Дело №2-86/2021
42RS0001-01-2020-001738-54
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Гурьяновой В.И.,
при секретаре Семеновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
04 февраля 2021 года
гражданское дело по иску Начкебия Гочи Димитриевича к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Начкебия Г.Д. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о признании бездействий администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу незаконными, выразившихся в не освобождении из-под стражи, взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивирует тем, что в период времени с <дата> по <дата> его содержали в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбасс незаконно. <дата> по постановлению суда был крайний срок содержания его под стражей. Однако в этот день он не был освобожден, что является нарушением его право на свободу. Данным бездействием ответчика ему причинены физические и моральные страдания.
Просит признать бездействия администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу незаконными, выразившееся в неосвобождении из-под стражи <дата>, признать незаконным содержания его под стражей с <дата> по <дата> и взыскать в его пользу моральный вред в размере 180000 рублей.
Определением суда от <дата> требования Начкебия Г.Д. о взыскании компенсации морального вреда выделены в отдельное производство для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании истец Начкебия Г.Д. на исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что моральный вред причинен ему в результате незаконного содержания под стражей, чем было нарушено его право на свободу.
Представитель ответчиков Еремеева К.П., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании административные требования не признала, дала пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Считает, что вина ответчика в причинении морального вреда истцу не доказана, кроме того, права истца были восстановлены при вынесении приговора судом, данный срок зачтен ему при назначении наказания.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных и муниципальных органов или их должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В этих случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган (ст. 1071 ГК РФ).
Согласно абзацу 3 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения: в качестве меры пресечения заключения под стражу.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» установлено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Судом установлено, что Начкебия Г.Д. содержался в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу.
Задержан 17.10.2016 на основании постановления Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 20.10.2016 в качестве обвиняемого по <...> УК РФ, мера пресечения в виде заключения под стражу избрана на 2 месяца, то есть не позднее 16.12.2016.
Апелляционным постановлением Кемеровского областного суда от 03.11.2016 постановление Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 20.10.2016 изменено.
Постановлено исключить из резолютивной части постановления указание на то, что мера пресечения избрана на срок до окончания предварительного следствия и направления прокурором уголовного дела в суд либо до отмены или изменения меры пресечения на не связанную заключением под стражу, но не позднее 2 месяцев с момента задержания, то есть не позднее 16.12.2016. Считать меру пресечения избранной до 10.12.2016, то есть на 1 месяц 23 дня.
13.12.2016 Начкебия Г.Д. освобожден из-под стражи в зале суда на основании постановления Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 13.12.2016 об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей.
13.12.2016 Начкебия Г.Д. задержан на основании постановления Ленинск-Кузнецкого городского суда от 13.12.2016 в качестве обвиняемого по <...> УК РФ, мера пресечения в виде заключения под стражу избрана на 27 суток - с 13.12.2016 по 09.01.2017.
Из материалов проверки № по факту ненадлежащего исполнения должностными лицами ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области своих должностных обязанностей следует, что <дата> Начкебия Г.Д. обратился в следственный отдел по факту незаконного его содержания под стражей.
<дата> вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе проверки Начкебия Г.Д. пояснял, что привлекать к ответственности никого не желает, так же он не считает, что в результате данного деяния были существенно нарушены его законные права и интересы, так как время, проведенное под стражей, будет ему зачтено в срок наказания.
Таким образом, Начкебия Г.Д. 20.10.2016 Ленинск-Кузнецким городским судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, сроком до 16.12.2016. Апелляционным постановлением Кемеровского областного суда срок содержания Начкебия Г.Д. под стражей сокращен до <дата>. Начкебия Г.Д. содержался в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, при этом в период времени с 10.12.2016 по 13.12.2016 содержался незаконно, то есть 10.12.2016 не был освобожден из-под стражи.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца права на денежную компенсацию морального вреда в связи с незаконностью его содержания под стражей в местах лишения свободы.
При этом довод представителя ответчиков о том, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку решением суда от 05.11.2020 в удовлетворении административных исковых требований Начкебия Г.Д. к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о признании бездействий администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу незаконными, выразившихся в не освобождении из-под стражи, было отказано, суд находит не состоятельным, поскольку отказ в удовлетворении иска был обусловлен пропуском административным истцом срока обращения в суд.
Исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд, учитывает фактические обстоятельства причинения морального вреда истцу, исходя из характера причиненных истцу нравственных страданий, в связи с незаконностью его содержания под стражей в течение 3 дней, то есть длительность периода незаконного нахождения в местах лишения свободы, вид исправительного учреждения, обстоятельства, характеризующие его личность, а также фактическое восстановление его прав путем зачета дней незаконного его содержания под стражей в срок отбытия наказания.
Также суд учитывает, что Начкебия Г.Д. в судебном заседании не мотивировал, в чем именно выразились его физические и нравственные страдания. В материалах проверки № по факту ненадлежащего исполнения должностными лицами ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области своих должностных обязанностей имеется личное заявление Начкебия Г.Д., в котором он указывает, что незаконное его содержание под стражей в СИЗО-4, не нарушило его законные интересы и никакие вредные последствия для него не наступили.
Суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств, учитывая требования разумности и справедливости, определяет размер компенсации морального вреда подлежащего взысканию в пользу истца в размере 9000 рублей.
Взысканная денежная сумма подлежит взысканию в пользу истца за счет Казны Российской Федерации, поскольку уголовное и уголовно-процессуальное законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), а следственные и судебные органы, а также органы прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве, действуют от имени Российской Федерации в целом, в связи с чем финансовое обеспечение выплаты компенсации морального вреда в настоящем случае является расходным обязательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Начкебия Гочи Димитриевича к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств – Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в пользу Начкебия Гочи Димитриевича <дата> года рождения, уроженца <адрес>, компенсацию морального вреда в размере 9 000 (девять тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 08.02.2021.