Дело №2-3458/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2017 года г.Смоленск
Промышленный районный суд города Смоленска в составе:
председательствующего судьи Шиловой И.С.,
при секретаре Потапенковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного районного суда г. Смоленска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г.Смоленска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» (далее по тексту – ОГБУЗ «СОПД») с 10.08.1989 года с диагнозом: синдром зависимости от алкоголя начальной степени. 25.04.2012 года снят с учета в связи с отсутствием сведений более 1 года. 26.10.2016 года повторно поставлен на учет с диагнозом: синдром зависимости от алкоголя средней степени. В настоящее время у ФИО1 период стойкой ремиссии по наркологическому заболеванию не отмечался, в связи с чем имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами. ФИО1 08.02.2017 года отделением №1 межрайонного отдела по регистрационной и экзаменационной работе ГИБДД УМВД России по Смоленской области (Дислокация г. Смоленск) выдано водительское удостоверение серия № № на право управления транспортными средствами категории «В», «В1(AS)», «М», которое в настоящее время является действующим. Поскольку у ФИО1 имеются противопоказания к управлению транспортными средствами, поэтому действие права на управление транспортными средствами подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного просит суд прекратить действие права ФИО1 на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шишкова Ю.Е. заявленные требования полностью поддержала. Просит иск удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства. Оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об отложении судебного заседания не имеется.
Представитель третьего лица ОГБУЗ «СОНД» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, состоял под диспансерным наблюдением в ОГБУЗ «СОНД» с 10.08.1989 года по поводу синдрома зависимости от алкоголя. 25.04.2012 года снимался с диспансерного наблюдения в связи с отсутствием объективных сведений о пациенте в течение более 1 года. Повторно оформлен под диспансерное наблюдение 24.10.2016 года после личного обращения к врачу психиатру-наркологу. В 2017 году врача психиатра-нарколога не посещал. Период стойкой ремиссии по наркологическому заболеванию не зарегистрирован. Исходя из вышеизложенного, в связи с наличием у ФИО1 медицинских противопоказаний, в настоящее время управление транспортными средствами ему противопоказано.
Третье лицо УГИБДД УМВД России по Смоленской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, в поступившем в суд письменном ходатайстве, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Не возражал против удовлетворения требований прокурора.
Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в поступившем в суд письменном ходатайстве, просил об отложении дела слушанием, в связи с производственной необходимостью и занятостью на работе в МУП «Смоленск Теплосеть» в течение рабочего дня с 08:00 по 20:00.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об отложении судебного заседания, по следующим основаниям.
Статьей 165 ТК РФ предусмотрены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в числе которых установлен случай предоставления гарантий работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей, перечень которых не является исчерпывающим, может быть расширен, в том числе федеральными законами.
Согласно положению ч.1 ст.170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Несмотря на то, что перечень государственных и общественных обязанностей в ТК РФ не прописан, он определен федеральными законами.
В частности к таким обязанностям относится явка в суд (Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 года №1240 в ред. от 10.07.2017 года «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела»).
Суд установил, что участие работника в судебном заседании в качестве ответчика относится к безусловному основанию для признания причины отсутствия на работе уважительной, поскольку отнесено действующим трудовым законодательством к государственным или общественным обязанностям, которые должны исполняться в рабочее время, в связи с чем работодатель обязан был освободить работника от работы на период участия в судебном заседании и оплачивать работнику время, когда он отсутствует на рабочем месте и не исполняет свои прямые обязанности.
При таких обстоятельствах, с учетом позиции истца, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении дела слушанием, в связи с чем определил в соответствии со ст. 233 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.3 ст.8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной 08.11.1968 года в г.Вене, и обязательной к применению в Российской Федерации, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с п.1 ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности
государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
По смыслу ч.1 ст.23 указанного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в проведении обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и переосвидетельствования водителей транспортных средств.
Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования в силу п.6 названной статьи является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно п.1 ст.23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года №377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно данному Перечню общим медицинским психиатрическим противопоказанием для водителей автомобилей всех категорий является наличие заболевания «алкоголизм» и «наркомания». Данным Перечнем установлено, что лицо при заболеваниях алкоголизмом и наркоманией может быть допущено к управлению управление транспортным средством лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Кроме того, в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года №1604, лицам, страдающим психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по F10 -F16, 18, 19), противопоказано управлять транспортными средствами. К данным видам расстройства относят, в том числе синдром зависимости от алкоголя и наркотических средств.
Из анализа изложенного следует, что обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения дел данной категории, являются: наличие у ответчика водительского удостоверения, срок действия которого не истек, и наличие заболевания, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 08.02.2017 года выдано водительское удостоверение категории «В», «В1(AS)», «М» серии № №, что подтверждается карточкой операций с ВУ (л.д.8).
Прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка соблюдения требований в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, что ФИО1 с 10.08.1989 года состоит на диспансерном учете и под профилактическим наблюдением с диагнозом: синдром зависимости от алкоголя начальной степени. 25.04.2012 года снимался с учета в связи с отсутствием сведений более 1 года. 26.10.2016 года повторно поставлен на учет с диагнозом: синдром зависимости от алкоголя средней степени (л.д.9).
В соответствии с абз.2 п.1 ст.28 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 №377 "О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 года №704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Разделом 2 Инструкции предусмотрено, что снятие больных алкоголизмом с учета в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
При решении вопроса, касающегося допуска к управлению транспортным средством лиц, страдающих алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии. Ремиссией после лечения алкоголизма является воздержание от приема алкоголя, а стойкая ремиссия - это выздоровление. В соответствии с разделом 2 Инструкции для больных хроническим алкоголизмом срок стойкой ремиссии устанавливается 3 года.
Аналогичные положения содержит приказ Министерства здравоохранения РФ N 1034н от 30.12.2015 года об утверждении Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Указанные обстоятельства подтверждены представителем ОГБУЗ «СОНД» в настоящем судебном заседании.
Доказательств того, что ответчик не имеет противопоказаний к водительской деятельности, его состояние здоровья соответствует предъявленным законом требованиям, не представлено.
Таким образом, наличие у ответчика вышеуказанного заболевания препятствует управлению им транспортными средствами, создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, а также возможность причинения ущерба имуществу.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, поэтому указанная деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку в процессе рассмотрения дела факт наличия у ФИО1 медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством нашел свое подтверждение, принимая во внимание, что ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194–198, 233–235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Промышленного районного суда г. Смоленска – удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО1 на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии № № от 08.02.2017 года, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
При наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда, ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему его копии.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.С. Шилова