Решение по делу № 2-1733/2024 (2-7775/2023;) от 21.11.2023

№ 2-1733/2024

24RS0056-01-2021-006237-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск                                                                                            14 августа 2024 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Судит А.Г.,

при секретаре Москвиной А.Ю.,

с участием помощника прокурора Пискорской А.И.,

представителя ответчика Поташкова С.Ю. (доверенность № 28 от 21.12.2023),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Центрального района города Красноярска, ППК «Фонд развития территорий» о возложении обязанности,

        УСТАНОВИЛ:

        Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском (с учетом уточнений (т. 1 л.д. 228) к администрации Центрального района г. Красноярска, ППК «Фонд развития территорий» о возложении обязанности на ответчиков очистить территорию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300298:34, расположенного по адресу ориентира: г. Красноярск, Центральный район, жилой район Солонцы-2 «для многоэтажной жилой застройки (высотная застройка)» от строительных, твердых коммунальных отходов в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда. Требования мотивированы тем, что при проведении проверки по обращению ФИО7. по факту несанкционированной свалки отходов, в ходе осмотра, проведенного 26.05.2021, установлено, что на вышеуказанном земельном участке выявлен факт захламления почвы отходами. Ориентировочная площадь захламления составляет около 0,5 га. Отходы накапливаются навалом непосредственно на почве. По совокупности приоритетных признаков происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду их можно отнести к отходам IV-V класса опасности. Это изделия из древесины; строительный мусор в виде битого кирпича и бетонных конструкций; строительный мусор, изделия из металла, автомобильные шины, упаковка полиэтиленовая и иные. Согласно выписке из ЕГРН, правообладателем указанного земельного участка является муниципальное образование города Красноярска, арендатором ППК «Фонд развития территорий» (ранее ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства». В ходе проведенной проверки установлено, что указанный земельный участок не предназначен для хранения (накопления) отходов, не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства. Вышеназванный земельный участок передан Фонду на основании договора аренды от 01.04.2022 № 78, заключенного между ДМиЗО администрации г. Красноярска и Фондом. Как установлено по результатам обследования от 26.05.2021 на земельном участке выявлена несанкционированная скалка, что свидетельствует о том, что земельный участок передан Фонду уже в захламленном состоянии. Так же в ходе выездного обследования, проведенного 06.07.2022 и 22.05.2023 установлено, что земельный участок остается захламленным, доступ к свалке не ограничен. При этом с момента аренды земельного участка и до 22.05.2023 Фондом и администрацией Центрального района г. Красноярска не принято мер по ликвидации несанкционированной свалки, равно как и ограничения свободного доступа к ней. Таким образом, наличие на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300298:34 отходов и воздействие на них осадков в виде дождя, снега, солнечного света, ветра приводит к попаданию в почву вредных загрязняющих веществ и оказывает в дальнейшем негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора Пискорская А.И. на уточненных заявленных требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении. Считает, что обязанность по устранению свала лежит как на собственнике так и на арендаторе. Администрация Центрального района должна была принимать меры, предотвращающие захламление муниципальной собственности. Если на территории данного участка осуществляют несанкционированное размещение отходов, значит ненадлежащим образом организован сбор отходов в близлежащих территориях.

        Представитель ответчика администрации Центрального района г. Красноярска – Поташков С.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что администрация Центрального района г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, обязанность должна быть возложена на ППК «Фонд развития территорий», которому земельный участок передан в аренду. На Администрации района лежит только санитарная очистка необременённых земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Максимальные полномочия собственника осуществляет ДМИЗО администрации г.Красноярска. Согласно договору и акту приема–передачи указано, что обязанность содержать в надлежащем виде участок лежит на соответчике. Участок передан в удовлетворительном состоянии, даже если предположить, что в неудовлетворительном состоянии, то данные правоотношения уже перетекают в плоскость гражданскую между Фондом и ДМИЗО. На сегодняшний день участок принадлежит Фонду, он участок не содержит, складируются отходы там. До тех пор пока участок находится в обременении, владении Фонда, в силу закона администрация не имеет права убирать захламление.

        Представитель ответчика ППК «Фонд развития территорий» в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, согласно которым заявленные исковые требования Фонд не признает, поскольку Фонд какую-либо производственную и иную хозяйственную деятельность на земельном участке не вел и не ведет, в пользование третьим лицам не передавался. Считают, что захламление земельного участка произошло до заключения договора аренды.

        Представители третьих лиц МКУ г. Красноярска «УКС», администрации города Красноярска, Департамента городского хозяйства и транспорта администрации г. Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

        Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

        Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается. Управление в области окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законам, другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. К вопросам местного значения городских и сельских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

        В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается. Отходы производства и потребления это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

        В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

        Постановлением Главного государственного санитарного врача 1 РФ от 30.04.2003 № 80 введены в действие санитарно - эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.1.7.1322-03» (поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

        В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300298:34, расположенный по адресу ориентира: г. Красноярск, Центральный район, жилой район Солонцы-2, вид разрешенного использования «для многоэтажной жилой застройки (высотная застройка)», принадлежит МО г. Красноярск, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

        16.02.2021 от председателя КРОО «Экологически чистый и свободный от коррупции край» ФИО8 поступило заявление, согласно которому он сообщает, что в их организацию поступает множество жалоб о несанкционированном размещении твердых коммунальных и строительных отходов около Северного шоссе в городе Красноярске на земельном участке, в том числе с кадастровым номером 24:50:0300298:34 (т. 1 л.д. 6).

        03.03.2021 в адрес Красноярского природоохранного прокуратура из Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска поступил ответ, где указано, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300298:34 предоставлен МКУ города Красноярска «УКС» на основании распоряжений администрации города Красноярска от 27.09.2019 № 4984-недв, от 02.10.2019 № 5096-недв (т. 1 л.д. 10 с обратной стороны – 12).

        26.05.2021 Красноярской природоохранной прокуратурой был организован осмотр земельного участка, по результатам которого составлен Акт обследования рельефа местности и установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300298:34 находится несанкционированная свалка мусора, обнаружены твердые коммунальные отходы, отработанные шины, а также имеется строительный мусор (битый кирпич, сломанные бетонные плиты, стекло) (т. 1 л.д. 6 с обратной стороны).

        27.05.2021 прокурором природоохранной прокуратуры в адрес МКУ г. Красноярска «УКС» было направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения законодательства (т. 1 л.д. 23 с обратной стороны-24).

        Согласно ответу руководителя МКУ г. Красноярска «УКС» от 24.06.2021 следует, что при передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ г. Красноярска «УКС» на нем уже находился строительный и бытовой мусор, в связи с чем, ликвидация несанкционированной свалки, образованной на земельном участке до передачи его Учреждению, будет являться нецелевым расходованием бюджетных денежных средств. Пунктом 2.2.3 Положения об администрации района в городе Красноярске обязанность по организации работы и выполнению функции муниципального заказчика по ликвидации несанкционированных свалок на территории города возложена на районные администрации. Факт предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование учреждению не влияет на обязанность администрации Центрального района в городе Красноярске по ликвидации несанкционированной свалки на муниципальном земельном участке в черте города (т. 1 л.д. 25).

        На основании распоряжения администрации города Красноярска от 27.12.2021 № 4811-недв прекращено право постоянного (бессрочного) пользования МКУ города Красноярска «УКС» земельным участком с кадастровым номером 24:50:0300298:34 (т. 1 л.д. 67).

        Как следует из муниципального контракта № 15, заключенного между администрацией Центрального района г. Красноярска и ООО «Мусоросортировочный комплекс Юго-Запад», что исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории Центрального района города Красноярска в 2022 году до 31.12.2022 года (т. 1 л.д. 83 с обратной стороны-89).

        01.04.2022 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300298:34 передан в аренду ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» сроком с 05.04.2022 по 13.12.2024 на основании договора аренды земельного участка № 78 от 01.04.2022, заключенного между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» (т. 1 л.д. 141-148).

        ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» преобразовано в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2021 года № 436-ФЗ путем изменения наименования компании на ППК «Фонд развития территорий».

        Согласно разделу 4.4 договора аренды следует, что арендатор обязан: не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а так же выполнять работы по благоустройству территории (п. 4.4.7); не допускать захламления земельных участков в результате своих действий и действий третьих лиц по использованию предоставленного земельного участка (п. 4.4.12); своевременно (в срок указанный в соответствующем уведомлении) выполнять обязанности по приведению земель в состояние пригодное для использования по целевому назначению, или по рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательных и других работ (п. 4.4.14).

        Из акта приема–передачи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300298:34 следует, что состояние земельного участка на момент его передачи удовлетворительное. Датой фактической передачи земельного участка во владение и пользование Фонда считать 14.12.2021 (т. 1 л.д. 150).

        В заключении по состоянию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300298:34 (вх № 30573-ги от 14.12.2021), выданном Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 23.12.2021 указано, что земельный участок не огражден, проезд автономный, на участке имеется кустарниковая растительность, свободен от застройки.

        В ходе проведенного 06.07.2022 обследования территории земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300298:34 установлено, что на нем расположена несанкционированная свалка строительных, твердых бытовых коммунальных отходов (т. 1 л.д. 98 с обратной стороны).

        06.07.2022 администрация Центрального района г. Красноярска в письме заместителю прокурора Красноярской природоохранной прокуратуры указала, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300298:34 с 05.04.2022 передан в аренду ППК «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства». Администрация района не имеет полномочий по принятию мер в отношении данного земельного участка (т. 1 л.д. 99 с обратной стороны-100).

        Согласно акту обследования территории от 22.05.2023 несанкционированная свалка строительных, твердых бытовых коммунальных отходов не ликвидирована, с момента проведения прошлого обследования 06.07.2022 площадь захламления визуально увеличилась, на земельном участке присутствуют свежие отходы (т. 1 л.д. 231).

        В соответствии с п. 2.2.3 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 № 46-р в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством районная администрация:

        - организует работу и выполняет функции муниципального заказчика по ликвидации несанкционированных свалок, вывозу мусора, собранного Трудовыми отрядами Главы города,

        - выполняет работы по санитарной очистке, поддержанию чистоты на территории района на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, на земельных участках и землях, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, органам государственной власти.

        Согласно п. 1.3 Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 № В-378, лицами, ответственными за благоустройство, являются собственники земельных участков, зданий (включая жилые дома), помещений в них, сооружений, объектов благоустройства, за исключением следующих случаев: в случае если объект благоустройства передан в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, лицом, ответственным за благоустройство, является лицо, которому объект благоустройства передан в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.

        В соответствии с 2.1 Указанных Правил благоустройства территории города Красноярска лица, ответственные за благоустройство зданий, строений, сооружений, прилегающей к ним территории, должны обеспечивать их надлежащую эксплуатацию, проведение текущего и капитального ремонта в соответствии с законодательством и настоящими Правилами.

        В своих возражениях на иск ПКК «Фонд развития территорий» указывал на то, что с момента заключения договора аренды Фонд какую-либо производственную и иную хозяйственную деятельность на земельном участке не вел и не ведет, в пользование третьим лицам не передавался. Считают, что захламление земельного участка произошло до заключения договора аренды (т. 2 л.д. 71). В ответе на судебный запрос Фонд указал, что в письменных объяснениях ошибочно указано о не подписании акта приема-передачи земельного участка (т. 2 л.д. 149).

        Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент заключения договора аренды с ПКК «Фонд развития территорий» и передачи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300298:34 какой-либо несанкционированной свалки не имелось, что подтверждается, как самим актом приема-передачи земельного участка, подписанного сторонами, так и заключением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 23.12.2021.

        Таким образом, с момента передачи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300298:34 в аренду Фонду (с 05.04.2022), Фонд принял на себя обязательства по исполнению договора аренды, а именно: не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а так же выполнять работы по благоустройству территории (п. 4.4.7); не допускать захламления земельных участков в результате своих действий и действий третьих лиц по использованию предоставленного земельного участка (п. 4.4.12).

        Доказательств того, что на дату заключения договора аренды земельного участка на спорном участке находилась несанкционированная свалка истцом и ответчиком ПКК «Фонд развития территорий» суду не представлено.

        Оснований для возложения на администрацию Центрального района г. Красноярска обязанности по очистке территории земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300298:34, от строительных, твердых коммунальных отходов не имеется. В связи с чем, в удовлетворении требований к администрации Центрального района г. Красноярска надлежит отказать.

        Требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации о возложении обязанности очистить земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300298:34 подлежат удовлетворению в отношении ответчика ППК «Фонд развития территорий».

        На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

        Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Центрального района города Красноярска, ППК «Фонд развития территорий» - удовлетворить частично.

        Обязать ППК «Фонд развития территорий» очистить территорию земельного участка с кадастровым номером № 24:50:0300298:34, расположенного по адресу ориентира: г. Красноярск, Центральный район, жилой район Солонцы-2 «для многоэтажной жилой застройки (высотная застройка)» от строительных, твердых коммунальных отходов в течении 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

        В удовлетворении исковых требований Красноярского природоохранного прокурора к администрации Центрального района города Красноярска о возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий                                                                       А.Г. Судит

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2024 года.

Копия верна

Судья             А.Г. Судит

2-1733/2024 (2-7775/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"
Администрация Центрального района г. Красноярска
Другие
ДМИиЗО Администрации г. Красноярска
МКУ г. Красноярска "УКС"
Администрация г. Красноярска
Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска
Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Судит Александра Геннадьевна
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
23.11.2023Передача материалов судье
24.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
22.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.03.2024Предварительное судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее