Решение по делу № 2-544/2024 от 30.08.2024

Дело № 2-544/2024

УИД 22RS0045-01-2024-000756-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Смоленское                                                     02 октября 2024 года

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Седойкиной А.В.,

при секретаре судебного заседания Кривобоковой Т.С.

с участием помощника прокурора Смоленского района Мельника Л.Ю.

представителя ответчика Администрации Смоленского района Красновой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Смоленского района Алтайского края о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт,

у с т а н о в и л:

Прокурор Смоленского района Алтайского края, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Смоленского района Алтайского края о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт.

Просил признать бездействие Администрации Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятие мер к содержанию здания, проведению капитального ремонта детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Возложить обязанность на Администрацию Смоленского района Алтайского края в течение 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, провести капитальный ремонт в здании детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ».

В обосновании иска ссылался на то, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере осуществления образовательной деятельности и исполнения требований об обеспечении безопасных условий получения образования в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Точилинская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Точилинская СОШ»). В ходе проведённой прокуратурой проверки в детском саду «Снегурочка» выявлены нарушения СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В частности, в нарушение требований п.2.5.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в помещениях детского сада «Снегурочка»: потолок и стены по периметру здания имеют множественные дефекты, протекания и признаки поражений грибком, с потолка и стен осыпается штукатурка, в нарушение п.2.5.2 СанПиН СП ДД.ММ.ГГГГ-20 полы имеют дефекты и повреждения, в нарушение п.2.2.4. СанПиН СП ДД.ММ.ГГГГ-20 крыльцо здания детского сада имеет дефекты. Кроме того, имеются множественные разрушения фасада здания, а также разрушения отмостки по периметру детского сада.

Согласно, выводам и рекомендациям заключения специалиста по результатам обследования строительных конструкций детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ детский сад «Снегурочка» находится в неудовлетворительном состоянии, при котором эксплуатация возможна только при условии проведения значительного капительного ремонта. Так определён основной перечень ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту детского сада «Снегурочка»: производство земляных работ по периметру бутовых фундаментов с двух сторон; усиление ленточного бутового фундамента железобетонными обоймами с двух сторон; усиление горизонтальной и вертикальной гидроизоляции по периметру здания; смена деревянных перемычек оконных и дверных проёмов на металлические; усиление наружных стен стальными стяжками в уровне чердачного перекрытия; заделка трещин в кирпичных стенах; смена кирпичной кладки под оконными проёмами; смена дощатых полов; смена чердачного перекрытия; смена чердачного утеплителя; смена покрытия полов и линолеума; вывод вентиляционных и фановых труб выше уровня кровли; выполнить увеличение карнизного свеса и организованный водоотвод с крыши; выполнить крепление мауэрлата и стропильных ног к стенам в виде скруток; устройство слуховых окон; огне и биозащита деревянных конструкций крыши; устройства элементов безопасности на кровле; демонтаж существующих перегородок с оконными блоками и устройство новых из ГЛК по металлическому каркасу; смена входных и внутренних дверей; смена деревянного крыльца входа; смена козырьков над входом в здание с устройством организованного водоотвода; устройство приёмки с люком на месте ввода отопления; смена системы отопления; смена системы водоснабжения и водоотведения; смена сети электроснабжения и установка прибора учёта; устройства вертикальной планировки по периметру здания; устройства бетонной отмостки по периметру здания с использованием гидроизоляционной добавки; устройство вентилируемого фасада с установкой утеплителя; очистка чердака от мусора; выполнить перепланировку помещений с устройством, изолированных входной группы и подсобные помещения; выполнить подъём уровня чистого пола на 200 мм.; поднять уровень подоконников на 200 мм.; обеспечить доступ в здание маломобильным группам населения.

Указанные дефекты могут привести к разрушению строительных конструкций, возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних и работников. Для предотвращения дальнейшего нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и недопустимости нарушения образовательного процесса необходимо выполнить капитальный ремонт здания детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ». Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии органами местного самоуправления мер к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия лиц, обучающихся в детском саду, чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних. Бездействие со стороны должностных лиц Администрации Смоленского района в данной ситуации создаёт реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и сотрудников детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ». Согласно Уставу МБОУ «Точилинская СОШ» является муниципальной некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование Смоленский район Алтайского края в лице Администрации Смоленского района Алтайского края. Согласно п.п. 7.4 Устава источниками формирования финансовых ресурсов образовательной организации являются: бюджетные и внебюджетные средства, средства полученные от родителей, за предоставление платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц, добровольные имущественные взносы, средства муниципального бюджета; другие, не запрещённые законодательством Российской Федерации, поступления. В силу п. 7.5 Устава образовательная организация использует бюджетные средства в соответствии с муниципальным заданием, которое формирует и утверждает учредитель. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательной организацией осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Смоленский район. При этом Администрация Смоленского района, как исполнительный орган муниципального образования Смоленский район Алтайского края, является непосредственным исполнителем обязанностей по финансированию деятельности МБОУ «Точилинская СОШ», в том числе детского сада «Снегурочка». Администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет финансовое обеспечение оказываемых МБОУ «Точилинская СОШ» услуг в сфере образования, и осуществляет финансирование поддержания имущества, переданного в оперативное управление филиалу, в надлежащем состоянии. Отсутствие финансирования делает неисполнимым принятие образовательной организацией мер по устранению требований санитарного законодательства (проведение ремонтных работ помещений), поскольку таковое невозможно в отсутствие надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления, на которое такая обязанность возложена законом. Из изложенного следует, что обязанность по созданию безопасных условий обучения в общеобразовательном учреждении и связанное с этим вопросом финансирование, законом, нормативными документами, Уставом муниципального образования, возлагается на Администрацию Смоленского района. При этом отсутствие в бюджете средств не может служить основанием к отказу в финансировании работ по ремонту помещений образовательных учреждений, так как в случае отсутствия финансирования не могут быть проведены указанные работы, что в последующем может за собой повлечь полное приостановление деятельности образовательных учреждений.

Помощник прокурора Смоленского района в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, в обосновании ссылался на доводы, изложенные в иске. Просил суд, удовлетворить иск.

Представитель ответчика Администрации Смоленского района Краснова О.С. в судебном заседании суду пояснила, что Администрация района не бездействует.Текущий ремонт здания проводится ежегодно. Администрация заинтересована в проведении ремонта, была заказана экспертиза технического состояния данного объекта для принятия решения о целесообразности проведения капитального ремонта или строительства нового здания детского сада. Согласно заключению специалиста от ДД.ММ.ГГГГ физический износ здания составил 46 %, то есть приведение здание в технически исправное состояние возможно путём проведения капитального ремонта. В настоящее время работа в данном направлении проводится. Следующим этапом будет разработка проектно-сметной документации. Сейчас рассматривается вопрос о сумме необходимой для выделения денежных средств для разработки сметы, проводится анализ стоимости данного вида работ. Из которого следует, что цены колеблются в среднем от 1 млн до 1,5 млн руб. Будет проанализирован сбор коммерческих предложений. После чего будет заключён контракт на разработку проектно - сметной документации. После получения экспертного заключения будет подана заявка в Министерство образования и науки о включении нас в краевую адресную инвестиционную программу по капитальному ремонту. То есть Администрация принимает все меры (с соблюдением всех процедур) по проведению капитального ремонта.            Касаемо срока для проведения работ,считают его не разумным. Указанный в исковом заявлении срок ничем не аргументирован. Прокурором не учтено необходимое соблюдение определённой последовательности действий Администрацией, которая необходима для оформления технической документации в полном объёме и не учтён срок который необходим будет для проведения видов работ, определённых в исковом заявлении. При установлении данного срока прокурор не учёл те процедуры, которые необходимо пройти до начала ремонта, а также не учёл объём работ, которые необходимо будет произвести. Просили установить срок для проведения капитального ремонта в здании детского сада «Снегурочка», 24 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Третье лицо МБОУ «Точилинская СОШ» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили и не просили об отложении дела.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, разрешая дело в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьёй 41 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на охрану здоровья.

Согласно п.1.1 Устава МБОУ «Точилинская СОШ» (далее - Устав), МБОУ «Точилинская СОШ» реорганизовано в форме присоединения к нему муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снегурочка»» на основании постановления Администрации Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ .

Здание детского сада «Снегурочка» расположено по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 1.3 Устава учредителем образовательной организации является муниципальное образование Смоленский район Алтайского края в лице Администрации Смоленского района Алтайского края.

В силу пункта 8 ч.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Федерального закона №273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст.ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и интересов детей являются одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребёнка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребёнка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, проведённой проверкой в детском саду «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ» выявлены нарушения СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28. В частности, в нарушение требований п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в помещениях детского сада «Снегурочка» потолок и стены по периметру здания имеют множественные дефекты, протекания и признаки поражений грибком, с потолка и стен осыпается штукатурка, в нарушение п.2.5.2 СанПиН СП 2.4.3648-20 полы имеют дефекты и повреждения, в нарушение п.2.2.4. СанПиН СП 2.4.3648-20 крыльцо здания детского сада имеет дефекты. Кроме того, имеются множественные разрушения фасада здания, а также разрушения отмостки по периметру детского сада.

В соответствии со ст.2 Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В абзаце 10 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В соответствии с ч.1 ст.39 данного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Вопросы охраны здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению урегулированы Санитарно-эпидемиологическими требованиями 2.4.3648-20 к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.

Как следует из заключения специалистов от ДД.ММ.ГГГГ, детский сад «Снегурочка» находится в неудовлетворительном состоянии. Приведение детского сада «Снегурочка» в <адрес> при физическом износе 46% в технически исправное состояние необходимо путём проведения комплексного капитального ремонта здания с выполнением следующих ремонтно-строительных работ: производство земляных работ по периметру бутовых фундаментов с двух сторон; усиление ленточного бутового фундамента железобетонными обоймами с двух сторон; усиление горизонтальной и вертикальной гидроизоляции по периметру здания; смена деревянных перемычек оконных и дверных проёмов на металлические; усиление наружных стен стальными стяжками в уровне чердачного перекрытия; заделка трещин в кирпичных стенах; смена кирпичной кладки под оконными проёмами; смена дощатых полов; смена чердачного перекрытия; смена чердачного утеплителя; смена покрытия полов и линолеума; вывод вентиляционных и фановых труб выше уровня кровли; выполнить увеличение карнизного свеса и организованный водоотвод с крыши; выполнить крепление мауэрлата и стропильных ног к стенам в виде скруток; устройство слуховых окон; огне и биозащита деревянных конструкций крыши; устройства элементов безопасности на кровле; демонтаж существующих перегородок с оконными блоками и устройство новых из ГЛК по металлическому каркасу; смена входных и внутренних дверей; смена деревянного крыльца входа; смена козырьков над входом в здание с устройством организованного водоотвода; устройство приёмки с люком на месте ввода отопления; смена системы отопления; смена системы водоснабжения и водоотведения; смена сети электроснабжения и установка прибора учёта; устройства вертикальной планировки по периметру здания; устройства бетонной отмостки по периметру здания с использованием гидроизоляционной добавки; устройство вентилируемого фасада с установкой утеплителя; очистка чердака от мусора; выполнить перепланировку помещений с устройством, изолированных входной группы и подсобные помещения; выполнить подъём уровня чистого пола на 200 мм.; поднять уровень подоконников на 200 мм.; обеспечить доступ в здание маломобильным группам населения.

Согласно ст.ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления ухода и присмотра за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, Администрация муниципального образования Смоленский район Алтайского края обязана осуществлять финансирование мероприятий по содержанию зданий образовательных учреждений и созданию благоприятных и безопасных условий обучения.

В соответствии с положениями статьи 5 Устава муниципального образования Смоленского район Алтайского края к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета, а также владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании ч.1 ст.78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учётом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно Уставу МБОУ «Точилинская СОШ» является муниципальной некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование Смоленский район Алтайского края в лице Администрации Смоленского района Алтайского края.

Согласно п.7.4 Устава источниками формирования финансовых ресурсов образовательной организации являются: бюджетные и внебюджетные средства, средства полученные от родителей, за предоставление платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц, добровольные имущественные взносы, средства муниципального бюджета; другие, не запрещённые законодательством Российской Федерации, поступления.

В силу п.7.5 Устава образовательная организация использует бюджетные средства в соответствии с муниципальным заданием, которое формирует и утверждает учредитель. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательной организацией осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Смоленский район.

При этом Администрация Смоленского района, как исполнительный орган муниципального образования Смоленский район Алтайского края, является непосредственным исполнителем обязанностей по финансированию деятельности МБОУ «Точилинская СОШ», в том числе детского сада «Снегурочка».

Администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет финансовое обеспечение оказываемых МБОУ «Точилинская СОШ» услуг в сфере образования, и осуществляет финансирование поддержания имущества, переданного в оперативное управление филиалу, в надлежащем состоянии.

Отсутствие финансирования делает неисполнимым принятие образовательной организацией мер по устранению требований санитарного законодательства (проведение ремонтных работ помещений) поскольку таковое невозможно в отсутствие надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления, на которое такая обязанность возложена законом.

Как установлено судом и следует из выводов заключения специалиста по результатам обследования строительных конструкций детского сада «Снегурочка» от ДД.ММ.ГГГГ детский сад находится в неудовлетворительном состоянии, при котором эксплуатация возможна только при условии проведения значительного капительного ремонта детского сада.

Указанные в заключении дефекты могут привести к разрушению строительных конструкций, возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних и работников.

Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии органами местного самоуправления мер к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия лиц, обучающихся в детском саду, чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних. Бездействие со стороны должностных лиц администрации Смоленского района в данной ситуации создаёт реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и сотрудников детского сада «Снегурочка».

Для предотвращения дальнейшего нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и недопустимости нарушения образовательного процесса необходимо выполнить капитальный ремонт здания детского сада «Снегурочка».

Из изложенного следует, что обязанность по созданию безопасных условий обучения в общеобразовательном учреждении и связанное с этим вопросом финансирование, законом, нормативными документами, Уставом муниципального образования, возлагается на Администрацию Смоленского района. При этом отсутствие в бюджете средств не может служить основанием к отказу в финансировании работ по ремонту помещений образовательных учреждений, так как в случае отсутствия финансирования не могут быть проведены указанные работы, что в последующем может за собой повлечь полное приостановление деятельности образовательных учреждений.

В силу п.п.2, 15 ч.3 ст.28 и п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2003 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья; создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасных условий воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2003 №273).

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В судебном заседании установлено, что Администрация Смоленского района предпринимает меры по устранению допущенных нарушений, что подтверждается показаниями представителя Администрации. С учётом позиции помощника прокурора и представителя ответчика, высказанной в судебном заседании, а также требований законодательства, регламентирующих данный вид деятельности, учитывая, что капитальный ремонт, потребует определённого периода времени, суд считает возможным и целесообразным установить срок для исполнения решения суда, 24 месяца со дня, вступления решения суда в законную силу.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

     р е ш и л:

Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятие мер к содержанию здания, проведению капитального ремонта детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Возложить обязанность на Администрацию Смоленского района Алтайского края в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести капитальный ремонт в здании детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

- произвести земляные работы по периметру бутовых фундаментов с двух сторон;

- усилить ленточный бутовый фундамент железобетонными обоймами с двух сторон;

- усилить горизонтальные и вертикальные гидроизоляции по периметру здания;

- сменить деревянные перемычки оконных и дверных проёмов на металлические;

- усилить наружные стены стальными стяжками в уровне чердачного перекрытия;

- заделать трещины в кирпичных стенах;

- сменить кирпичную кладку под оконными проемами;

- сменить дощатый пол;

- сменить чердачные перекрытия;

- сменить чердачный утеплитель;

- сменить покрытия полов и линолеума;

- вывести вентиляционные и фановые трубы выше уровня кровли;

- выполнить увеличение карнизного свеса и организованный водоотвод с крыши;

- выполнить крепление мауэрлата и стропильных ног к стенам в виде скруток;

- оборудовать слуховое окно;

- осуществить огне и биозащиту деревянных конструкций крыши;

- оборудовать элементы безопасности на кровле;

- осуществить демонтаж существующих перегородок с оконными блоками и обустроить новые из ГЛК по металлическому каркасу;

- сменить входные и внутренние двери;

- сменить деревянное крыльцо входа;

- сменить козырек над входом в здание, оборудовать устройством организованного водоотвода;

- оборудовать приёмку с люком на месте ввода отопления;

- сменить систему отопления;

- сменить систему водоснабжения и водоотведения;

- сменить сети электроснабжения и установить приборы учёта;

- осуществить устройства вертикальной планировки по периметру здания;

- осуществить устройства бетонной отмостки по периметру здания с использованием гидроизоляционной добавки;

- осуществить устройство вентилируемого фасада с установкой утеплителя;

- очистить чердак от мусора;

- выполнить перепланировку помещений с устройством, изолированных входной группы и подсобные помещения;

- выполнить подъём уровня чистого пола на 200 мм.;

- поднять уровень подоконников на 200 мм.;

- обеспечить доступ в здание маломобильным группам населения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд, в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено 04.10.2024      

Судья                                       А.В. Седойкина

Дело № 2-544/2024

УИД 22RS0045-01-2024-000756-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Смоленское                                                     02 октября 2024 года

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Седойкиной А.В.,

при секретаре судебного заседания Кривобоковой Т.С.

с участием помощника прокурора Смоленского района Мельника Л.Ю.

представителя ответчика Администрации Смоленского района Красновой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Смоленского района Алтайского края о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт,

у с т а н о в и л:

Прокурор Смоленского района Алтайского края, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Смоленского района Алтайского края о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт.

Просил признать бездействие Администрации Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятие мер к содержанию здания, проведению капитального ремонта детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Возложить обязанность на Администрацию Смоленского района Алтайского края в течение 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, провести капитальный ремонт в здании детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ».

В обосновании иска ссылался на то, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере осуществления образовательной деятельности и исполнения требований об обеспечении безопасных условий получения образования в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Точилинская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Точилинская СОШ»). В ходе проведённой прокуратурой проверки в детском саду «Снегурочка» выявлены нарушения СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В частности, в нарушение требований п.2.5.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в помещениях детского сада «Снегурочка»: потолок и стены по периметру здания имеют множественные дефекты, протекания и признаки поражений грибком, с потолка и стен осыпается штукатурка, в нарушение п.2.5.2 СанПиН СП ДД.ММ.ГГГГ-20 полы имеют дефекты и повреждения, в нарушение п.2.2.4. СанПиН СП ДД.ММ.ГГГГ-20 крыльцо здания детского сада имеет дефекты. Кроме того, имеются множественные разрушения фасада здания, а также разрушения отмостки по периметру детского сада.

Согласно, выводам и рекомендациям заключения специалиста по результатам обследования строительных конструкций детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ детский сад «Снегурочка» находится в неудовлетворительном состоянии, при котором эксплуатация возможна только при условии проведения значительного капительного ремонта. Так определён основной перечень ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту детского сада «Снегурочка»: производство земляных работ по периметру бутовых фундаментов с двух сторон; усиление ленточного бутового фундамента железобетонными обоймами с двух сторон; усиление горизонтальной и вертикальной гидроизоляции по периметру здания; смена деревянных перемычек оконных и дверных проёмов на металлические; усиление наружных стен стальными стяжками в уровне чердачного перекрытия; заделка трещин в кирпичных стенах; смена кирпичной кладки под оконными проёмами; смена дощатых полов; смена чердачного перекрытия; смена чердачного утеплителя; смена покрытия полов и линолеума; вывод вентиляционных и фановых труб выше уровня кровли; выполнить увеличение карнизного свеса и организованный водоотвод с крыши; выполнить крепление мауэрлата и стропильных ног к стенам в виде скруток; устройство слуховых окон; огне и биозащита деревянных конструкций крыши; устройства элементов безопасности на кровле; демонтаж существующих перегородок с оконными блоками и устройство новых из ГЛК по металлическому каркасу; смена входных и внутренних дверей; смена деревянного крыльца входа; смена козырьков над входом в здание с устройством организованного водоотвода; устройство приёмки с люком на месте ввода отопления; смена системы отопления; смена системы водоснабжения и водоотведения; смена сети электроснабжения и установка прибора учёта; устройства вертикальной планировки по периметру здания; устройства бетонной отмостки по периметру здания с использованием гидроизоляционной добавки; устройство вентилируемого фасада с установкой утеплителя; очистка чердака от мусора; выполнить перепланировку помещений с устройством, изолированных входной группы и подсобные помещения; выполнить подъём уровня чистого пола на 200 мм.; поднять уровень подоконников на 200 мм.; обеспечить доступ в здание маломобильным группам населения.

Указанные дефекты могут привести к разрушению строительных конструкций, возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних и работников. Для предотвращения дальнейшего нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и недопустимости нарушения образовательного процесса необходимо выполнить капитальный ремонт здания детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ». Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии органами местного самоуправления мер к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия лиц, обучающихся в детском саду, чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних. Бездействие со стороны должностных лиц Администрации Смоленского района в данной ситуации создаёт реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и сотрудников детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ». Согласно Уставу МБОУ «Точилинская СОШ» является муниципальной некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование Смоленский район Алтайского края в лице Администрации Смоленского района Алтайского края. Согласно п.п. 7.4 Устава источниками формирования финансовых ресурсов образовательной организации являются: бюджетные и внебюджетные средства, средства полученные от родителей, за предоставление платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц, добровольные имущественные взносы, средства муниципального бюджета; другие, не запрещённые законодательством Российской Федерации, поступления. В силу п. 7.5 Устава образовательная организация использует бюджетные средства в соответствии с муниципальным заданием, которое формирует и утверждает учредитель. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательной организацией осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Смоленский район. При этом Администрация Смоленского района, как исполнительный орган муниципального образования Смоленский район Алтайского края, является непосредственным исполнителем обязанностей по финансированию деятельности МБОУ «Точилинская СОШ», в том числе детского сада «Снегурочка». Администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет финансовое обеспечение оказываемых МБОУ «Точилинская СОШ» услуг в сфере образования, и осуществляет финансирование поддержания имущества, переданного в оперативное управление филиалу, в надлежащем состоянии. Отсутствие финансирования делает неисполнимым принятие образовательной организацией мер по устранению требований санитарного законодательства (проведение ремонтных работ помещений), поскольку таковое невозможно в отсутствие надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления, на которое такая обязанность возложена законом. Из изложенного следует, что обязанность по созданию безопасных условий обучения в общеобразовательном учреждении и связанное с этим вопросом финансирование, законом, нормативными документами, Уставом муниципального образования, возлагается на Администрацию Смоленского района. При этом отсутствие в бюджете средств не может служить основанием к отказу в финансировании работ по ремонту помещений образовательных учреждений, так как в случае отсутствия финансирования не могут быть проведены указанные работы, что в последующем может за собой повлечь полное приостановление деятельности образовательных учреждений.

Помощник прокурора Смоленского района в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, в обосновании ссылался на доводы, изложенные в иске. Просил суд, удовлетворить иск.

Представитель ответчика Администрации Смоленского района Краснова О.С. в судебном заседании суду пояснила, что Администрация района не бездействует.Текущий ремонт здания проводится ежегодно. Администрация заинтересована в проведении ремонта, была заказана экспертиза технического состояния данного объекта для принятия решения о целесообразности проведения капитального ремонта или строительства нового здания детского сада. Согласно заключению специалиста от ДД.ММ.ГГГГ физический износ здания составил 46 %, то есть приведение здание в технически исправное состояние возможно путём проведения капитального ремонта. В настоящее время работа в данном направлении проводится. Следующим этапом будет разработка проектно-сметной документации. Сейчас рассматривается вопрос о сумме необходимой для выделения денежных средств для разработки сметы, проводится анализ стоимости данного вида работ. Из которого следует, что цены колеблются в среднем от 1 млн до 1,5 млн руб. Будет проанализирован сбор коммерческих предложений. После чего будет заключён контракт на разработку проектно - сметной документации. После получения экспертного заключения будет подана заявка в Министерство образования и науки о включении нас в краевую адресную инвестиционную программу по капитальному ремонту. То есть Администрация принимает все меры (с соблюдением всех процедур) по проведению капитального ремонта.            Касаемо срока для проведения работ,считают его не разумным. Указанный в исковом заявлении срок ничем не аргументирован. Прокурором не учтено необходимое соблюдение определённой последовательности действий Администрацией, которая необходима для оформления технической документации в полном объёме и не учтён срок который необходим будет для проведения видов работ, определённых в исковом заявлении. При установлении данного срока прокурор не учёл те процедуры, которые необходимо пройти до начала ремонта, а также не учёл объём работ, которые необходимо будет произвести. Просили установить срок для проведения капитального ремонта в здании детского сада «Снегурочка», 24 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Третье лицо МБОУ «Точилинская СОШ» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили и не просили об отложении дела.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, разрешая дело в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьёй 41 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на охрану здоровья.

Согласно п.1.1 Устава МБОУ «Точилинская СОШ» (далее - Устав), МБОУ «Точилинская СОШ» реорганизовано в форме присоединения к нему муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снегурочка»» на основании постановления Администрации Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ .

Здание детского сада «Снегурочка» расположено по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 1.3 Устава учредителем образовательной организации является муниципальное образование Смоленский район Алтайского края в лице Администрации Смоленского района Алтайского края.

В силу пункта 8 ч.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Федерального закона №273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст.ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и интересов детей являются одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребёнка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребёнка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, проведённой проверкой в детском саду «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ» выявлены нарушения СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28. В частности, в нарушение требований п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в помещениях детского сада «Снегурочка» потолок и стены по периметру здания имеют множественные дефекты, протекания и признаки поражений грибком, с потолка и стен осыпается штукатурка, в нарушение п.2.5.2 СанПиН СП 2.4.3648-20 полы имеют дефекты и повреждения, в нарушение п.2.2.4. СанПиН СП 2.4.3648-20 крыльцо здания детского сада имеет дефекты. Кроме того, имеются множественные разрушения фасада здания, а также разрушения отмостки по периметру детского сада.

В соответствии со ст.2 Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В абзаце 10 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В соответствии с ч.1 ст.39 данного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Вопросы охраны здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению урегулированы Санитарно-эпидемиологическими требованиями 2.4.3648-20 к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.

Как следует из заключения специалистов от ДД.ММ.ГГГГ, детский сад «Снегурочка» находится в неудовлетворительном состоянии. Приведение детского сада «Снегурочка» в <адрес> при физическом износе 46% в технически исправное состояние необходимо путём проведения комплексного капитального ремонта здания с выполнением следующих ремонтно-строительных работ: производство земляных работ по периметру бутовых фундаментов с двух сторон; усиление ленточного бутового фундамента железобетонными обоймами с двух сторон; усиление горизонтальной и вертикальной гидроизоляции по периметру здания; смена деревянных перемычек оконных и дверных проёмов на металлические; усиление наружных стен стальными стяжками в уровне чердачного перекрытия; заделка трещин в кирпичных стенах; смена кирпичной кладки под оконными проёмами; смена дощатых полов; смена чердачного перекрытия; смена чердачного утеплителя; смена покрытия полов и линолеума; вывод вентиляционных и фановых труб выше уровня кровли; выполнить увеличение карнизного свеса и организованный водоотвод с крыши; выполнить крепление мауэрлата и стропильных ног к стенам в виде скруток; устройство слуховых окон; огне и биозащита деревянных конструкций крыши; устройства элементов безопасности на кровле; демонтаж существующих перегородок с оконными блоками и устройство новых из ГЛК по металлическому каркасу; смена входных и внутренних дверей; смена деревянного крыльца входа; смена козырьков над входом в здание с устройством организованного водоотвода; устройство приёмки с люком на месте ввода отопления; смена системы отопления; смена системы водоснабжения и водоотведения; смена сети электроснабжения и установка прибора учёта; устройства вертикальной планировки по периметру здания; устройства бетонной отмостки по периметру здания с использованием гидроизоляционной добавки; устройство вентилируемого фасада с установкой утеплителя; очистка чердака от мусора; выполнить перепланировку помещений с устройством, изолированных входной группы и подсобные помещения; выполнить подъём уровня чистого пола на 200 мм.; поднять уровень подоконников на 200 мм.; обеспечить доступ в здание маломобильным группам населения.

Согласно ст.ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления ухода и присмотра за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, Администрация муниципального образования Смоленский район Алтайского края обязана осуществлять финансирование мероприятий по содержанию зданий образовательных учреждений и созданию благоприятных и безопасных условий обучения.

В соответствии с положениями статьи 5 Устава муниципального образования Смоленского район Алтайского края к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета, а также владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании ч.1 ст.78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учётом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно Уставу МБОУ «Точилинская СОШ» является муниципальной некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование Смоленский район Алтайского края в лице Администрации Смоленского района Алтайского края.

Согласно п.7.4 Устава источниками формирования финансовых ресурсов образовательной организации являются: бюджетные и внебюджетные средства, средства полученные от родителей, за предоставление платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц, добровольные имущественные взносы, средства муниципального бюджета; другие, не запрещённые законодательством Российской Федерации, поступления.

В силу п.7.5 Устава образовательная организация использует бюджетные средства в соответствии с муниципальным заданием, которое формирует и утверждает учредитель. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательной организацией осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Смоленский район.

При этом Администрация Смоленского района, как исполнительный орган муниципального образования Смоленский район Алтайского края, является непосредственным исполнителем обязанностей по финансированию деятельности МБОУ «Точилинская СОШ», в том числе детского сада «Снегурочка».

Администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет финансовое обеспечение оказываемых МБОУ «Точилинская СОШ» услуг в сфере образования, и осуществляет финансирование поддержания имущества, переданного в оперативное управление филиалу, в надлежащем состоянии.

Отсутствие финансирования делает неисполнимым принятие образовательной организацией мер по устранению требований санитарного законодательства (проведение ремонтных работ помещений) поскольку таковое невозможно в отсутствие надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления, на которое такая обязанность возложена законом.

Как установлено судом и следует из выводов заключения специалиста по результатам обследования строительных конструкций детского сада «Снегурочка» от ДД.ММ.ГГГГ детский сад находится в неудовлетворительном состоянии, при котором эксплуатация возможна только при условии проведения значительного капительного ремонта детского сада.

Указанные в заключении дефекты могут привести к разрушению строительных конструкций, возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних и работников.

Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии органами местного самоуправления мер к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия лиц, обучающихся в детском саду, чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних. Бездействие со стороны должностных лиц администрации Смоленского района в данной ситуации создаёт реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и сотрудников детского сада «Снегурочка».

Для предотвращения дальнейшего нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и недопустимости нарушения образовательного процесса необходимо выполнить капитальный ремонт здания детского сада «Снегурочка».

Из изложенного следует, что обязанность по созданию безопасных условий обучения в общеобразовательном учреждении и связанное с этим вопросом финансирование, законом, нормативными документами, Уставом муниципального образования, возлагается на Администрацию Смоленского района. При этом отсутствие в бюджете средств не может служить основанием к отказу в финансировании работ по ремонту помещений образовательных учреждений, так как в случае отсутствия финансирования не могут быть проведены указанные работы, что в последующем может за собой повлечь полное приостановление деятельности образовательных учреждений.

В силу п.п.2, 15 ч.3 ст.28 и п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2003 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья; создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасных условий воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2003 №273).

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В судебном заседании установлено, что Администрация Смоленского района предпринимает меры по устранению допущенных нарушений, что подтверждается показаниями представителя Администрации. С учётом позиции помощника прокурора и представителя ответчика, высказанной в судебном заседании, а также требований законодательства, регламентирующих данный вид деятельности, учитывая, что капитальный ремонт, потребует определённого периода времени, суд считает возможным и целесообразным установить срок для исполнения решения суда, 24 месяца со дня, вступления решения суда в законную силу.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

     р е ш и л:

Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятие мер к содержанию здания, проведению капитального ремонта детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Возложить обязанность на Администрацию Смоленского района Алтайского края в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести капитальный ремонт в здании детского сада «Снегурочка», являющегося структурным подразделением МБОУ «Точилинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

- произвести земляные работы по периметру бутовых фундаментов с двух сторон;

- усилить ленточный бутовый фундамент железобетонными обоймами с двух сторон;

- усилить горизонтальные и вертикальные гидроизоляции по периметру здания;

- сменить деревянные перемычки оконных и дверных проёмов на металлические;

- усилить наружные стены стальными стяжками в уровне чердачного перекрытия;

- заделать трещины в кирпичных стенах;

- сменить кирпичную кладку под оконными проемами;

- сменить дощатый пол;

- сменить чердачные перекрытия;

- сменить чердачный утеплитель;

- сменить покрытия полов и линолеума;

- вывести вентиляционные и фановые трубы выше уровня кровли;

- выполнить увеличение карнизного свеса и организованный водоотвод с крыши;

- выполнить крепление мауэрлата и стропильных ног к стенам в виде скруток;

- оборудовать слуховое окно;

- осуществить огне и биозащиту деревянных конструкций крыши;

- оборудовать элементы безопасности на кровле;

- осуществить демонтаж существующих перегородок с оконными блоками и обустроить новые из ГЛК по металлическому каркасу;

- сменить входные и внутренние двери;

- сменить деревянное крыльцо входа;

- сменить козырек над входом в здание, оборудовать устройством организованного водоотвода;

- оборудовать приёмку с люком на месте ввода отопления;

- сменить систему отопления;

- сменить систему водоснабжения и водоотведения;

- сменить сети электроснабжения и установить приборы учёта;

- осуществить устройства вертикальной планировки по периметру здания;

- осуществить устройства бетонной отмостки по периметру здания с использованием гидроизоляционной добавки;

- осуществить устройство вентилируемого фасада с установкой утеплителя;

- очистить чердак от мусора;

- выполнить перепланировку помещений с устройством, изолированных входной группы и подсобные помещения;

- выполнить подъём уровня чистого пола на 200 мм.;

- поднять уровень подоконников на 200 мм.;

- обеспечить доступ в здание маломобильным группам населения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд, в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено 04.10.2024      

Судья                                       А.В. Седойкина

2-544/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура
Ответчики
Администрация Смоленского района АК
Другие
МБОУ "Точилинская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Смоленский районный суд Алтайского края
Судья
Седойкина А.В.
Дело на странице суда
smolensky.alt.sudrf.ru
30.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2024Передача материалов судье
02.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2024Судебное заседание
04.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2024Дело оформлено
14.11.2024Дело передано в архив
02.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее