Решение по делу № 2-1250/2013 от 13.02.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи

18.03.2013 г.           

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Лебединской М.П.,

с участием истца Штурбабиной О.М.,

представителя ответчика Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. Карташева В.Н.,

представителя ФКУ ДСД "Черноморье" Сарибекян Г.Г.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Штурбабиной О.М. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., ФКУ ДСД "Черноморье" о понуждении к изъятию земельного участка и выплаты компенсации,

установил:

Штурбабина О.М. обратилась в суд с иском к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., ФКУ ДСД "Черноморье", которым просит обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. изъять для государственных нужд земельный участок по адресу: г.Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый номер , и обязать ФКУ ДСД "Черноморье" заплатить собственнику денежную компенсацию за изъятый участок.

В обоснование требований указывает, что она на праве собственности владеет земельным участком по адресу: г.Сочи, Хостинский район, <адрес>, площадью 609 кв.м, кадастровый номер , свидетельство о праве собственности выдано 11.05.2011 г.

02.11.2011 г. в связи со строительством по ее участку федеральной дороги "Обход г.Сочи" она обратилась к застройщику - ФКУ ДСД "Черноморье" по вопросу выкупа для государственных нужд земельного участка, потому как по нему, без ее согласия, проложили автодорогу. В своем ответе ФКУ ДСД "Черноморье" отказалось выкупать ее участок, а так как объект считается олимпийским - само обратилось в Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., а ей рекомендовало провести межевые работы и документально зафиксировать границы ее участка. В свою очередь Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. прислал ответ, в котором также отказал в выкупе.

По рекомендации ФКУ ДСД "Черноморье" она заказала в ООО "Закон и Земля" работы по выполнению межевого плана и выносу в натуру межевых знаков земельного участка. Но после этого филиал "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю отказал в регистрации границ участка и указал - "при нанесении координат уточняемого земельного участка, граница земельного участка о кадастровом учете которого представлено заявление пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , то есть земельного участка федеральной дороги.

В судебном заседании истец просил требования удовлетворить.

Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. просил в иске отказать, так как полномочным органом решение об изъятии земельного участка не принято.

Представитель ФКУ ДСД "Черноморье" просил в иске отказать, так как на момент проведения работ границы земельного участка истца не были установлены.

Изучив позиции сторон, материалы дела, суд не находит иск подлежащим удовлетворению.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный в г.Сочи, Хостинский район, <адрес>, принадлежит Штурбабиной О.М. на основании Постановления администрации Хостинского района г.Сочи от 27.09.1996 г. №1558, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.05.2011 г.

Как видно из материалов дела, 25.04.2012 г. истец обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю с заявлением и межевым планом от 23.04.2012 г. для осуществления кадастрового учета, но решением от 17.05.2012 г. №2343/5/12-137476 истцу в осуществление кадастрового учета было приостановлено в связи с тем, что одна из границы земельного участка истца пересекают границы земельного участков с кадастровым номером 23:49:0306004:3398.

Кроме того, отмечено, что в Межевом плане отсутствует документ, определяющий границы уточняемого земельного участка, так как при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В силу п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.

Земельный участок с кадастровым номером передан муниципальным образованием г.Сочи на основании договора безвозмездного пользования ФКУ ДСД "Черноморье" для строительства олимпийского объекта федерального значения "Автомобильная дорога М-27 Джубга-Сочи до границы с Абхазией на участке обхода г.Сочи" (проектные и изыскательские работы, строительство)".

Из материалов дела видно, что на момент осуществления кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером , орган, осуществляющий кадастровый учет не располагал сведениями о прохождении границ земельного участка, принадлежащего истцу.

Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. При этом согласно ст.7 данного закона в государственный кадастр недвижимости подлежат обязательному включению следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований. Согласно положениям земельного законодательства кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.

Таким образом, только после проведения кадастрового учета и, соответственно, присвоения кадастрового номера, земельный участок может выступать объектом гражданских и земельных правоотношений.

Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, и что отсутствие кадастрового учета земельного участка свидетельствует о том, что земельный участок не сформирован в качестве объекта гражданского оборота, в связи с чем правовые основания для принятия решения об изъятии земельного участка в порядке, определенном ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ, отсутствовали.

В силу этого, поскольку в соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ границы земельного участка должны быть определены в соответствии с федеральным законом, обусловленный истцом для процедуры изъятия земельный участок на кадастровый учет не поставлен и его границы надлежащим образом не определены, суд, с учетом того, что правоотношение по изъятию земельного участка возникает на основании сложного юридического состава, в комплексе юридических фактов, который как юридический состав в целом может вызвать определенное юридическое последствие, делает вывод, что в данном случае, земельный участок истца, не может выступать объектом гражданских и земельных правоотношений, что свидетельствует об отсутствии предмета соглашения об изъятии земельного участка силу положений Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ.

Суд отмечает, что в силу ст.10 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель, установление сервитутов, перевод земель из одной категории в другую в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи и развитием г.Сочи как горноклиматического курорта регулируются ЗК РФ, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 01.12.2007 г. №310-ФЗ.

Согласно ч.6 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ, Российская Федерация с 01.01.2008 г. до 01.01.2014 г. передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе подготовку и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Сочинского национального парка).

Как следует из материалов дела, на распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края об изъятии земельного участка истца не принималось.

При рассмотрении дела судом установлено, что объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером расположен в границах размещения олимпийского объекта федерального значения "Автомобильная дорога М-27 Джубга-Сочи до границы с Абхазией на участке обхода г.Сочи" (проектные и изыскательские работы, строительство)".

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером ранее относился к государственной не разграниченной собственности.

Указанный земельный участок относится к муниципальной собственности на основании положений Федерального закона от 03.12.2008 г. №244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях. С учетом изложенного, суд указывает, что земельный участок с кадастровым номером не требует изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Штурбабиной О.М. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., ФКУ ДСД "Черноморье" о понуждении к изъятию земельного участка и выплаты компенсации.

решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

мотивированное решение составлено в соответствии с требованиями ст.199и ч.2 ст.108 ГПК РФ 25.03.2013 г.

Председательствующий

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи

18.03.2013 г.           

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Лебединской М.П.,

с участием истца Штурбабиной О.М.,

представителя ответчика Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. Карташева В.Н.,

представителя ФКУ ДСД "Черноморье" Сарибекян Г.Г.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Штурбабиной О.М. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., ФКУ ДСД "Черноморье" о понуждении к изъятию земельного участка и выплаты компенсации,

установил:

Штурбабина О.М. обратилась в суд с иском к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., ФКУ ДСД "Черноморье", которым просит обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. изъять для государственных нужд земельный участок по адресу: г.Сочи, Хостинский район, <адрес>, кадастровый номер , и обязать ФКУ ДСД "Черноморье" заплатить собственнику денежную компенсацию за изъятый участок.

В обоснование требований указывает, что она на праве собственности владеет земельным участком по адресу: г.Сочи, Хостинский район, <адрес>, площадью 609 кв.м, кадастровый номер , свидетельство о праве собственности выдано 11.05.2011 г.

02.11.2011 г. в связи со строительством по ее участку федеральной дороги "Обход г.Сочи" она обратилась к застройщику - ФКУ ДСД "Черноморье" по вопросу выкупа для государственных нужд земельного участка, потому как по нему, без ее согласия, проложили автодорогу. В своем ответе ФКУ ДСД "Черноморье" отказалось выкупать ее участок, а так как объект считается олимпийским - само обратилось в Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., а ей рекомендовало провести межевые работы и документально зафиксировать границы ее участка. В свою очередь Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. прислал ответ, в котором также отказал в выкупе.

По рекомендации ФКУ ДСД "Черноморье" она заказала в ООО "Закон и Земля" работы по выполнению межевого плана и выносу в натуру межевых знаков земельного участка. Но после этого филиал "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю отказал в регистрации границ участка и указал - "при нанесении координат уточняемого земельного участка, граница земельного участка о кадастровом учете которого представлено заявление пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , то есть земельного участка федеральной дороги.

В судебном заседании истец просил требования удовлетворить.

Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. просил в иске отказать, так как полномочным органом решение об изъятии земельного участка не принято.

Представитель ФКУ ДСД "Черноморье" просил в иске отказать, так как на момент проведения работ границы земельного участка истца не были установлены.

Изучив позиции сторон, материалы дела, суд не находит иск подлежащим удовлетворению.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный в г.Сочи, Хостинский район, <адрес>, принадлежит Штурбабиной О.М. на основании Постановления администрации Хостинского района г.Сочи от 27.09.1996 г. №1558, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.05.2011 г.

Как видно из материалов дела, 25.04.2012 г. истец обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю с заявлением и межевым планом от 23.04.2012 г. для осуществления кадастрового учета, но решением от 17.05.2012 г. №2343/5/12-137476 истцу в осуществление кадастрового учета было приостановлено в связи с тем, что одна из границы земельного участка истца пересекают границы земельного участков с кадастровым номером 23:49:0306004:3398.

Кроме того, отмечено, что в Межевом плане отсутствует документ, определяющий границы уточняемого земельного участка, так как при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В силу п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.

Земельный участок с кадастровым номером передан муниципальным образованием г.Сочи на основании договора безвозмездного пользования ФКУ ДСД "Черноморье" для строительства олимпийского объекта федерального значения "Автомобильная дорога М-27 Джубга-Сочи до границы с Абхазией на участке обхода г.Сочи" (проектные и изыскательские работы, строительство)".

Из материалов дела видно, что на момент осуществления кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером , орган, осуществляющий кадастровый учет не располагал сведениями о прохождении границ земельного участка, принадлежащего истцу.

Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. При этом согласно ст.7 данного закона в государственный кадастр недвижимости подлежат обязательному включению следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований. Согласно положениям земельного законодательства кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.

Таким образом, только после проведения кадастрового учета и, соответственно, присвоения кадастрового номера, земельный участок может выступать объектом гражданских и земельных правоотношений.

Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, и что отсутствие кадастрового учета земельного участка свидетельствует о том, что земельный участок не сформирован в качестве объекта гражданского оборота, в связи с чем правовые основания для принятия решения об изъятии земельного участка в порядке, определенном ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ, отсутствовали.

В силу этого, поскольку в соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ границы земельного участка должны быть определены в соответствии с федеральным законом, обусловленный истцом для процедуры изъятия земельный участок на кадастровый учет не поставлен и его границы надлежащим образом не определены, суд, с учетом того, что правоотношение по изъятию земельного участка возникает на основании сложного юридического состава, в комплексе юридических фактов, который как юридический состав в целом может вызвать определенное юридическое последствие, делает вывод, что в данном случае, земельный участок истца, не может выступать объектом гражданских и земельных правоотношений, что свидетельствует об отсутствии предмета соглашения об изъятии земельного участка силу положений Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ.

Суд отмечает, что в силу ст.10 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель, установление сервитутов, перевод земель из одной категории в другую в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи и развитием г.Сочи как горноклиматического курорта регулируются ЗК РФ, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 01.12.2007 г. №310-ФЗ.

Согласно ч.6 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ, Российская Федерация с 01.01.2008 г. до 01.01.2014 г. передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе подготовку и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Сочинского национального парка).

Как следует из материалов дела, на распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края об изъятии земельного участка истца не принималось.

При рассмотрении дела судом установлено, что объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером расположен в границах размещения олимпийского объекта федерального значения "Автомобильная дорога М-27 Джубга-Сочи до границы с Абхазией на участке обхода г.Сочи" (проектные и изыскательские работы, строительство)".

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером ранее относился к государственной не разграниченной собственности.

Указанный земельный участок относится к муниципальной собственности на основании положений Федерального закона от 03.12.2008 г. №244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях. С учетом изложенного, суд указывает, что земельный участок с кадастровым номером не требует изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Штурбабиной О.М. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., ФКУ ДСД "Черноморье" о понуждении к изъятию земельного участка и выплаты компенсации.

решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

мотивированное решение составлено в соответствии с требованиями ст.199и ч.2 ст.108 ГПК РФ 25.03.2013 г.

Председательствующий

2-1250/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Штурбабина Ольга Михайловна
Ответчики
Департамент КК по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 г.
ФКУ ДСД Черноморье
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Качур Сергей Вячеславович
Дело на странице суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
13.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2013Передача материалов судье
18.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2013Подготовка дела (собеседование)
07.03.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.03.2013Предварительное судебное заседание
18.03.2013Судебное заседание
29.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2014Дело оформлено
30.05.2014Дело передано в архив
18.03.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее