций, не вправе допускать конкуренции, свободы доступа на рынок ритуальных услуг иных хозяйствующих субъектов, совмещать функции хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления.
Между тем, администрацией Мельковского сельского поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению. В частности, на территории Мельковского сельского поселения на конкурсной основе в соответствии с законодательством о закупках услуг для муниципальных нужд определена специализированная служба похоронного дела. По итогам открытого конкурса 06.06.2018 между администрацией Мельковского сельского поселения и ИП Денк Н.П. заключен договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Мельковского сельского поселения.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель Мельковского сельского поселения, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается данными почтового уведомления о вручении судебного извещения ДД.ММ.ГГГГ. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Мельковского сельского поселения, извещённого о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Самохину М.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным и возражавщую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная
не находит оснований для его отмены в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в октябре 2017 года прокуратурой Крапивинского района Кемеровской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению, по результатам которой установлено, что администрацией Мельковского сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не определен.
16.10.2017 прокуратурой района по результатам проверки в адрес главы Мельковского сельского поселения Крапивинского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 6-11).
Из ответа главы поселения в адрес прокурора от 20.11.2017 №200 следует, что доводы, изложенные в представлении, признаны обоснованными. В связи с отсутствием финансовой возможности создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения, принято решение по созданию соответствующей службы путем наделения хозяйствующего субъекта статусом специализированной службы на конкурсной основе (л. д. 12).
Из материалов дела следует, что на территории поселения утвержден Порядок проведения открытого конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела, в соответствии с которым по итогам открытого конкурса 06.06.2018 между администрацией Мельковского сельского поселения (заказчик) и ИП Денк Н.П. (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Мельковского сельского поселения с (л. д. 25-26). Согласно п. 1.1. договора исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Мельковского сельского поселения, и обязуется осуществлять захоронения и оказывать ритуальные услуги, включая предусмотренный законом гарантированный перечень услуг.
Установлено и не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией Мельковского сельского поселения не создана, порядок ее деятельности не определен, что подтверждается информацией, предоставленной главой Крапивинского муниципального района в адрес прокурора района в сообщении от 02.09.2019 №1930 (л. д. 13).
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не созданы условия для реализации лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированного перечня услуг по погребению, оказываемого на безвозмездной основе, поскольку для реализации такого права на территории Мельковского сельского поселения Крапивинского района не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам закона.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (п. 17 ч. 1 ст. 15).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 01.01.2016 и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (п. 2.1.4).
Статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со ст. ст. 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (пп. 9 п. 1пп. 9 п. 1, п. 1.1).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (ст. 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (п. п. 1, 2 ст. 25, ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 3 8-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (п. 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (ст. 12 Закона).
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).
Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы; согласно п. 2.1.3 ГОСТ 32609-2014 - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений ст. ст. 9 и 10 указанного Закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 3).
В силу положений ст. 10 указанного Закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 этого закона.
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории городского округа мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ к ведению городского округа вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (ст. 9 приведенного Закона).
Из анализа приведенных положений законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что федеральный законодатель предусмотрел создание в городском округе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
При таком положении ссылка ответчика на то, что выполнением функций специализированной службы может быть наделен любой хозяйствующий субъект, является ошибочной, а довод об отсутствии необходимости в создании такой службы - несостоятельным.
Более того, установлено и не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией Мельковского сельского поселения не создана, порядок ее деятельности не определен, что подтверждается информацией, предоставленной главой Крапивинского муниципального района в адрес прокурора района в сообщении от 02.09.2019 №1930.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы, действующей на территории Мельковского сельского поселения, нарушает права жителей поселения. Обязанность организации такой службы органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 10 октября 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу - представителя администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района – Голошумовой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Т.В. Шагарова
Судьи: О.А. Гребенщикова
Е.В. Латушкина