УИД: 11RS0001-01-2023-010264-34
Дело № 2-8968/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Баженовой Т.С.,
при секретаре Гейнерт К.А.,
с участием помощника прокурора г. Сыктывкара Семеновой Я.В.,
представителя истца Жучёк М.Г.,
представителя ответчика МВД по Республике Коми Капиносова Э.О.,
представителя ответчика УМВД Росси по г. Сыктывкару Мальцевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 31 октября 2023 года гражданское дело по иску Морозова ФИО23 к МВД по Республике Коми, УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула,
установил:
Морозов К.А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Коми, УМВД России по г. Сыктывкару /с учетом уточнений от ** ** **/ о признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки, утвержденной ** ** ** министром внутренних дел по Республике Коми в отношении Морозова К.А., отмене приказа министра внутренних дел по Республике Коми № №... л/с от ** ** ** о наложении дисциплинарного взыскания, отмене приказа начальника УМВД России по г. Сыктывкару № №... л/с от ** ** ** об увольнении, восстановлении на службе в должности <данные изъяты> ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, указав в обоснование, что не совершал вмененного дисциплинарного проступка.
В судебном заседании представитель истца Жучёк М.Г. на требованиях настаивала в полном объеме, в ходе рассмотрения дела указывая, что приказ об увольнении Морозова К.А. в нарушение норм трудового права подписан электронной цифровой подписью; в приказе о наложении дисциплинарного взыскания сделан вывод о получении информации обманным путем, однако обманные действия со стороны Морозова К.А. не нашли своего подтверждения в ходе проверки; понятие «служебная» информация носит общий характер, в приказе не отражен характер полученной и переданной информации; данные о проведении служебной проверки в приказе о наложении дисциплинарного взыскания отсутствуют; совершение грубого нарушения служебной дисциплины, совершение проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел установлено не было, принятое дисциплинарное взыскание несоразмерно тяжести совершенного проступка.
Представитель ответчика МВД по Республике Коми Капиносов Э.О. исковые требования не признал по доводам письменных возражений, дополнительно указав, что подписание приказа об увольнении электронной цифровой подписью предусмотрено приказом МВД России от 31.05.2011 № №..., которым установлен закрытый перечень документов, которые не могут быть подписаны электронной цифровой подписью, и в который приказ об увольнении сотрудника не входит.
Представитель УМВД России по г. Сыктывкару Мальцева Т.С. поддержала позицию представителя МВД по Республике Коми.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав позиции представителей сторон, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание заключение прокурора, находящего исковые требования о восстановлении на службе обоснованными, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
По смыслу вышеперечисленных правовых норм обязательным условием привлечения к дисциплинарной ответственности является наличие вины сотрудника органов внутренних дел в нарушении служебной дисциплины.
Указанным нормам закона корреспондируют положения Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, согласно пунктам 37, 39, 45 которого основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является нарушение им служебной дисциплины. Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.
Из изложенного следует, что при привлечении сотрудника внутренних дел к дисциплинарной ответственности - самостоятельному виду юридической ответственности - предполагается возможность применения к нему дисциплинарного взыскания за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей. При этом юридически значимым обстоятельством является факт наличия в его действиях состава дисциплинарного правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел (часть 2).
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание (часть 3).
Согласно статье 51 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации (часть 3).
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник) (часть 4).
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 6).
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного Федерального закона может быть проведена служебная проверка (часть 8).
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (часть 9).
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника (часть 11).
Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения (часть 14).
В силу статьи 52 Закона служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: а) представлять заявления, ходатайства и иные документы; б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
В заключении по результатам служебной проверки указываются:1) установленные факты и обстоятельства; 2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Организация работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26.03.2013 № 161 (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 14 Порядка поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.
Разделом III Порядка определены полномочия участников служебной проверки.
Так, сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации их прав (пункт 30.3 Порядка), документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину (пункт 30.6 Порядка); осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок (пункт 30.7 Порядка); подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке (пункт 30.14 Порядка).
Разделом IV Порядка установлен порядок оформления результатов служебной проверки.
Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34 Порядка).
Согласно пункту 35 Порядка во вводной части заключения служебной проверки указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии) (подпункт 35.1); должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий (пункт 35.2 Порядка).
Описательная часть должна содержать основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки (пункт 36 Порядка).
С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника, предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке, рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи, предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (пункт 37 Порядка).
Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления (пункт 39 Порядка).
Таким образом, названными выше нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах внутренних дел и порядок проведения служебных проверок в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение, установлены четкие и последовательные нормы, касающиеся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
Установлено, что Морозов К.А. проходил службу в органах внутренних дел с ** ** ** проходил службу в должности <данные изъяты> ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару.
В соответствии с контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ** ** ** Морозов К.А. обязался добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с контрактом и должностным регламентом (должностной инструкцией), соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию (служебную тайну).
В соответствии с должной инструкцией Морозова К.А., последний обязан руководствоваться в своей работе Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России, МВД по Республики Коми, УМВД России по г. Сыктывкару, а также законами Республики Коми по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции (пункт 3). Обязан ГРЛС организует свою работу в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействия с другими службами ОВД, государственными органами, трудовыми коллективами и гражданами, направленными на проведение профилактических мероприятий по пресечению правонарушений с целью сохранения жизни и здоровья граждан (пункт 4). Обязан осуществлять служебную деятельность в соответствии с действующим законодательством и в порядке, определенном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, МВД России, правовыми актами МВД по Республике Коми и управления т(пункт 9). Обязан знать нормативные правовые акты, регламентирующие служебную деятельность, и правильно применять их при реализации возложенных полномочий (пункт 10). Обязан обеспечивать безопасность персональных данных при использовании автоматизированных систем органов внутренних дел (пункт 29).
В силу пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.
Пунктом «а» статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, предусмотрено, что сотрудник обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав.
Из материалов дела следует, что в ходе просмотра интернет-ресурсов (в т.ч. каналов программы обмена сообщениями ...) установлено, что не позднее 08.39 часов ** ** ** размещена видеозапись, на которой заснят экран монитора компьютера, на котором воспроизводится видеозапись с нагрудного видеорегистратора.
Из обстоятельств съемки следует, что запись с видеорегистратора получена <данные изъяты> (ДПС) ОБ ДПС ГИБДД УМВД ФИО9, к которому обратился ФИО24 и сообщил о проведении в данном месте (здание, расположенное по адресу: ...) мероприятия, а также поинтересовался у ФИО9, по какой причине он не осведомлен о данном мероприятии, поскольку имеется необходимость в оцеплении участка местности, примыкающий к зданию, в целях его использования ФИО25 для проведения соответствующего мероприятия. После чего, ФИО9 сообщает ФИО26., что свяжется по данному вопросу с руководством, поскольку его не уведомляли об этом.
** ** ** врио министра внутренних дел по Республике Коми по данному факту назначена служебная проверка, проведение которой поручено сотрудникам ОРЧ СБ и УГИБДД МВД по Республике Коми.
** ** ** по решению министра внутренних дел по Республике Коми в соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ срок проведения служебной проверки продлен на 30 дней, то есть всего на 60 дней.
Срок проведения служебной проверки истекал ** ** **.
** ** ** в ходе служебной проверки получено объяснение Морозова К.А., одновременно ему разъяснены обязанности и права, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, а также статьей 51 Конституции Российской Федерации.
** ** ** Морозов К.А. опрошен с использованием полиграфа, результаты, которого отображены в справке.
** ** ** проведение служебной проверки завершено, в тот же день заключение служебной проверки согласовано с кадровым подразделением органа, с правовым подразделением органа (** ** ** заключение служебной проверки утверждено Министром внутренних дел по Республике Коми и утверждено министром внутренних дел по Республике Коми.
Согласно заключению служебной проверки установлены следующие обстоятельства.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В заключении служебной проверки указано, что названными действиями Морозов К.А. нарушил пункты 4.3, 4.4, 4.7 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а именно, за п.п. 1, 2, 4, 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 342-ФЗ, п. «а» ст. 5 Дисциплинарного устава, п.п. 3, 4, 9, 10, 29 должностной инструкции, что выразилось в неправомерном получении обманным путем видеозаписи со служебной информацией ** ** ** и неправомерной передаче ** ** ** данной информации посредством программы обмена сообщениями ФИО16 в нарушение требований п. 8.13 приказа МВД по Республике Коми от ** ** ** №..., что привело к получению данной видеозаписи третьим лицом и распространению в сети «Интернет».
За указанные действия принято решение <данные изъяты> ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару Морозова К.А. привлечь к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел и на основании пункта 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и расторгнуть контракт с ним о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Из представленных суду документов следует, что порядок проведения служебной проверки не нарушен, проверка назначена, проведена и утверждена уполномоченными лицами, сроки соблюдены, право давать письменные и устные объяснения истцу было предоставлено.
Приказом министра внутренних дел № №... л /с от 04.07.2023 на ФИО17, <данные изъяты> ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел за нарушение условий контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ** ** **, а именно, несоблюдение требований пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта «а» статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, пунктов 1, 8, 9 должностной инструкции, что выразилось в неправомерном получении ** ** ** обманным путем видеозаписи со служебной информацией и неправомерной передаче данной информации посредством программы обмена сообщениями в нарушение требований пункта 8.13 приказа МВД по Республике Коми от ** ** ** №... «Об утверждении требований по защите информации, образующейся в рамках служебной деятельности, при ее обработке на средствах вычислительной техники в МВД по Республике Коми, подчиненных органах и организациях», что привело к получению данной видеозаписи третьим лицом и распространению в сети «Интернет».
С приказом о наложении дисциплинарного взыскания истец ознакомлен ** ** **, о чем на копии приказа имеется его собственноручная подпись.
Пунктом 2 (термины и определения, абзац 2) приказа МВД по Республике Коми от ** ** ** №... «Об утверждении требований по защите информации, образующейся в рамках служебной деятельности, при ее обработке на средствах вычислительной техники в МВД по Республике Коми, подчиненных органах и организациях» к служебной информации относится, в том числе не секретная информация, образующаяся в рамках служебной деятельности в системе МВД России
Пунктом 8.13 данного приказа установлено, что при эксплуатации служебных средств вычислительной техники запрещается использовать для передачи служебной информации приложения и сервисы обмена мгновенными сообщениями (СМС, ММС, мессенджеры и подобные).
В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке применения и использования в служебной деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, подразделений участковых уполномоченных полиции, подразделений патрульно-постовой службы полиции, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (как самостоятельных, так и входящих в состав изоляторов временного содержания), в специальных приемниках для лиц, подвергнутых административному аресту, в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Ухте носимых или установленных в патрульных и служебных автомобилях мобильных систем видеонаблюдения, утвержденной приказов МВД по Республике Коми от 11.02.2019 № 47 (действовавшей в период до ** ** **), передача аудио- и видеоинформации в другие подразделения органов внутренних дел и иные органы может осуществляться по решению соответствующего руководителя территориального органа МВД России на районном уровне в Республике Коми, руководителя подразделения ДПС ГИБДД, УУП, ИВС и ОКП, СП, ЦВСИГ или командира стрелкового подразделения.
Из изложенного следует, что видеозапись с нагрудного видеорегистратора «Дозор» инспектора ФИО18 от ** ** ** являлась служебной информацией, ее передача третьим лицам посредством мессенджеров была запрещена, передача служебной информации иным органам допускается только с разрешения уполномоченного лица.
В своих объяснениях истец сам пояснил, что получил видеозапись с целью ее демонстрации супруге, при этом не сообщал ФИО15 о том, что данную видеозапись он планирует переслать посредством мессенджера другому сотруднику (получил обманным путем), также Морозов К.А. в своих объяснения сам подтвердил факт передачи ФИО16 посредством мессенджера видеозаписи инцидента с ФИО27 с нагрудного видеорегистратора «Дозор» инспектора ФИО18 (в нарушение пункта 8.13 приказа МВД по Республике Коми от ** ** ** №...).
Таким образом, виновность истца в совершении дисциплинарного проступка установлена служебной проверкой, отвечающей требованиям статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Представленные ответчиками доказательства свидетельствуют, что заключение проверки было вынесено с учетом требований закона, а выводы, содержащиеся в заключении служебной проверки по факту нарушения служебной дисциплины отвечают критериям полноты и объективности.
Таким образом, Морозов К.А. обманным путем получил видеозапись и распространил данную видеозапись, относящуюся к служебной информации, третьему лицу, без соответствующего разрешения на то уполномоченного лица, посредством мессенджера, в связи с чем в действиях истца имеется нарушение условий контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, то есть им совершен дисциплинарный проступок, который установлен в ходе проведенной служебной проверки, при этом, как уже указано ранее, порядок и сроки проведения служебной проверки не нарушены, служебная проверка соответствует требованиям приказа МВД России № 161 от 26.03.2013, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюден, дисциплинарное взыскание применено в установленные сроки, до привлечения к дисциплинарной ответственности от истца истребованы объяснения, которые оценены при наложении дисциплинарного взыскания, при этом каких-либо нарушений при проведении служебной проверки не выявлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Морозова К.А. об отмене заключения по результатам служебной проверки от ** ** ** и приказа министра внутренних дел по Республике Коми от 04.07.2023 № №... л/с о наложении дисциплинарного взыскания.
Приказом начальника УМВД России по г. Сыктывкару № №... л/с от ** ** ** контракт с Морозовым К.А. расторгнут, он уволен со службы ** ** ** по пункту 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от ** ** ** № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку нарушил условия контракта.
Пунктом 15 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что контракт о прохождении службы в органах внутренних дел может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с нарушением сотрудником условий контракта.
Основанием к увольнению истца из органов внутренних дел послужил факт нарушения сотрудником условий контракта, выразившегося в недобросовестном выполнении служебные обязанности, несоблюдении служебной дисциплины, нарушении ограничений и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел.
Вместе с тем, увольнение работника может быть признано законным только если соблюден порядок увольнения.
В соответствии с приказом МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» сотрудник увольняется со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта. Прекращение или расторжение контракта и увольнение сотрудника со службы в органах внутренних дел производятся по основаниям, предусмотренным статьей 82 Закона о службе. Расторжение контракта и увольнение производятся руководителями (начальниками) территориальных органов, организаций, подразделений МВД России, их заместителями, имеющими право назначения на должность, руководителями (начальниками) подчиненных территориальных органов МВД России и организаций. Правом увольнения со службы в органах внутренних дел, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и вышестоящий руководитель (начальник). Прекращение или расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел оформляются приказом (п. 346).
Приказ № №... л/с об увольнении истца подписан начальником УМВД России по г. Сыктывкару А. Игнатенко ** ** ** электронной цифровой подписью.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно статье 22.1 Трудового кодекса Российской Федерации под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьями 22.2 и 22.3 настоящего Кодекса. Положения настоящей статьи и статей 22.2 и 22.3 настоящего Кодекса применяются к документам, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрено их оформление на бумажном носителе и (или) ознакомление с ними работника или лица, поступающего на работу, в письменной форме, в том числе под роспись, за исключением документов, указанных в части третьей настоящей статьи. Положения настоящей статьи и статей 22.2 и 22.3 настоящего Кодекса не применяются в отношении трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
Таким образом, Трудовой кодекс Российской Федерации исключает возможность электронного документооборота для акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником, их подписание осуществляется только на бумажном носителе.
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ** ** ** № №... введение данной нормы связано с исключительным значением данных документов для расследования несчастных случаев на производстве, а также возможности восстановить права работника - оспаривать увольнение или нарушение трудовых прав с учетом установленных законодательством коротких сроков обжалования в этой ситуации. Изъятие указанных документов из-под действия электронного документооборота направлено на защиту интересов работников (как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях) от возможного неправомерного и одностороннего изменения электронного документа, в том числе «задним числом», учитывая в том числе их влияние на исчисление сроков исковой давности по трудовым спорам.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 ФЗ РФ № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
Принимая во внимание, что в соответствии с положениями статьи 22.1 Трудового кодекса Российской Федерации применение положений об электронном документообороте не допускается в отношении приказов об увольнении, приказ начальника УМВД России по г. Сыктывкару № №... л/с от 13.07.2023 года нельзя признать законным, он подлежит отмене, истец подлежит восстановлению на службе.
В силу ч. 6 ст. 74 ФЗ РФ № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
С УМВД России по г. Сыктывкару в пользу истца подлежит взысканию денежное довольствие за время вынужденного прогула с ** ** ** по ** ** ** согласно расчету главного бухгалтера УМВД по г. Сыктывкару в размере 299 294,83 руб., который не оспорен истцом.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с УМВД России по г. Сыктывкару в бюджет государства подлежит взысканию госпошлина в размере 6 492,95 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Морозова ФИО28 к УМВД России по г. Сыктывкару об отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ УМВД России по г. Сыктывкару № №... л/с от ** ** ** об увольнении Морозова ФИО29
Восстановить Морозова ФИО30 с ** ** ** на службе в должности <данные изъяты> ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару.
Решение суда в части восстановления на службе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с УМВД России по г. Сыктывкару (ОГРН 1021100531704, ИНН 1101465090) в пользу Морозова ФИО31 №... денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 299 294,83 руб.
Взыскать с УМВД России по г. Сыктывкару (ОГРН 1021100531704, ИНН 1101465090) госпошлину в бюджет государства в размере 6 492,95 руб.
В удовлетворении требований Морозова ФИО32 к УМВД России по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми о признании незаконным и отмене заключения по результатам служебной проверки от ** ** **, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания №... л /с от ** ** ** – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.С. Баженова