Дело № 3а-409/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Архангельск 19 июня 2020 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Пукановой А.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казариновой Е.В. о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 187 от 1 августа 2013 г.,
установил:
Казаринова Е.В. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Комиссия) № 187 от 1 августа 2013 г.
В обоснование исковых требований указала, что с 26 декабря 2017 г. является долевым собственником земельного участка с кадастровым № (далее – спорный земельный участок). Кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 27 800 976 рублей и определена по состоянию на 13 августа 2013 г. Полагая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права как налогоплательщика, она 23 декабря 2019 г. обратилась в Архангельский областной суд с иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, однако в судебном заседании 27 января 2020 г. выяснилось, что оспариваемая кадастровая стоимость определена Комиссией на основании заявления предыдущего собственника спорного земельного участка – Казариновой Т.В.. Считает, что отчет об оценке спорного земельного участка, который предоставляла в Комиссию Казаринова Т.В. являлся недостоверным. Определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества должна составлять 12 690 000 рублей, которую просит установить на основании нового отчета об оценке. Кроме того, просит восстановить трехмесячный срок на обращение в суд.
В предварительном судебном заседании представитель административного истца Фомин А.Н. требования поддержал, просил восстановить срок на обращение в суд, который истек 1 ноября 2013 г. Предыдущий собственник спорного земельного участка решение Комиссии не оспаривала, поскольку Комиссия ее заявление удовлетворила.
Административный истец Казаринова Е.В. в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена.
Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Комиссия, заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, администрация муниципального образования «Северодвинск», Казаринова Т.В., ООО «Автоцентр-Север» в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.
По смыслу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №135-ФЗ, Закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (абзац девятый статьи 24.18 Закона).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона. (абзац десятый статьи 24.18 Закона).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзацы одиннадцатый и тринадцатый статьи 24.18 Закона).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (абзац тридцать третий статьи 24.18 Закона).
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости (абзац тридцать пятый статьи 24.18 Закона).
Решения комиссии могут быть оспорены в суде (абзац тридцать шестой статьи 24.18 Закона).
Как видно из материалов дела административный истец на основании договора дарения 2/3 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 18 декабря 2017 г. является правообладателем спорного земельного участка в размере 2/3 доли.
Предыдущим собственником объекта недвижимости являлась Казаринова Т.В.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости в размере 27 800 976 рублей внесены 13 августа 2013 г. на основании акта № 187 от 13 августа 2013 г.
Основанием для внесения вышеуказанных сведений, как следует из материалов дела, послужило решение Комиссии № 187 от 1 августа 2013 г., принятое по заявлению Казариновой Т.В. на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 27 800 976 рублей по состоянию на 5 июля 2012 г., дату государственной кадастровой оценки.
Лицом, которое вправе оспорить решение комиссии в суде (статья 24.18 Закона №135-ФЗ) является лицо, чьи права и обязанности затрагиваются решением комиссии. Применительно к рассматриваемому спору – это заявитель и лицо, обладающее на дату обращения в Комиссию правом собственности на объект недвижимости, то есть Казаринова Т.В. Право обжалования решения Комиссии является неотчуждаемым и при переходе права собственности на объект недвижимости к новому собственнику не передается.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.
Поскольку административный истец Казаринова Е.В. правом на оспаривание решения Комиссии не обладает, административное исковое заявление к производству суда принято ошибочно, то его надлежит оставить без рассмотрения.
Кроме того, истцом избран неверный способ защиты права. Административный истец просит суд установить рыночную стоимость земельного участка в размере 12 690 000 рублей на основании нового отчета об оценке, что не допустимо, поскольку подменять решение Комиссии, устанавливая иную кадастровую стоимость, в рамках избранной процедуры защиты права, суд не вправе.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления.
Рассмотреть повторно заявление административного истца Комиссией невозможно, поскольку в Комиссию оно подавалось иным лицом.
Руководствуясь статьями 196 – 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
административное исковое заявление Казариновой Е.В. о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 187 от 1 августа 2013 г., оставить без рассмотрения.
На определение суда может быть подана частная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения определения через Архангельский областной суд.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин