Решение по делу № 2-1702/2021 от 20.05.2021

Дело № 2-1702/2021

УИД 77RS0021-02-2021-002078-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 21 июня 2021 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Мельниковой С.П.,

при секретаре Калашниковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковой части 56681 в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

военный прокурор 22 военной прокуратуры армии, войсковой части 56681 в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся внеоборудовании здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР (АДРЕС, ЗАТО Сибирский)автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях, возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерациисовершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием вышеуказанных зданий автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

В обоснование заявленных требований военный прокурор указал, что 22 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56681 проведена проверка исполнения требований противопожарного законодательства в войсковой части 52929 (ЗАТО Сибирский, АДРЕС), в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что в зданииказармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Вышеуказанное 5-ти этажное здание предназначается для постоянного (круглосуточного) размещения военнослужащих по призыву, организованного несения внутренней службы суточным нарядом, осуществления административно-хозяйственной деятельности военнослужащими по контракту и гражданским персоналом и согласно техническому паспорту имеет в своем составе спальные, канцелярские и подсобные помещения, кабинеты, холлы, комнаты для гигиены и комнаты отдыха. Ежедневно по рабочим дням посещаемость указанного здания составляет не менее 300 человек, а в выходные, праздничные дни и в ночное время – не менее 150 человек. Вместе с тем с момента введения казармы в эксплуатацию в 1983 году по настоящее время оно автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях не оборудовано. Вышеуказанные здания закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Выявленные нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем эксплуатация рассматриваемых объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель третьего лица ФКУ «Войсковая часть 52929» - Романцова С.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерациив судебное заседание не явился, извещен.

Представитель третьего лица ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в нарушение приказа Министра МЧС России N 323 от ДАТА, которым утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), в здании казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР погенеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР (АДРЕС, ЗАТО Сибирский, по направлению на юго-запад от ориентира трасса Новосибирск-Барнаул, 186-189 км, расположенного за пределами участка, военный городок, 6, строения 1, 2, 3, 4, 5)войсковой части 52929отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Вышеуказанные здании предназначаются для постоянного (круглосуточного) размещения военнослужащих по призыву, организованного несения внутренней службы суточным нарядом, осуществления административно-хозяйственной деятельности военнослужащими по контракту и гражданским персоналом и согласно техническому паспорту имеет в своем составе спальные, канцелярские и подсобные помещения, кабинеты, холлы, комнаты для гигиены и комнаты отдыха. Ежедневно по рабочим дням посещаемость указанного здания составляет не менее 300 человек, в связи с чем эксплуатация рассматриваемого объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску как для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.

В соответствии с абзацем 4 статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основу законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности, определяющего основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающего общие требования пожарной безопасности к объектами защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения составляет Федеральный закон от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), что следует из части 1 статьи 1 названного Федерального закона.

Пунктами 2 и 3 статьи 4 Технического регламента определено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Частью 4 статьи 4 Технического регламента предусмотрено, что в случае если положениями Технического регламента (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Технического регламента) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Технического регламента применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Исходя из положений статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

В развитие положений Закона о пожарной безопасности и Технического регламента в рамках предоставленных дискреционных полномочий приказом министра МЧС России от 18.06.2003 N 315 утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).

Также в рамках дискреционных полномочий министром МЧС России издан приказ от 20.06.2003 N 323, которым утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).

Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожарной сигнализации. Нормы НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

Согласно положениям названных Норм пожарной безопасности подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией и оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях штабов, казарм, учебных корпусов, столовых воинских частей.

Приказы, утвердившие данные нормы правил безопасности, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации дата под регистрационными номерами 4836 и 4837. До настоящего времени норм и требования НПБ 110-03 и НПБ 104-03 являются действующими.

Аналогичные требования содержатся в Инструкции по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, введенной в действие начальником службы расквартирования и обустройства Минобороны России от 14.12.2007, которая предписывает оборудовать штабные и воинские административно-служебные здания пожарной автоматикой и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно статье 11 того же Закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации, а пунктом 1 статьи 26 определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятии в области обороны.

При этом в соответствии с Положением о Департаменте строительства Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.05.2014 N 300, центральным органом военного управления Минобороны России, осуществляющим перспективное и текущее планирование объемов государственных капитальных вложений и организующим деятельность по капитальному строительству и капитальному ремонту для реализации план оперативного оборудования Российской Федерации в целях обороны.

В силу положений ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности" организации, учреждения, предприятия обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

Судом установлено, что с момента введения зданий казармы в эксплуатацию и по настоящее время спорные зданияавтоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях не оборудованы, что подтверждается актами осмотра от 11.09.2020 и не опровергалось представителем войсковой части в судебном заседании.

Вышеуказанные здания, согласно Перечню недвижимого имущества, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30.06.2012 № 1712, закреплены на праве оперативного управления за ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Кроме того приказом начальника Сибирского местного гарнизона от 04.04.2018 №8 спорные казармы закреплены за войсковой частью 52929 в пользование.

Ранее военной прокуратурой гарнизона в войсковой части уже проводились проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам, проведения которых 08.05.2018 года, 11.07.2018 в адрес командира войсковой части вносилось представление об устранении нарушений закона.

Руководством войсковой части неоднократно направлялись заявки в вышестоящие органы военного управления о необходимости оборудования данных зданий названными системами, однако, вышеуказанные здания необходимыми противопожарными системами не оборудованы и в настоящее время.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению.

Доводы третьего лица ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о возможности оборудования данных зданий названными системами только в рамках капитального ремонта не опровергают выводов суда. Более того актами общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фондаот ДАТА (л.д. 29-38) установлено, что спорные здания имеют признаки аварийности и требуют капитального ремонта.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковой части 56681 в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в необорудовании здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР (АДРЕС, ЗАТО Сибирский, по направлению на юго-запад от ориентира трасса Новосибирск-Барнаул, 186-189 км, расположенного за пределами участка, военный городок, 6, строения 1, 2, 3, 4, 5)автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Обязать Министерство обороны Российской Федерациисовершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР, здания казармы НОМЕР по генеральному плану НОМЕР (АДРЕС, ЗАТО Сибирский, по направлению на юго-запад от ориентира трасса Новосибирск-Барнаул, 186-189 км, расположенного за пределами участка, военный городок, 6, строения 1, 2, 3, 4, 5)автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.П. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2021 года.

2-1702/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
Департамент строительства Министерства обороны РФ
Войсковая часть 52929
Суд
Новоалтайский городской суд Алтайского края
Судья
Мельникова Снежана Павловна
Дело на странице суда
novaltaisky.alt.sudrf.ru
20.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.05.2021Передача материалов судье
20.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Дело оформлено
21.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее