Дело №2а-1370-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шали 17 ноября 2017 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Хумигова А.А.,
при секретаре Синбариговой А.Х.,
с участием помощника прокурора
Курчалоевского района ЧР Чучаева Д.А.,
рассмотрев административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Курчалоевского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, выразившиеся в непринятии мер по проведению специальной оценки условий труда должностей, предусмотренных штатным расписанием, незаконными,
установил:
Прокуратура Курчалоевского района ЧР обратилась в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, выразившиеся в непринятии мер по проведению специальной оценки условий труда должностей, предусмотренных штатным расписанием, незаконными и обязании в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести необходимые организационные мероприятия и обеспечить проведение специальной оценки условий труда должностей, предусмотренных штатным расписанием. В обоснование административного иска, указав, что прокуратурой района в августе 2017 года в ходе проверки соблюдения уголовно-исполнительного и -трудового законодательства, в части обеспечения условий для отбытия наказания осужденными к обязательным работам в администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского района (далее-Администрация) был установлен факт неисполнения работодателем обязательств по проведению специальной оценки условий труда.
Так, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 392 УПК РФ также определено, что вступивший в законную силу приговор суда обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 49 УК РФ и ч. 1 ст. 25 УИК РФ, обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции (далее -УИИ) по месту жительства осужденных.
Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитывается его место жительства, график работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и т.д. Как правило, это работы, не требующие особой квалификации, - благоустройство территории, уборка помещений, погрузочные работы и т.д.
Распоряжением главы администрации Курчалоевского муниципального района № 272-р от 29.12.2016 по согласованию с филиалом УИИ по <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике определен перечень объектов, на которых будут работать осужденные к обязательным работам.
В числе учреждений и организаций, где определены места для отбывания данного вида наказания, находится администрация <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района.
На администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, в соответствии со ст. 28 УИК РФ возлагается обязанность осуществлять контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В соответствии с требованиями ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право, в том числе на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 22 ТК РФ определено, что работодатель обязан, в том числе обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять обязанности, предусмотренные законодательством о специальной оценке условий труда.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников в соответствии со ст. 210 ТК РФ являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ)
специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Статьей 8 Федерального закона № 426-ФЗ определено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Проведенной проверкой было установлено, что Администрацией в нарушение указанных требований закона специальная оценка условий труда должностей, предусмотренных штатным расписанием, не была проведена.
Выявленные нарушения требований законодательства об охране труда, нарушают трудовые права работников Администрации и лиц, которые по приговору суда обязаны отбывать наказания в виде обязательных работ в администрации сельского поселения, и свидетельствуют о недобросовестном отношении к своим служебным обязанностям должностных лиц администрации поселения, ответственных за данное направление деятельности, отсутствия должного контроля со стороны главы администрации муниципального образования.
Следует отметить, что прокуратурой района по поводу выявленных нарушений в адрес главы администрации муниципального образования 15.06.2017 вносилось представление о принятии действенных мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Однако нарушения до настоящего времени не были устранены.
Таким образом, решение данного вопроса не иначе, как в судебном порядке, не представляется возможным.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми
заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании помощник прокурора Чучаев Д.А. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика –глава администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР Айдаев Р.Ш., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении просит суд рассмотреть дело без его участия, административный иск признает в полном объеме.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Административный ответчик иск признал и его признание принимается судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление прокурора Курчалоевского района ЧР является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Курчалоевского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, выразившиеся в непринятии мер проведению специальной оценки условий труда должностей, предусмотренных штатным расписанием.
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести необходимые организационные мероприятия и обеспечить проведение специальной оценки условий труда должностей, предусмотренных штатным расписанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий /подпись/ А.А. Хумигов
Копия верна:
Судья А.А. Хумигов