№2а-258/2021
46RS0019-01-2021-000404-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 октября 2021 года п. Пристень
Судья Пристенского районного суда Курской области Дмитричева В.М., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пристенского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к <адрес> <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по устранению нарушения законодательства в сфере окружающей среды и природопользования в части охраны зеленых насаждений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пристенского района Курской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к <адрес> <адрес> о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в части охраны зеленых насаждений незаконным и возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по оценке качественных и количественных параметров зеленых насаждений, организовать ведение реестра зеленых насаждений в установленном порядке.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка действующего законодательства, регламентирующего осуществление благоустройства населенных пунктов на территории <адрес>, в ходе которой установлено, что решением Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства муниципального образования. В нарушение требований ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ, ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об охране окружающей среды» муниципальным образованием мероприятия по учету зеленых насаждений для оценки их состояния не проведены, что не позволяет обеспечить эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз их состояния с учетом реальной экологической обстановки и других фактов, определяющих уровень благоустройства. Отсутствие учета зеленых насаждений сельского поселения может привести к возможности незаконного, без разрешительных документов, сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, и, в конечном итоге повлечь ухудшение экологической обстановки на территории муниципального образования. Такое бездействие органов местного самоуправления нарушает право жителей на благоприятную окружающую среду, что может повлечь вред жизни и здоровью жителей, круг которых определить не представляется возможным.
Суд на основании ст. 291 КАС РФ рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статей 2 и 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Согласно с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
К основным принципам охраны окружающей среды Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит, в том числе и ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. (статья 3 закона)
Согласно ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 и частью 3 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения также отнесена организация благоустройства территории поселения в соответствии с правилами благоустройства.
Согласно п. 5 ч.2 ст. 45.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями.
В силу ч.1 статьи 34, части 1 статьи 37 Закона №131-ФЗ исполнительно – распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая ставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой Пристенского района Курской области проведена проверка действующего законодательства, регулирующего осуществление благоустройства населенных пунктов.
В ходе проверки установлено, что решением собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территории <адрес> <адрес>, требования которых направлены в том числе на охрану окружающей среды.
Пунктом 18 ст.2 Правил благоустройства предусмотрено, что зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая организованные посадки (цветочные, бордюры, газоны, цветники), а также отдельно стоящие деревья и кустарники.
Частями 1 и 2 ст. 5 Правил благоустройства установлено, что озеленение составная и необходимая часть благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающая формирование устойчивой среды муниципального образования с активным использованием существующих и/или создаваемых вновь природных комплексов, а также поддержание и бережный уход за ранее созданной или изначально существующей природной средой на территории муниципального образования.
По смыслу приказа Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" и разработанных на их основе методических рекомендаций, инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях установления границ озелененной, природной территории и их документального закрепления; получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений, их состоянию, эксплуатации и финансирования, отнесения их к соответствующей категории земель, охранному статусу и режиму содержания; регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений.
Между тем, в нарушение требований действующего законодательства до настоящего времени муниципальным образованием работа по охране зеленых насаждений, как объекта охраны окружающей природной среды не ведется, мероприятия по учету зеленых насаждений для оценки их состояния не проведены, как и не организована работа по ведению реестра зеленых насаждений, что в свою очередь создает угрозу потери таких насаждений и не может способствовать нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования.
Отсутствие данных о зеленых насаждениях, расположенных на территории муниципального образования влечет невозможность надлежащего исполнения органом местного самоуправления, возложенных законом обязанностей в сфере окружающей природной среды, и невозможностью привлечения лиц, совершивших незаконную вырубку насаждений к установленной законом ответственности.
Вышеуказанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались и доказательств иного не представлено.
При таких обстоятельствах судом установлено, что администрация муниципального образования <адрес> бездействует и не исполняет требования, установленные действующим законодательством в части охраны зеленых насаждений, что может повлечь ухудшение экологической обстановки на территории муниципального образования и нарушить право жителей на благоприятную окружающую среду, причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в связи с чем, суд находит обоснованными требования прокурора Пристенского района Курской области и подлежащими удовлетворению.
Реализуя требования ст. 187 КАС РФ, суд, исходя из требований разумности, существа права, подлежащего защите, из объема тех мероприятий, которые необходимо выполнить муниципальным образованиям с соблюдением для этого установленной законом процедуры, считает возможным установить срок для исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Разрешая в порядке ст. 114 КАС РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела, суд принимает во внимание, что согласно подп. 19 п.1 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 226 – 228, 294 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░